Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
23.02.2022 / 16:27:59

Персональная выставка графики Галины Наумовой оправдывает её название: "Лаборатория художника"


С Галиной Фёдоровной Наумовой я встретилась 21.02.22 на персональной выставке её живописных произведений, цветных акварелей и чёрно-белых графических рисунков (в основном, книжных иллюстраций и компьютерного дизайна обложек книг). Накануне этой встречи 18 февраля 2022 года состоялась церемония официального открытия вернисажа в большом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы. Моя задача была целиком окунуться в «Лабораторию художника», чтобы лучше понять эстетический мир творца-экспериментатора.

Галина Наумова родилась в 1951 году в Комсомольске Саратовской области (Россия). В 1970 году окончила отделение живописи Ташкентского республиканского училища им. П.П. Бенькова. В 1978 году окончила отделение промышленной графики кафедры “Художник прикладного искусства” Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского. С 1975 года начала работать в Ташкентском издательстве литературы и искусства им. Г. Гуляма, где в 1981 году перешла на должность художественного редактора. В 1987-1990 гг. работала в экспериментальном отделе издательства «Укитувчи» под руководством известного графика, ксилографа Ивана Дмитриевича Кириакиди, организовавшего этот отдел, затем в частных издательствах. В 1989 году вступила в Союз художников Узбекистана.

Она участник международных, межреспубликанских и республиканских выставок и конкурсов искусства книги. Неоднократно награждалась дипломами 1-й, 2-й и 3-й степеней. Много занималась дизайном книги, иллюстрированием детских книг, оформлением научной, художественной, искусствоведческой, учебной литературы, плакатами, а также станковой графикой. В настоящее время работает над реализацией концептуальных идей в технике: авангардная акварель, графика, компьютерная графика, живопись, батик. В экспозиции выставки представлено около 70 работ Галины Наумовой, выполненных в технике акварели, графики, живописи, смешанной технике.

Целый час мы с художницей обходили экспонаты выставки: каждая картина или графический набросок были связаны с конкретным событием из жизни мастера. Первоначально на этой выставке автор хотела представить две темы: это “Книга” и станковые работы (масло, акварель, графика), так как большую часть жизни она посвятила “Книге”. В основном, это дизайн книги, детские иллюстрации. Это отдельная большая тема, на которую можно долго говорить: о дизайне, шрифте, об эксклюзивных изданиях, о проблемах… Но в какой-то момент она поняла, что тему “Книга” лучше будет выставить отдельно от станковых работ в интересах лучшего визуального качества экспозиции.

В итоге на выставке представлено несколько иллюстраций: обложки книги «Узбекских загадок» (триптих); сказок Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Русалочка»; приключенческого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок», визуально не противоречащих станковым работам, и плакат, частично представляющий книжную деятельность Галины Наумовой. В них поражает тщательность воспроизведения бытовых аксессуаров: их воздействие на зрителя повышается доскональной проработанностью каждого мотива, которому художник умел придать неожиданный сюжетный поворот, снабдить забавными бытовыми подробностями, отражающими национальные особенности и саму эпоху.

Большую часть экспозиции занимают цветочные акварельные натюрморты. Среди них выделяются: диптих «Букет» из кипы белых ромашек; триптих «Власть цветов»; диптих «Гендерная агрессия», диптих «Октябрь -20» и «Апрель-20», написанные в суровые времена разгара пандемии, в котором живые благоухающие розы противоборствуют мёртвым металлическим конструкциям. В таком бескомпромиссном подходе к изображению природы, цветов и насекомых сквозит твёрдая рука мастера публицистической графики. 

В экспозиции 15 живописных работ разных жанров, написанных маслом. Большинство сельских и городских пейзажей Галины Наумовой реалистичны и передают красоту родной земли, как «Газалкент», «Ручей» в Товаксае», «По святым местам» и быстро написанный по первому свежему впечатлению триптих «Бельдерсай. Есть в экспозиции пейзажи другого, ассоциативного, плана. В каждом из них заключён особый социальный подтекст. Триптих «Старые стены», написанный в Чирчике, символизирует стремительно исчезающие в наше время с лица земли старые дома с их особым укладом жизни и неповторимым теплом очага. Вполне сюрреалистический «Зимний пейзаж» построен на внутреннем ощущении зимы. С помощью монохромной техники «гризайль» (в переводе с французского – «серый») художник создала абстрактную картину градациями тона только одного цвета. Раньше это была гамма серого, коричневого или чёрного. В современном искусстве таких ограничений уже нет. Работы в технике гризайль могут выполняться в любом цвете. У Галины Наумовой в «Зимнем пейзаже» преобладает серый цвет тающего снега уходящей зимы, что позволяет ей визуально определить этот вид картины как имитацию батика.

В серии акварелей внимание посетителей приковывает к себе горный пейзаж, поэтический диптих «Источник» в стиле «мистического реализма», в котором изображены стреноженные лошади, утоляющие жажду из горного ручейка. Он был написан в окрестностях Газалкента. Кто бывал в горах - тот неоднократно наблюдал эту пасторальную картину:

 

Мужики спозаранку здесь косят траву.

И тоска из души постепенно уходит во мглу.

Ветер треплет гривы вороных горячих коней

И сдувает с лица тревогу бессонных ночей…

(Г. Багдасарова. «Я вернусь…», Акташ, 2013.)

