Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.06.2022 / 14:58:00
Выставка династии керамистов Рахимовых "Душа птиц"Вот уже более 10 лет двери Студии керамистов династии Рахимовых распахнуты для зрителей. Каждая выставка Рахимовых это - своеобразная антология узбекского гончарного искусства: лощеная Афрасиаба; по мотивам эпохи Саманидов, Кушанского времени и эпохи Темуридов; ташкентская школа XVIII – XIX вв.; по образцам сюзане и наскальных изображений; поливная, «степная» и с «игольчатым» орнаментом - объединённые одной цельной концепцией в данном проекте под названием «Душа птиц». Это десятый по счету проект, которому предшествовали ежегодные выставки, такие как «Тысяча и одна свеча», «Гранат - образ рая»,»Цвет миндаля», «Сорок красавиц», «Древо, соединяющее Небо и Землю», которые имели большой успех и резонанс.
Как известно, мастера Рахимовы в своём творчестве вдохновляются и часто обращаются к поэзии, легендам, духовным традициям узбекского народа, мировой мифологии и фольклору, которые придают всем их проектам, без сомнения, привлекательность, определенный интерес, наполненность содержанием и красотой. Излюбленный образ в творчестве Рахимовых – птицы - фантастические Сирины и Семурги, горделивые павлины и удоды, скромные аисты, ласточки и соловьи, которые имеют ярко выраженный иносказательный, ассоциативный смысл, близкий к традиционным устойчивым образам, распространённым в культуре Востока. Во все времена Мастера на Востоке обращались в своём творчестве к известному Хадису: «В Рай войдут люди, чьи сердца подобны птицам».
В экспозиции выставки «Душа птиц» представлены изящные керамические изделия самых разнообразных форм, орнаментов, узоров и расцветок, более 500 экспонатов. Продолжая традиции легендарного Усто Мухитдина Рахимова, его сын Акбар, внук Алишер и правнук Шохрух, создали удивительный мир керамического искусства, который завораживает гармонией орнаментов, богатством колорита и совершенством формы. При всей, на первый взгляд, схожести и генетической близости, керамика Рахимовых, все-таки различается. Акбар Рахимов, прочно оставаясь в рамках лучших традиций «рахимовской» династии, при этом свободно раздвигает границы ташкентской школы керамики. У Алишера, на первый план выступают индивидуально-творческие поиски, эксперименты, он использует новые стилевые особенности, формы и технологии. В керамике Шохруха на смену изобразительности приходят предельно абстрактные геометрические орнаменты – гирих - треугольники, квадраты, круги, полосы, которые расширяют художественные поиски молодого мастера. Мастера Рахимовы проявляют незаурядность фантазии, каждый раз предлагая новое видение темы и воплощение образа.
Возможно, именно накопленный династией Рахимовых, это семь поколений мастеров, огромный жизненный и творческий опыт воплотился в символе гордой и свободной Птицы, став центральной темой в экспозиции проекта. Мастера Рахимовы – великолепные мастера по формовке как простых небольших изделий, так и сложных, больших размеров декоративных сосудов и панно.
Сегодня Рахимовы возрождают богатый арсенал орнаментальных узоров, форм и цветового многообразия керамики Узбекистана, которые с течением времени постепенно забывались, лишая уникальные керамические произведения всей полноты бытия. В то же время, бережно сохраняя архетипы и артефакты, они создают совершенно новые экспонаты, мастерски соединяя глубокие знания традиционной культуры и современные тенденции.
ЭЛЬМИРА АХМЕДОВА, куратор выставки
|
|