Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.06.2022 / 15:06:03
КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ. БАРНО ТУРГУНОВА О НОВОЙ ВЫСТАВКЕ В ТЕАТРЕ "ИЛЬХОМ"Многоликий Санжар Джаббаров и его персональная выставка, организованная галереей "Караван" Он начинал как промышленный дизайнер. Потом проявил себя в живописи и графике, а также создавал видео-арт и инсталляции. Кто-то видел в нем «абстракциониста», другие – «сюрреалиста». Между тем он – ни то ни другое. У меня сложилось впечатление, что Санжар из тех художников, кто сам создает для себя вид и жанр искусства. Он кружится и кружится в своеобразном арт-зикре, поворачиваясь разными гранями своего таланта. Впрочем, творческий поиск – это и значит быть разным и пробовать всё. С оговоркой, что стиль того, еще юного художника, узнаваем и сейчас, в его зрелом почерке, потому что неизменным остается главное – верность себе и своему дарованию. Сначала я познакомилась с Санжаром Джаббаровым как с художником-актуалистом. В этом качестве с 2008 года он принимал участие в наших проектах (Швейцарского бюро), в серии выставок «5+1», организованных его родной Галереей изобразительных искусств Узбекистана, в Ташкентской международной биеннале современного искусства, Московской биеннале современного искусства и многочисленных выставках, проводимых Академией художеств Узбекистана. Список солидный, но не весь, ведь он выставлялся еще в Сеуле, Пекине, Дюссельдорфе и т.д. В 2014-м – персональная выставка «Восхищаясь Центральной Азией» в Дубае, где у 28-летнего художника появилась «возможность показать свои произведения совершенно новой аудитории» (Аndakulova Gallery) и где он достойно представил нашу страну. Когда Goethe Institut пригласил меня локальным куратором дизайнерского проекта «New Olds», я ни секунды не сомневалась, что одним из приглашенных участников должен быть Санжар Джаббаров. В созданном им арт-объекте он соединил опыт промышленного дизайнера и концептуальное мышление художника, посвятившего годы работе в contemporary art. Рассказывая на подкасте этого дизайнерского проекта о своих первых промышленных разработках, он признался, что с тех пор этаким «незакрытым гештальтом» для него остается один предмет: урна, которая действительно, простите за каламбур, наполнена смыслами. Старый архетип, прижившийся даже в цифровой среде. И если бы городские власти предложили Санжару Джаббарову собрать молодежную команду в проект «Уличные урны», это восприняли бы на ура все: экологи, эстеты и просто жители Ташкента. Вот и последняя персональная выставка Санжара в театре М. Вайля «Ильхом» порадовала. И живописью, в которой появились новые цвета и новые настроения, и графикой – его книжные иллюстрации увлекают в глубь сюжета и существуют независимо, творя свой собственный текст, возвращая нам детский азарт рассматривания картинок, которые кажутся чарующей сказкой. Точно так же и живопись С. Джаббарова, сама по себе являясь магическим текстом, выходит далеко за рамки смыслов стихотворения Иосифа Бродского, первая строчка которого стала названием выставки, хотя отчасти они перекликаются: С точки зрения воздуха, край земливсюду. Что, скашивая облака,совпадает — чем бы ни замелиследы — с ощущением каблука.Да и глаз, который глядит окрест,скашивает, что твой серп, поля;сумма мелких слагаемых при перемене местнеузнаваемее нуля.И улыбка скользнет, точно тень грачапо щербатой изгороди, пышный кустшиповника сдерживая, но кричажимолостью, не разжимая уст.Его картины современны, не привязаны в привычной форме к традициям, но не потеряли связь с истоками, с самосознанием открытого миру парня из Сырдарьи. Тонкое балансирование между Востоком и Западом порождает интересные образы и провоцирует мышление зрителя на создание своих интерпретаций. Для такого диалога с картиной нужны «живые» выставки. И здесь не могу не отметить героических усилий Натальи Мусиной по их организации в наше время цифровых коммуникаций. Отдельная благодарность и куратору, и художнику за идеально оформленный этикетаж (редкость в наше время). В целом выставка не просто удалась, а стала событием – не большим, но ярким и приятным.
Автор: Барно Тургунова
|
|