 

На этом фоне созерцательных спокойных пейзажей выделяются динамичные виды южно-корейского города Кёнджу, куда художница ездила погостить к своей дочери Анне, подарившей ей двоих внуков: это «Город, в котором рождаются дети» с белыми аистами на первом плане; полиптих (серия из шести картин) «Призрачный город», увиденный из окна автобуса и увековеченный в живописных холстах; диптих «Кёнджу» («Имперский сад»): в них присутствуют явь и сны, мечты и реальность. В портрете дочери Анны реалистичный облик девушки дан в окружении декоративных сюзане, мелких бытовых деталей, что значительно углубляет её образ и одновременно делает его убедительным, романтичным и мечтательным.

Триптих «Старый кумган» возник, по рассказу художницы, из коллекции старинных артефактов её друга. В результате возник своеобразный художественный эпос о вековых национальных культурных и бытовых традициях, выполненный тонким мастером в смешанной технике пастели и акварели.

Графике, прежде всего, рисунку, присуща первичность художественного восприятия жизни. Графическая форма более открытая по своему выражению и не может претендовать на безусловную полноту изображения. В графическом искусстве линия и пятно, строящие форму, или белый лист, передающий пространство, способны обретать глубочайшую осмысленность и эмоциональную выразительность. В творчестве Галины Наумовой как раз-таки чрезвычайно активно действует личное, авторское начало. Оно способно окрасить собой зарисовку, схватывающую первоначальные впечатления от натуры и превратить свой изначальный отклик на явления жизни в осмысленное суждение о них. Отсюда характерные для художницы тематические циклы работ, в которых она стремится передать своё отношение к предмету изображения или натуре - от первого эскизного впечатления до отточенного завершённого образа, авторского суждения в прямом и открытом виде.

Отсюда происходит и название выставки “Лаборатория художника” и то, как трактует это определение автор экспозиции: 

 – Художник всегда находится в состоянии поиска наиболее выразительного решения темы и образа. Это напряжённый труд, поиск техники, стиля, инструментов, материала, фактуры. Постоянно идёт эксперимент, который приводит к новым идеям, зачастую отвергающим предыдущие находки. Часто в процессе работы меняется тема, образы, техника. Все это ассоциируется у меня с лабораторией.

Иногда промежуточные находки заводят художника в сторону от первоначального замысла. В определенный момент начинается ЧИСТОЕ ТВОРЧЕСТВО, свободное от смысла! Игра с фактурой, конструкцией композиции, игра цвета… Образы приходят совершенно произвольно, они могут быть чисто визуальными: фактура штукатурки на старой стене, скомканный лист бумаги, морщины на лице старика, напоминающие перекрещивающиеся штрихи на гравюре, мертвое насекомое на дороге… и т.д. Художник играет   этими   категориями.   Я называю это   Божественной импровизацией.

Станковые работы, представленные в экспозиции выставки, – это не итог моего творчества. Это промежуточные результаты поисков наиболее выразительного воплощения чувственного образа, появившегося произвольно. Мое кредо: ДОВЕРЯТЬ СЕБЕ.

Своим впечатлением о выставке обозревателю сайта «Культура.уз» поделился член творческого объединения художников, известный график Радик Азизов:

- Подобные выставки всегда вызывают живой интерес у зрителей, потому что здесь присутствует профессионализм художника. Они полезны особенно для молодых, кто хочет освоить сложную технику графики – как надо работать на самом деле. Представленный мастер имеет огромный жизненный и профессиональный опыт, поэтому у нас есть на кого ориентироваться молодому поколению, тем более, что в технике акварели сейчас мало кто работает.

Галина Фёдоровна представляет старую гвардию, нашу старейшую школу графиков, получивших классическое образование. Но она пошла дальше и от реализма приблизилась к абстрактной графике и живописи. Галина Наумова всё время экспериментирует с жанрами, техниками. Она стоит в авангарде и поэтому свою персональную обширную выставку так и назвала «Лаборатория художника». Я всех приглашаю на эту выставку. Она продлится до 28 февраля 2022 года.

Гуарик Багдасарова

Фото Владимира Гранкина

 





Другие материалы рубрики

22.02.2022 / 14:37:35

Игорь Савицкий. Мир народного гения

Интересные факты о легендарном основателе уникального Нукусского музея искусств. Далее...

21.02.2022 / 20:48:27

В Human House Gallery проходит выставка "Прогулки по старому городу"

В Human House Gallery проходит выставка Евгения Панова "Прогулки по старому городу". Это последняя выставка акварелей Панова про Узбекистан. Далее...

20.02.2022 / 11:08:57

Персональная выставка графики и живописи "Очарование жизнью" Ривката Азиханова

В жизни художника Ривката Азиханова его юбилейная выставка графики и живописи "Очарование жизнью" стала судьбоносным рубиконом Далее...

19.02.2022 / 23:34:29

Информационный телеканал "Россия - 24" готовит к эфиру специальный репортаж о партнерских отношениях России и Узбекистана.

Съемочная группа телеканала "Россия - 24" провели целый день в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого. Далее...

17.02.2022 / 12:53:37

Персональная выставка Ривката Азиханова "Очарование жизнью"

Академия художеств Узбекистана, Творческий союз художников и Ташкентский дом фотографии сделали еще один хороший подарок любителям изобразительного искусства столицы. Далее...





25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 


27.03.2024 / 12:44:53
В Ташкенте состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-востоковеда, просветителя и педагога Александра Шмидта (1871 - 1939г).
 
26.03.2024 / 13:41:36
Внимание, дорогие друзья и коллеги! Новое заседание Клуба "Интеллектуал" состоится в субботу, 30 марта с.г., в нашем зале библиотеки им. А.Навои. Начало, как всегда, в 16 часов. Прошу готовиться. И до скорой встречи!
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте