Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.10.2022 / 17:52:46
"Художник и общество. Концепции искусства будущего"-такова главная тема IX Ташкентской международной биеннале современного искусства. И это стало важным событием в культурной жизни столицы24 октября в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялось торжественное открытие IX Ташкентской международной биеннале современного искусства. Это было событие, в котором принимали участие представители министерств и ведомств, дипломатического корпуса и международных организаций, общественности города. В начале церемонии было оглашено приветствие заместителя Премьер-Министра Республики Узбекистан, министра туризма и культурного наследия Азиза Абдухакимовв, в котором была дана высокая оценка этому событию и его важная роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства в нашей стране. О большой подготовительной работе проведенной к проведению биеннале и его важной роли для узбекских художников, скульпторов говорил в своем выступлении председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нуриддинов. При поддержке государства Ташкентская международная биеннале современного искусства проводится раз в два года с 2001 года по инициативе Академии художеств Узбекистана при поддержке ряда министерств и ведомств, в сотрудничестве с дипломатическими представительствами и международными организациями. Она служит открытой площадкой для культурного обмена в области изобразительного искусства, знакомства с современным творческим потенциалом разных стран, обсуждения актуальных проблем современного искусства. В экспозициях биеннале демонстрируются образцы мирового и национального искусства, организуются обмен творческим опытом, диалоги с известными зарубежными деятелями современного изобразительного и концептуального искусства, проводятся научно-практические конференции с участием представителей престижных научных кругов мира. IX Ташкентская международная биеннале современного искусства представляет большой интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. В этом году в пяти лучших залах столицы представлено современное искусство 35 зарубежных стран. Среди них Азербайджан, Аргентина, Армения, Болгария, Беларусь, Бразилия, Бангладеш, Великобритания, Венгрия, Германия, Нидерланды. Это также Египет, Израиль, Италия, Испания, Иран, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Канада, Литва, Малайзия, Польша. Ярким свидетельством этого является участие около 40 мастеров современного изобразительного искусства из России, Румынии, Сербии, США, Туркменистана, Таджикистана, Турции, Туниса, Франции, Филиппин, а также 50 мастеров современного изобразительного искусства нашей республики. В течение пяти дней в биеннале примут участие 25 зарубежных художников в формате офлайн и 12 онлайн. В соответствии с программой биеннале будет проведено в общей сложности 8 творческих выставок, организовано 6 мастер-классов и лекций. В биеннале представлено творчество зарубежных и отечественных художников, работающих в различных направлениях современного изобразительного искусства – поп-арт, цифровое искусство, инсталляция, видео-и фотоискусство, а также живопись, графика, скульптура. Мероприятия IX Ташкентской международной биеннале современного искусства пройдут в Академии художеств Узбекистана, в Центральном выставочном зале, Ташкентском доме фотографии, в Музее искусства восточной миниатюры имени Камолиддина Бехзода, Международном караван-сарае культуры Икуо Хираяма, Национальном институте живописи и дизайна имени Камолиддина Бехзода, Галерее изобразительных искусств Узбекистана. В конференц-залах Академии художеств и Союза художников Узбекистана. Международное жюри выявит лучших участников биеннале, которые займут 1, 2 и 3 места, а также обладателя Гран-при. Все победители будут награждены. В составе международного жюри биеннале: 1. Алессандро Карер – главный куратор фонда Гаруццо (Италия); 2.Чингиз Фарзалиев-директор Национального музея искусств Азербайджана (Азербайджан); 3. Юнус Сафардияр – художник, скульптор (Великобритания); 4. Кирилл Гаврилин-член-корреспондент Российской академии художеств (Россия). 