Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
20.02.2014 / 12:38:32

Песнь откровения Баходира Джалала


Этот отклик на творчество Баходира Джалала был опубликован на моем сайте о культурной жизни Ташкента. Сайт исчез в недрах интернета, а очерк сохранился. Решила поделиться.

Есть люди, которым уготовано родиться на свет, чтобы донести до человечества заветные истины - в символах науки, слове, звуке, изобразительном или пластическом воплощении. Один из них - народный художник, лауреат Государственных премий, профессор кафедры монументальной живописи Национального института искусств и дизайна имени К. Бекзода, действительный член Академии художеств Узбекистана и Академии художеств Кыргызстана Баходир Джалалов.

Ранним утром 1948 года, когда свет окончательно победил тьму, и первые лучи солнца, гася поблекшие звезды, дымно-золотистым веером развернулись над вершинами Чаткальского хребта, мир огласил звонкий крик вступившего в жизнь нового человека. Родился он в древней части Ташкента под созвездием Близнецов и по воле светил всегда чувствовал свою сопричастность ко всему и ко всем на земле.

- Я один из вас, - обращается художник к нам в поэтической миниатюре в прозе «Песнь откровения». - Своим восторженным криком я отдал дань признательности утренним звездам и небу, которые оказались свидетелями появления на свет еще одного сотворца.

Я живу и творю в одном из божественно райских уголков нашей прекрасной планеты, где родился, где проходило мое становление, и получаю от этой земли тот огромный заряд энергии, который называется Вдохновение.

Дар обретать силу от истоков родной земли и впитывать знания от начала начал человеческой цивилизации и культуры художник, взрослея, развил и приумножил, принеся на алтарь служения людям прекрасные творения своих рук - монументальные фрески и картины, станковую живопись, графику.

Он учился изобразительному искусству в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и совершенствовал мастерство в обетованной для каждого художника земле - Италии.

  

Отзываясь о творчестве Джалалова, академик Галина Пугаченкова отмечала в этом на редкость разностороннем художнике именно его многогранность. Восхищение мастерами итальянского Возрождения, стремление проникнуть в тайны их творчества, овладение традициями русской художественной школы, как считала она, не помешало мастеру проявлять интерес и к авангарду, и к художественным воззрениям народов Средней Азии.

- Воссоздавая в монументальной живописи историю народа, - писала Г.Пугаченкова, всю свою жизнь посвятившая изучению истории и культуры нашего древнего края и как никто понимавшая ценность шедевров искусства, - Джалал приближает к нам тот прекрасный период расцвета науки и культуры на территории нынешнего Узбекистана в XV - XVII веках, который по праву можно считать Ренессансом.

   

Его работы поражают сочетанием трех единств: мощи замысла, логики композиции, изящества изобразительной пластики. Полотна и графические листы с успехом представлялись на международных выставках, пополнили частные и государственные коллекции в Узбекистане и за рубежами страны - Государственной Третьяковской галерее, фонде Международной конфедерации союзов художников в Москве, Букингемском дворце, Британском музее в Лондоне.

А монументальные композиции и фрески стали уникальными творениями, живущими своей таинственной жизнью в суетности современных городов. Их величественные названия говорят сами за себя: «Торжество человеческого разума», «Золотой век», «История узбекского театра»,«Рождение танца», «Муза театра», «Памяти Накшбанди». Их можно встретить и в древних городах Узбекистана, и в Италии, и в других странах.

   

Любители изобразительного искусства не раз любовались его произведениями на больших и малых выставках, коллективных международных и республиканских показах и персональных экспозициях, развернутых в ташкентских музеях. На своей юбилейной персональной выставке художник показал свои работы в жанре инсталляций - замысел потрясающих скульптурных композиций. Чего стоит один только образ мифического быка, символизирующего Навруз! Так и представляешь эту скульптуру на огромной площади.

Редкостна по филигранности исполнения графика Баходира Джалалова, прошедшего классическую «штудию» русской и итальянской школ рисования. Полны символов живописные холсты, где земля и небо соединяются для рождения истины, которую, как философский камень, художник старается добыть путем творческого опыта. Вначале они доставляют чисто зрительное чувство эстетического наслаждения. В них все так соразмерно, объемно, точно и тонко прорисовано, радует глаз гармонией линий и воздушностью штрихов! Крепкая рука рисовальщика, одной линией способного заворожить зрителя, мастерское владение техникой живописи - все это вызывает восторг. А затем происходит медленное погружение в смыслы, которые открываются до конца лишь посвященным. А у рядового зрителя порождают священный трепет перед загадками искусно созданных воображением и рукой образов.

   

Помню, как помог мне «прочесть» некоторые из работ, выставленных в 2008 году в музее Тамары Ханум, сам Баходир Джалалов.

- Вот графическая картина «Дети Ганы». Она написана после поездки в Африку, где я был с персональной выставкой. На этом континенте открыл для себя удивительный мир, где царит цвет бронзы. Поразили исполненные грации тела мужчин и женщин, похожих на живые скульптуры. По этим впечатлениям написал несколько работ, которые ныне находятся в частных коллекциях. Для себя оставил рисунок, который можно увидеть на выставке. На нем изображена девочка лет 15 -16 с маленьким братом за спиной. Кучерявые круглые головки, удивительно чистый взгляд ярких глаз, с доверчивым, открытым взглядом.

С помощью карандаша и сангины художник вдохнул в фигурки своих героев естественность истинной жизни. Он не видит в своих рисунках чего-то сверхъестественного, считая, что любой виртуоз должен владеть школой профессионального исполнения. В этой оценке самым важным, на наш взгляд, является слово «виртуоз». Оно-то как раз и объясняет эффект воздействия работ Б.Джалалова на публику.

На другом рисунке показана драма людей, которые в поисках истины находятся в постоянном движении в неопределенность.

  

Долго можно рассматривать автопортрет «Единорог». Этот образ символизирует целомудрие, чистоту, сохранность духовного - ведического начала. В работе воплощена идея цикличности жизни. Человек, считает художник, рождается и идет по кругам своей судьбы, переживая осмысление мира, в процессе которого чистота его души сохраняется или утрачивается в зависимости от того, какой личностью он себя сотворит. Каждый из нас, уверен мастер, делает выбор сам.

В своих композициях Б.Джалалов часто пытается решить и какие-то внешние задачи. Он работает иногда как костюмер, создавая антураж, подчеркивающий наиболее характерные черты изображаемого образа. К своим работам нередко идет через фантазии, сны или литературные произведения. К примеру, импульсом к созданию одной из его картин послужила новелла Г. Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями». Мысль о том, как в критических ситуациях проявляется сущность человека, долго волновала художника, пока не трансформировалась в образы его картины «Ангел».

- Почему в жизни нет гармонии, слияния, радости, восторга? - вопрошает художник. - Почему там, где следует вознестись душой к небесам, человек проявляет свою меркантильную сущность? Почему люди не понимают Ангела, спустившегося на землю поведать о чудесах небесных, прогоняют его прочь на небо, как это описывается в одном из рубаи Хайяма?

Вопросы, тревожащие этих гениальных писателей, волнуют и Б.Джалалова, который находится в вечном поиске гармонии. Нередко она открывается художнику в обыденном мире, в жизни простых людей.

- Как-то, - рассказывает художник, - мне довелось быть с группой коллег в деловой поездке по Ферганской долине. После собрания в одном из селений мы решили отдохнуть на природе. Прошли к арыку, недалеко от которого стоял небольшой саманный домик. В нем, по всей видимости, жила простая семья. Увидев, что мы вознамерились провести некоторое время рядом с их жилищем, эти далекие от городской цивилизации люди готовы были поделиться с нами всем, что у них было. Это состояние бескорыстия меня поразило. Слава Богу, люди еще сохранили его в себе! Я пожелал этому дому света с небес, благодати и Ангела-хранителя. Впечатление от встречи перенес в картину «Сон».

Всматриваюсь в это небольшое произведение с довольно прозрачными символами. В динамичной композиции изображена девочка (кстати, в ней узнается Сара - внучка художника; он, кстати, нередко в ряду героев своих картин изображает близких ему людей). Она словно созерцает из правого угла полотна разворачивающийся перед нею мир. В нем немало противоречий: щедрость людей, живущих в бедности; символ самолюбования - петух ; собака - воплощение мудрости, верности, дружелюбия.

Сегодня, как полагает Б. Джалалов, происходит интереснейшее явление трансформации сознания людей. Меняется человек, его миропонимание, да и сама природа, с которой мы неразрывно связаны. Художник чувствует себя частицей Вселенной и уверен, что только любовь к ближнему и ко всему сущему может вывести нас из вселенской тьмы к свету.

