Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.03.2023 / 13:37:43
GALLERY 81 вновь радует любителей изобразительного искусства столицы. В этот раз здесь представлена поистине блистательная коллекция картин известного ташкентского художника Джурата РахманиВ этой галерее , расположенной в подвальной части одного из новых столичных отелей, все очень компактно, как говорится, ничего лишнего и все под руками… На небольшой территории здесь сейчас расположено 40 живописных полотен. И у каждого стенда как-бы свое лицо . Переходишь от одного к другому и столько узнаешь при этом из этих картин. Там совсем нет так называемого соцреализма, а есть осмысление жизни именно так , как понимает этот мир Д.Рахмани, а это заставляет о многом задуматься, чтобы понять до конца, что же он хотел сказать создавая эти оригинальные образы. Выступая на церемонии открытия об этом говорил с чувством восхищения и радости известный художник Александр Тюрин. Высокую оценку дал выставке и выступивший затем коллега Рахмани - Хуршид Зияханов. Было представлено слово и мне. Высказал свое мнение о творческом пути художника, о том, что его картины отличаются глубиной содержания и оригинальностью форма, пожелал новых творческих успехов. Это сейчас Джурату Сабировичу очень важно , после перенесенных серьезных заболеваний. . А потом все свои вопросы я задал куратору выставки, талантливому ташкентскому искусствоведу Манушак Арушановаой . И вот, что она рассказала : - Художник Джурат Рахмани является одним из весьма ярких и самобытных мастеров в изобразительном искусстве Узбекистана. Он сумел избрать свой индивидуальный путь художественных идей поглотив в себя лучшие традиции мирового искусства. Произведения этого художника раскрывают удивительные грани его таланта и дают важный импульс открыть новые пути для развития изобразительного искусства.
Особое значение в творчестве художника занимают портретные образы. Через образы одиноких людей живописец учит нас сопереживать «Все прошло» (1996), «Прогулка с белым котом» (1997), «Верность» (1999), «Мы не одиноки» (2000). Как однажды заметил Лев Толстой “Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.” Джурат Рахмани родился в 1952 году 25 июля в Намангане в семье народного артиста Узбекистана Сабира Рахманова (Рахмани). В возрасте 15 лет он стал учеником в художественной мастерской, а в 1970 г. поступил в Республиканское художественное училище, из которого вскоре был призван в армию. В 1981 г. Джурат закончил Ташкентский театрально-художественный институт имени Н.Островского (ныне НИХД имени Камолиддина Бехзода) отделение живописи. У художника двое детей. Сын Сергей и дочь Оксана. В 1984 г. в клубе творческой молодежи “Ильхом” связи с состоявшейся групповой выставкой молодых художников на его искусство осмысленной сложностью содержания, ассоциативностью и метафоричностью образного мышления обратили внимание художественные критики. В 2000 и 2001 гг. Джурат совершил две поездки в Париж, где установил контакты с “Салоном независимых”. В Париже, где живут и работают десятки тысяч художников, живописцу обратить на себя внимание и, тем более, получить признание очень трудно. Несмотря на это, произведения Джурата обратили на себя внимание специалистов, и несколько его полотен уже приняли на реализацию в Салоне «Святое семейство» (1997). Таким образом, французские эксперты в сфере живописи признали в нем истинного художника. В 2011 году художник был удостоен ордена «Дустлик». Художник не пытается определить для себя какое-то из направлений, а просто пишет в той манере, которая ему близка. Внутренняя свобода и смелость собственных пластических и живописных суждений главная черта в его работах. Написанные в 2000-е годы произведения художника стали определять новый этап в его творчестве «Танго для двоих» (2000), «Мы не одиноки» (2000), «Похититель яиц» (2000), «Русалка» (2001), «Куда идем?» (2000), «Апокалипсис» (2002). Джурат Рахмани избегает открытого цвета, добиваясь усложненной цветовой гаммы, отвечающей идее и содержанию картины. В работе «Мгновение» (2000) прослеживается оригинальность языка символов и иносказаний. На переднем плане перед деревом стоит мальчишка, а над ним голубь поднимается вверх, показывая своим правым крылом на стоящего в углу образа старика, интерпретируя о том, что наша жизнь словно мгновение… Порой добраться до истинного смысла его полотен нелегко, и он появляется в ряде его картин лишь намеком, порой же раскрывается в самом их названии. В картинах Рахмани ощущается брейгелеская глубина. Но в отличие от Брейгеля «Притча о слепых» (1568), в работах Джурата всегда есть надежда. «Куда идем?» (2001г.) старческая пара движется в никуда, ибо она слепая. Единственным видящим в этой картине является идущий впереди щенок. Творчество художника формирует определенную гротескную линию в изобразительном искусстве Узбекистана. Большой вклад внес художник в дело воспитания плеяды талантливых живописцев. Художник великолепно сочетает творческую активность и преподавательскую деятельность. Джурат Рахмани, начиная с 1986 года, в течение многих лет, преподавал основы графики и живописи в Ташкентском театрально-художественном институте имени Н.Островского (ныне НИХД имени Камолиддина Бехзода), а начиная с 2018 года по сей день преподаёт в Республиканской специализированной школе-интернат искусств. Художник подходит с особой осторожностью к индивидуальности каждого ученика и относится к преподаванию очень требовательно. Среди его учеников выдающиеся художники Валихаджаев, Хапов, Громова, Одинцова и другие. Важно отметить что, автором идеи проведения фестиваля изобразительного и прикладного искусства является Джурат Рахмани. История фестиваля берет свое начало с 2000-х годов. Когда-то он предложил отмечать таким образом день художника, но проект вырос до международного уровня. Творческий путь художника отмечен участием в более чем 150 республиканских, зарубежных и персональных выставках. Превосходный живописные произведения Джурата Рахмани, являются неотъемлемой частью изобразительного искусства Узбекистана, которому незаурядный художник посвящает всю свою яркую творческую жизнь.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|