Это пережиток прошлого, расхоже-устаревшее мнение, что театральному художнику совсем не обязательно профессионально реализовать себя в классической живописи. Инсталляции, перформансы, смешение техник, жанров, участников – этого, биенального, хватает с избытком. Но я очень мало видел выставок живописи или графики художников театра. Тем более главных (а С.Чуфарнов главный художник Узбекского театра драмы ). Тем более персональных. Да хотя бы в фойе самих театров, где вынести свои же, готовые работы, из тёплых, намоленных кабинетов – самое тяжелое занятие. А если хотите узнать мой художественный почерк и стиль, то вэлком на спектакли. Там моя сценография вам всё и расскажет (ну или по крайней мере - должна рассказать)))) Но это тема для отдельного, увы, печального разговора.
А пока «Квази» - персональная выставка Сергея Чуфарнова, известного столичного сценографа, а ещё самобытного художника кино и мультипликации. Прямой наследник Г.Р.Брима и Р.Байшева по образованию, С.Чуфарнов не смотря ни на что, продолжает их творческое и живописное наследие. Живое, актуальное, гражданское.
Работы, представленные при содействии Швейцарского Бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане и компании ООО Wondernet Express в «Bonum Faktum Gallery» (которая, кстати, уже не первый раз размещает у себя разные живописные «эксперименты», квази-респект ей отдельный) Сергей Чуфарнов создавал последние лет пять. И если первые его «Архангелы» еще несут на себе определенный налёт романтизма, почти всё последующее, отходящее (даже убегающее) от предыдущей его же удобной и освоенной уже основательно, декоративности, это мучительное и тяжёлое понимание современного мира. Который деформируется, распадается и даже агонизирует у тебя на глазах. Особый цвет художника – грязно-розовый, лиловый, глубоко синий или зелёный- это та тональность, в который «плавают-тают-позируют» его мадонны.
Правда, напоминают они сильно постаревших игривых красоток с журналов лихих 90-ых. А то и пионерок с неизменными барабанами через уже бесформенные плечи и с горнами, что пытаются поднести эти ретро-красавицы к своим сильно сдутым губам сильно располневшими пальцами. А ещё бесконечное количество различных игрушек – зайцев, мишек, утят. Откуда их столько? Куда они бегут, плывут, тащат на себе нас? Может потому, что они сегодня живее самых живых? И конечно всевозможные «серые» и хмурые инкогнито, – то ли начальники-военначальники, то ли черти- компричосы любой масти и ранга, тираны-тиранозавры, а может быть и Боги Ботокса. Хотя лиц-портретов в обычном понимании, почти нет. Этакие карнавальные квази-маски. Которые штампуют где-то наверху, умело и быстро, равнодушные лицевые хирурги. Композиционное построение почти всех работ словно вырублено в холодном, северном камне, даже скорее отлито в равнодушном, но таком удобном сегодня бетоне. Настоль они точны, убедительны и тяжеловесны. Смотришь на огромное количество и размеры представленных на выставке работ, и кажется, начинаешь слышать музыку расстроенного циркового оркестрика. Который задорно играет, например, «Lacrimosa» А.Моцарта. Такой вот когнитивный дисонансик.
Мир живописной вселенной С.Чуфарнова обречённо самодостачен, карнавально-апокалиптичен и при этом идейно абсолютно закончен. И от этого становится еще грустнее. Безысходнее, что ли. Думаешь, а что дальше? Срок всех клятв истек, «рожки» Дьяволу поставлены, нить жизни перекушена Хароном. Вокруг жестокие кактусы, глупые фаянсовые слоники и пыльный, заштопанный-застиранный-перелицованный задник сегодняшних дней.
«В своих картинах я передал своё внутренне мироощущение, которое складывалось с самого детства. Я предчувствовал, что стану свидетелем описанного Апокалипсиса. Знал, что мир будет радикально меняться так, как предвещали нам тысячелетия назад и всё, что происходит сейчас, тому подтверждение» сказал на открытие выставки многочисленным друзьям, журналистам и искусствоведам Сергей Чуфарнов. И с эти мужественным и горьким признание художника нельзя не согласиться. «Квази» - живопись С.Чуфарнова не отвечает на вопросы сегодняшнего «вывихнутого» мира. Но ставит их. Бескомпромиссно, отчаянно и громко. Хотите услышать их, приходите в «Bonum Faktum Gallery», ул. С.Азимова 2, тупик 3. Одни или в компании. Радостными или грустными. Выставка продлиться до 12 октября 2022 г. И поверьте, она этого стоит. Нет, «Квази»-стоит!
Кудрявцев А.