Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.02.2022 / 23:34:29
Информационный телеканал "Россия - 24" готовит к эфиру специальный репортаж о партнерских отношениях России и Узбекистана.В рамках этого проекта съемочная группа телеканала в составе известной журналистки Анны Афанасьевой и одного из ведущих операторов Артура Нурмухаметова провели 15 февраля целый день в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им.И.В. Савицкого. Интерес к музею со стороны российской аудитории не случаен. Если в Европе музей Савицкого называют «Лувр в пустыне», то для России этот музей представляет огромный интерес как второе по величине собрание русского искусства 20 века после Государственного русского музея в Санкт-Петербурге. Именно поэтому в Нукус на один день и прилетала съёмочная группа из Москвы. В Ташкенте был туман и поэтому московская группа приземлилась в Нукусе с некоторым опозданием, что сделало рабочий день короче, а рабочий график более плотным. Встреча с директором музея Тиграном Мкртычевым началась в его кабинете и продолжилась в соседнем турецком кафе за чашечкой крепкого кофе. Настоящий кофе привел журналистов в рабочее состояние, а общение в кафе позволило узнать детали биографии Тиграна Мкртычева, которые интересовали москвичей. Вскоре работа продолжилась в музее. Прежде всего состоялся выбор места для организации интервью. Возможно не случайно был выбран зал - с него начинается нынешняя экспозиция музея, где экспонируются живописные работы И.В. Савицкого. Больше двух часов продолжалось интервью Тиграна Мкртычева. Один из первых вопросов - почему Игорь Савицкий переехал в Нукус? Эта история уже неоднократно становилась предметом обсуждения, обросла легендами. Между тем, сам Савицкий в своей краткой автобиографии говорил, что для него в народном искусстве каракалпаков «неожиданно открылся новый мир - мир народного гения, народной мудрости, народной эстетики». По мнению Тиграна Мкртычева, для настоящего художника большое значение играет окружающая его среда, с её красками, с её цветом. Савицкий сюда приехал в первую очередь как художник. Помимо Савицкого, Тигран Мкртычев вспомнил множество русских художников, которые тянулись в Среднюю Азию, а многие и остались здесь на всю жизнь - это П.П. Беньков, Н.М. Кашина, М.И. Курзин, А.В. Николаев (Усто Мумин), В.И. Уфимцев и многие другие. Конечно, после того, как в 1966 году был создан музей, И.В. Савицкий перестал рисовать, превратившись из художника в директора, собирателя коллекции. Но и здесь сказались художественная подготовка, прекрасный вкус, а также невероятная интуиция - всё это позволило И.В. Савицкому собрать уникальную живописную коллекцию. Тигран Мкртычев не любит словосочетание «неизвестные шедевры». С его точки зрения, большинство художников, работы которых хранятся в Нукусе, были хорошо известны их современникам. Однако по многим причина - стилистическим, идеологическим и другим - закупочные комиссии больших центральных музеев не имели возможности закупать работы этих художников. Эти работы не принимали на официальные выставки, об этих художниках не писали центральные газеты, и ведущие искусствоведы того времени не спешили рассказать об их творчестве. Так постепенно в 20 веке формировался большой массив изобразительного искусства, который со временем погружался в пучину времени, как погрузилась легендарная Атлантида на дно моря. И исключительная роль И.В. Савицкого, как раз и заключается в том, что он вывел этот пласт из бездны времени в музейную гавань. Буквально спас от небытия. Кроме того, деятельность Игоря Савицкого послужила значительным импульсом для развития изобразительного искусства Каракалпакстана, и стала своеобразным камертоном для художников Узбекистана 1970-х -1980-х годов. Тигран Мкртычев считает, что пик популярности Нукусского музея еще впереди , когда, наконец, исследователи из разных стран, и прежде всего из России, начнут изучать собранную Савицким коллекцию изобразительного искусства, и она засияет новыми гранями, делая историю изобразительного искусства России 20 века более объемной. И что немаловажно, более правдивой. На вопрос, как же так получилось, что он стал директором Нукусского музея, Тигран Мкртычев рассказал, как несколько лет назад участвовал в открытом международном конкурсе на должность директора, который был организован Фондом поддержки искусства и культуры Узбекистана. И вот став победителем этого конкурса он переехал на работу в Нукус. За спиной у Тиграна Мкртычева учеба на кафедре археологии Ташкентского университета, работа помощником у легенды узбекского искусствоведения Л.И. Ремпеля, работа в Институте искусствоведения в Ташкенте, тридцать пять лет работы в Государственном музее Востока в Москве. И вот теперь как закономерный итог - возвращение в юность - снова Узбекистан. Но теперь уже не Ташкент, а Нукус. На вопрос как прошёл первый год работы в Нукусе? - Тигран Мкртычев ответил: Трудно, напряженно, но очень интересно. И это главное. Вместе с Тиграном Мкртычев съёмочная группа успела обойти всю экспозицию и осмотреть выставки. Конечно, об экспозиции и выставках можно было рассказывать бесконечно. И о художнике №1 Узбекистана А.Н. Волкове - в Нукусе лучшая коллекция этого выдающегося мастера; и об интереснейшем художнике Н.П. Тарасове, чье наследие практически полностью хранится в Нукусе и о многом другом. Но время неумолимо. Рабочий день фактически заканчивался. Москвичей интересовал вопрос - как же хранятся эти сокровища? Тигран Мкртычев рассказал, что Узбекистан прекрасно понимает значение нукусской коллекции. Результатом это понимания являются специально построенные музейные здания и специальное здание музейного хранилища. Гостям провели небольшую экскурсию по святая святым музея - фондам, чтобы показать, что знаменитые шедевры находятся в надлежащих условиях. Коллектив музея будет рад увидеть готовый репортаж на российском телевидении. Будем надеятся, что он откроет многим российским телезрителям дорогу в Нукус. Прощаясь с Анной и Артуром - они улетали в Ташкент - коллектив музея пожелал им удачной дороги, успехов, и конечно, возвращения в Нукус с новыми проектами - нам есть что показать всему миру. Гульнур Кайпназарова "Пресс-служба Государственного музея искусств Р.К им. И.В. Савицкого
|
|