Надо заметить, что не только его работы, но и сам автор обладает удивительной силой притягательности. Привлекают его воззрения на Вселенную. Вызывает почтение глубокое знание истории и философии, культуры Древнего мира и современности.

К сожалению, невозможно рассказать в целом о творчестве художника в одной публикации. О его замечательных картинах и рисунках: «Грация», «Стремление к единству», «Знамя мира», «Взгляд Кришны», «Моцарт и Сальери», «Попытка взлететь», «Последний ангел вострубил», «Мать Леонардо да Винчи» - даже тех, которые сама видела на выставках не перечислить. В них зримо просматриваются две самые важные грани творчества художника, о которых очень емко сказал ташкентский скульптор Иван Клиницкий:

- Джалал - художник философ и художник-поэт. Вместе эти две ипостаси, соединяясь в одном лице, формируют всё его творчество.

И личность, добавим мы, к которой тянутся те, кто его знает и любит: друзья, ученики, коллеги.

Б. Джалал - не только автор картин. Он пишет и лирико-философские произведения - своеобразные стихи и поэмы в прозе.

- Он светится, как солнце, говорит директор музея Тамары Ханум, кандидат искусствоведения Гульсум Хамраева. - Он - как планета света, человек, пребывающий в вечной влюбленности. Когда он не был еще мэтром, все равно воспринимался как очень талантливый человек. В нем всё кипело, и столько всего было внутри! Сейчас он хорошо знает, что должен дать людям, что оставит им, что его ждет. У него юношески зрелый возраст, когда он мудр, но и полон сил.

Пусть продолжает звучать под лазурным небосводом нашего края, добавим мы, песнь откровения Баходира Джалала.

Тамара Санаева.
Фото автора и из архива Б.Джалала.





Другие материалы рубрики

20.02.2014 / 07:49:32

"Экология. Дизайн. Синергия" на тематической выставке Гете-института

С 6 марта по 12 апреля Гете-институт Ташкента будет проводить уникальную тематическую выставку, посвященную экологической архитектуре. Экспозиция представит обзор инновационных экологических проектов штутгарского архитектурного бюро Behnisch Architekten и компании TransSolar ClimateEngineering... Далее...

20.02.2014 / 07:43:09

Экспозиция "Soul Reflections" в галерее Rietumu

В художественной галерее крупнейшего частного банка Латвии Rietumu в Риге вчера открылась выставка современной живописи "Soul Reflections" творческого дуэта Chaikovsky Art Studio. Далее...

19.02.2014 / 18:37:00

"Легенды и мифы народов мира" в изделиях современных "прикладников"

25 февраля 2014 года в 17:00 в зале "Выставка культуры и искусства" при Министерстве по делам культуры и спорта Республики Узбекистан состоится открытие художественной выставки "Легенды и мифы народов мира", где будут представлены произведения мастеров декоративно-прикладного искусства Узбекистана, членов Творческого объединения художников Узбекистана. Далее...

17.02.2014 / 09:30:24

"Образы и смыслы" Азамата Хатамова покоряют всех!

В Галерее изобразительного искусства Узбекистана вновь праздник. Здесь, в одном из лучших залов Ташкента, представлено творчество известного скульптора Азамата Хатамова... Далее...

15.02.2014 / 14:00:49

Мифы и легенды Сурхандарьинской области в авторском арт-проекте

Уникальная выставка художника Александра Барковского "Мифы и легенды востока: Сухандарьинская область" откроется 1 марта в 18:00 в столичной галерее Art&Fact... Далее...




25.05.2019 / 01:46:16
Российские артисты представили в Ташкенте спектакль "Мужчина с доставкой на дом"
 
10.05.2019 / 23:15:14
В ГАРДТе Узбекистана прошел творческий вечер, посвященный Дню Победы
 


26.05.2019 / 22:37:54
Некоторые проблемы при обучении музыке незрячих и слабовидящих.
 
26.05.2019 / 22:35:55
Джон Фрейн: " 50-й сезон Краннерта заканчивается на высоких нотах"
 


06.05.2019 / 16:49:29
БОРЩ У МАЙИ БЕССАРАБ
 
06.05.2019 / 16:46:53
Когда же началась великая компьютерная революция?
 


11.02.2019 / 21:03:02
А из Бухары ли Ходжа Насреддин, или почему персонаж узбекского фольклора считается своим в Китае
 
07.02.2019 / 21:47:36
Проект Polymedia Узбекистан завоевал международную награду в AV индустрии - InAVation Awards 2019
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2019 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте