Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.09.2021 / 14:57:20
Брим. Несклоняемая фамилия18-ое сентября 2021 г., 15.00., Зал академии Художеств Узбекистана заполнен до отказа художниками театра, искусствоведами, студентами художественных ВУЗов столицы, одним словом – художественной интеллигенцией Ташкента. Выставка, посвященная памяти Георгия Робертовича Брима открылась в день его рождения. Заслуженному деятелю искусств Узбекистана, выдающемуся театральному художнику, легендарного педагогу и профессору кафедры «Художники театра», неоднократного лауреату государственных премий, новатору сценографии, Мудрецу и Мастеру могло бы исполниться 86 лет. Обо всём этом в подробном пресс-релизе на входе. Работ не много, около тридцати. Почти все эскизы из коллекции фондов ДХВ Узбекистана. Могло быть больше. Могло быть раньше. Могло и должно быть при жизни. Могло быть…
История, как мы все знаем, не терпит сослагательного наклонения. А вот натерпеться от этой самой истории можно много. Его судьба буквально «путеводитель» по самым болевым точкам нашего прошлого. И репрессии по национальному признаку во время войны. И голод, и болезни и унижения. Тяжелый ранний труд и поздняя учёба. Постоянные переезды. Такие времена тогда склоняли многих. Многих, но не Г.Р.Брима. Выстоял, выучился, выжил. Потом долго и плодотворно творил в театрах. Радовал, открывал и удивлял. Заражал своим жизнелюбием. Сопереживал и заботился. Прививал, как умелый виноградарь лозу, - вольность, честность, ответственность и трудолюбие. А ещё простоту и иронию, терпимость и искренность. До самого последнего дня до своего отъезда в Германию в 1997 г..
Народный художник Узбекистана Акмаль Нур открыл памятный вечер словами, что действительно настоящий художник не уходит до конца, а остаётся с нами, в своих работах и учениках. Отметив и масштаб и величие такого художника, как Г.Р.Брим, А.Нур выразил уверенность, что данная форма осмысления и передачи молодому поколению художественного наследия живописцев Узбекистана обязана стать традицией. Много говорили и вспоминали его знакомые, коллеги и ученики – Г.Ахмедова, Л.Кодзаева, А.Батыков и многие другие. О том, каким он был сценографом и педагогом. Но главное – Человеком. Была презентована книга «Брим», изданная в Германии усилиями его детей - Натальи и Евгения. Был показан небольшой, хроникальный фильм, где Георгий Робертович с экрана делиться до сих пор с нами своими человеческими и художественными принципами. А еще видео-обращение из далёкого американского Сиэтла его сына - Евгения Георгиевича. С воспоминанием о своём детстве, словами благодарности устроителям и обещанием приехать с моно-спектаклем в Узбекистан в ближайшем будущем.
Минута молчания, которая подводила итого этого мероприятия и словно рамка на одном из его эскизов, обрамила этот вечер точно по формату. Но гости и посетители еще долго не расходились и заново пересматривали уже ставшие классикой эскизы народной «Майсары», эпичной «Целины», трагичной «Марии Стюарт» и оперных «Паяцов». Делились рассказами и воспоминаниями. Фотографировались на фоне портрета именинника, написанного его учеником В.С. Мазитовым. Обсуждали давно зреющую мысль о создании постоянно действующей экспозиции «Сценография Узбекистана», где молодые режиссеры, художники и искусствоведы могли бы открыть своего Георгия Робертовича Брима. Который до сих пор учит, воспитывает и вдохновляет. P.S. Уверен, не случайно, этот вечер памяти проходил совсем недалеко от театра-студии «Дийдор» им. Баходыра Юлдашева. Георгий Робертович и Баходыр Турсунович много лет работали вместе. Больше, чем работали. По-настоящему дружили, что в театре редкость. Этот уникальный тандем во многом и определил развитие театрального искусства Узбекистана на много лет вперёд. Две недели назад вечер памяти Баходыра Юлдашева, ушедшего от нас в мае этого года, прошел и в «Дийдоре». Первый вечер памяти Баходыра Турсуновича, в день его рождения и без него, и уверен, не последний – Брима. Георгия Робертовича, дяди Юры, Брим-ака. Человека с несклоняемой фамилией. А.Кудрявцев
|
|