Самые добрые слова в ее адрес и самой выставки прозвучали на церемонии открытия.
Выставка «Дорога в Турфан», состоящая из живописных и графических работ Народного художника и академика Академии Художеств Узбекистана Медата Кагарова, является данью памяти этому замечательному художнику, безвременно ушедшего из жизни. Медат Кагаров – это воистину одно из звездных имен в изобразительном искусстве Узбекистана ХХ века. В его жизненной и творческой судьбе прослеживается вереница городов: Алматы, Москва, Ташкент и множество городов в разных странах ближнего и дальнего зарубежья, в которых он побывал с выставками своих работ. Но главным городом в его жизни все же был Ташкент, где он прожил с 1965 года до конца жизни, где родился его сын, где он был востребован и создал свои лучшие произведения.
С самых ранних работ творчество Медата Кагарова привлекло внимание искусствоведов и любителей, почитателей искусства своей свободой, инновационностью, направленностью на ассоциативное мышление зрителя. Медат Кагаров был художник от Бога, который не просто работал. Он творил, созидал. Графика, живопись для него были не просто разными видами искусства. Они были для него неким универсальным языком для выражения идей добра, любви, знания, которые он нес людям. Он был одним из немногих художников-графиков, который в совершенстве владел техниками ксилографии, литографии, линогравюры. Сегодня эти графические техники практически исчезли. Он был редким мастером экслибриса, требующего ювелирного графического мастерства, опыта художественного обобщения. Сегодня этого жанра графики тоже практически нет.
У Медата Кагарова был совершенно уникальный образный мир, который вобрал в себя многовековую духовную культуру народов Центральной Азии. В сложении его образного мира большое воздействие сыграла культура тюркских народов, воплощаясь в его образах и сюжетах. В частности, знакомство с раннесредневековыми росписями Турфана в Восточном Туркестане (сейчас Синьцзяно-Уйгурский автономный округ Китая), имело большое воздействие на художника. Это нашло выражение в том, что художник перешел на живопись, изменилась стилистика его работ, появились образы, которые художник варьировал до конца своего творчества. Огромное воздействие на Медата Кагарова оказала культура центральноазиатского суфизма, воплощающая в себе уникальную концепцию совершенствования внутреннего мира человека. Философия и поэтика суфизма также стала основой для творческих поисков художника. О Медате Кагарове можно писать очень, очень много…
Данная выставка – это лишь малая частица того, что мы могли бы сделать для этого Великого Художника…
КАМОЛА АКИЛОВА, доктор искусствоведения, профессор