5. Камола Акилова – доктор искусствоведения, директор Галереи изобразительного искусства Национального банка Узбекистана. Как сказал в беседе с нами заместитель председателя Академии художеств Узбекистана Фарход Ташмухамедов, международная биеннале современного искусства, проводимая в Ташкенте в девятый раз, служит сближению народов, созданию прочных творческих связей между представителями мирового изобразительного искусства и Узбекистана , творческому диалогу, демонстрации все более возрастающих возможностей нашей страны в этой сфере , имеющей богатейшее культурное наследие. Знакомство с экспозицией в Центральном выставочном зале Академии, где так торжественно и впечатляюще открылась биеннале, оставляет большое впечатление. У каждого экспоната хочется постоять и не спеша его рассматривать. Фот, к примеру, работы Фарангиз Корниенко. Вглядитесь в них. И еще интересно, что Фарангиз Корниенко родилась в Самарканде, в настоящее время — современная российская художница. Она создает инсталляции, различные объекты, картины, перформансы. В своем творчестве обращается к теме женской судьбы, а также к вопросам сущности труда художника. Для создания своих работ использует смешанные техники. Самой настоящей сенсацией биеннале стала совершенно удивительная работа тоже бывшего самаркандца, ныне живущего и работающего в Лондоне и других городах мира , скульптора очень большого масштаба Юнуса Сафардиера. Его инсталляция …. НАДЕЖДА/ НОВАЯ НАДЕЖДА…. это картина сегодняшнего мира, в том виде, как она есть. Арт-объект посвящен одному из базовых образов в культурном коде человечества - надежде и человеческим принципам. Множество чёрных угольков - это людские сердца, потерявшиеся в новостях и страхе. Однако, неяркий свет, пробивающийся из центра невесомой конструкции - это как неосязаемая НАДЕЖДА на благостную весть, добро и мир. Эта громадная. Многометровая инсталляция стала не только украшением выставки в ЦВЗ, но и ее каким-то основанием...Это надо видеть. Стоит поспешить это сделать. И таких примеров еще немало. А теперь давайте почитаем , что написано об этой работе Ю.Сафардиера на информационном листе, у подножья этого , можно сказать, шедевра. Названия Общие: - [ ] Освобождение - [ ] Сквозь тьму - [ ] Надежда на жизнь - [ ] К свету - [ ] Возрождение Про надежду - [ ] Свет надежды - [ ] Вселенная надежды - [ ] Во власти надежды - [ ] Под крылом надежды - [ ] Надежда - [ ] Время надежд - [ ] Новая надежда Когда рушится привычный мир и теряются ориентиры, неизменным остаются человеческие ценности. Они как лучики света, проникающие сквозь мрак событий. Как надежда, пробивающая себе путь сквозь темноту в людских сердцах. Эти принципы - путь каждого человека к спасению. Они просвечивают сквозь все наносное. Даже в кромешной тьме живет свет, который выйдет наружу и принесёт с собой новую надежду. Именно об этом свете, который многие зовут НАДЕЖДОЙ, рассказывает новая работа современного мастера инсталляций Юнуса Сафардиара При этом свете все наносное превращается в пепел, но остаётся незыблемое и настоящее, то, что не подвластно времени и окружающим обстоятельствам. А каждый уголёк-сердце при попадании на него лучика света, обнажает лучшее, что есть в нем - свою уникальность, свои человеческие принципы и НАДЕЖДУ на лучший исход. Мастер искусно вплетает историю и культуру своей страны в канву инсталляции. Не случайно, в каждом элементе виден неповторимый рисунок резьбы по дереву. Этот уникальный узор мы можем увидеть на колоннах, поддерживающих своды мечети Боло-Хауз в Бухаре, он повторяется в древнейшем памятнике города Хива - в Пятничной мечети. Этот узор, как каждый из нас — со своими взглядами, принципами и надеждой, стремящейся к свету. Обилие различных элементов, это как катаклизмы, через которые проходит человечество на пути к свету. Обожженные остовы книг - как отголоски новостей о COVID, занесённые в сводки медицинских учреждений. Угольки, блуждающие среди элементов инсталляции, как завершённые события, канувшие в лету без обещания надежды. Именно в этот момент мы понимаем, что все кусочки огромной конструкции - неоднородны и незримо связаны между собой. Все они разные, но едины в своём стремлении к постоянству, к надежде…И это единство даёт уверенность в том, что неизменные принципы человечности пройдут сквозь тьму к свету и засияют в новом мире как НОВАЯ НАДЕЖДА IX Ташкентская международная биеннале современного искусства “Художник и общество. Концепции искусства будущего" проводится 24-28 октября сего года в Ташкенте в соответствии с Государственной программой по реализации новой стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы в «Год прославления человеческого достоинства и активной махалли» и в соответствии с приложением к Указу Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 “О новой стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы“ на основании пункта “Художник и общество".
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|