Борис Бабаев
Как правило, открытию таких выставок предшествует определенная церемония, во время которой дается оценка творчеству тех художников, которые представляют на свой вернисаж те или иные свои работы, не выступают искусствоведы… А здесь все было по другому. К собравшимся обратилась очень симпатичная, хорошо одетая девушка, очень кратко представила выставку, ее участников и предложила выступить самому бенефициару - Алишеру Эргашеву. А он просто не стал говорить о себе и своем творчестве, а сказал, что художник должен писать, а говорить должны искусствоведы, давайте смотреть картины… Правда, поблагодарил галерею за помощь в организации и проведении этой выставки.
Потом смотрели , оценили по достоинству Евгений Скляревский, Наталья Романченко, Алексей Попов и другие коллеги. Было очень интересно и мне самому. Тем более, что выставку органично дополняли оригинальные гобелены, созданные супругой художника Светланой Лисицкой. Кстати, один из них называется «Пир», а второй- «Бахчисарайский фонтан».
Чтобы глубже проникнуть в суть картин Алишера, обратимся к мнению специалистов… По их мнению, неповторимая манера художника демонстрирует преемственность классических традиций голландской живописи и академического рисунка. Отличительная особенность искусства Алишера Эргашева - наличие в работах неповторимого индивидуального почерка. В работах художника четкий, грамотный рисунок, рациональное композиционное построение, своеобразный колорит и гармоническая цветовая гамма. На выставке “Магический реализм” представлены работы, отражающие реалистическую картину мира, в которую вплетены, можно сказать, магические элементы.
И это в самом деле так.
Интервью для сайта Культура Узбекистана Алишера Эргашева
- В чем вы видите смысл того, что делаете в искусстве?
- Прежде всего, для меня это, наверно, самореализация. Для меня самое главное - это видение цвета, света, а потом все остальное рождается.
- И ведь важно. Чтобы люди видели это и могли дать оценку…
- Да, конечно. Как говорил Беньков, не бегите за славой, слава должна бежать за вами. Надо создать тот мир, который вы хотите создать. Вот так могу сказать… Чтобы вы могли сказать, да, это я. Один из моих учителей говорил: “Написал картину, отложи ее, потом посмотри снова. Если она тебе нравится , представляй вниманию аудитории, если нет, задумайся и дорабатывай". Я так и делаю.
Чтобы лучше понять художника, очень важно знать и подробности биографии. Алишер Эргашев родился в 1968 году, окончил Ташкентское художественное училище имени П.Бенькова, а также получил высшее образование в Театрально-художественном институте имени Островского (ныне Национальный институт художеств и дизайна К. Бехзода). В 1996 году, будучи студентом, проходит практику в Египте, именно в тот момент происходит переломный момент художника. Незабываемое впечатление тогда на молодого художника произвела поездка в Африку, а самое главное - мастерклассы с выдающимся народным художником Узбекистана Нигматом Кузыбаевым.
Уже во время учёбы (1999-2000) его приглашают оформить первый этаж музея Вооруженных сил Узбекистана. Здесь, впервые в Узбекистане, центральное место занимает живописная диорама ( 12 метров в длину и 4 метра в высоту) «Третий поход Тимура против Тахтамыша»). С 1999 - член творческого объединения Академии Художеств Узбекистана. С 2000 по сей день участник различных республиканских выставок, а также росписи административно- служебных и частных зданий Узбекистана, России, Казахстана, Турции.
На выставке представлено разнообразие сюжетных линий: некоторые автор берет с натуры, другие из своих впечатлений, а есть и «картинки» из его снов. В экспозицию вошли как ранние, так и созданные в последние годы художественные полотна. Всего на выставке представлено более 70 художественных произведений. Посетители увидели и инсталляции, погружающие в мир новой магической реальности – слияние действительного и иллюзорного.
К этому добавим, что живописные работы художника находятся в частных коллекциях и музеях Узбекистана, Швейцарии, США, ОАЭ, Франции, Египта, России, Германии, Румынии и Австралии.
Интервью для сайта Культура Узбекистана Светланы Лисицкой
- Прежде всего, я вас поздравляю с очень хорошей выставкой Алишера и ваших работ.
- Спасибо большое.
- Есть что посмотреть. Есть о чем подумать… Тем более, что здесь и картины, и ваши замечательные гобелены. Расскажите о выставке, о том, как она формировалась, к чему вы стремились, тем более что вы как-бы дополняете друг друга…
- Все происходило как-то спонтанно. Были моменты, которые нас на это сподвигли. Важно было, чтобы это не были просто какие-то картины и людям не было скучно их смотреть. Потому картины здесь разноплановые, и потому мы их решили объединить вместе с инсталляциями. Потому здесь , к примеру, стоит натюрморт и тут же инсталляция на эту тему. Одна из работ, натюрморт на фоне гобелена. И в поддержку здесь представлен второй мой гобелен.
- Что вы можете сказать об их тематике?
- Они в основном на восточную тему. Мне это просто по духу близко. Для меня важно, чтобы это был не просто банальный гобелен, как это часто бывает, потому в нем находит отображение миниатюра. В ней находит отображение тема знаменитого Шах-наме , который находится в музее Метрополитен. Это было трудно сделать, но зато интересно получилось. Не каждый человек может видеть такие миниатюры в оригинале, а я решила попробовать прикоснуться к этому. И получилось. Это ведь тоже миниатюра, но созданная в другом жанре - гобелена.
- Почему вас не видно, не слышно ?
- Алишер считает, что лучше один раз показать свои работы, но чтобы это было весомо, достойно . Он не любит себя выпячивать, и его работы хорошо понятны особому зрителю , который все это хорошо понимает, может вникнуть в его творческую манеру, его стиль работы. Ведь это магический реализм.
- А как расходятся картины Алишера?
- Он глубокий художник, объездил многие страны, многие галереи мира, голландская школа живописи для него очень важна. Наверно, поэтому «сарафанное радио» работает, и у него всегда есть хороший круг друзей и знакомых. Это очень уважаемые люди, которые приезжают и забирают его работы. Иногда забирают даже те работы, которые еще не дописаны. Так они им нравятся.
Выставка будет работать до 1 апреля , ее стоит посетить.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
фото Евгения Скляревского