Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.05.2023 / 17:01:53
Академия художеств Узбекистана, Творческий объединение художников страны пригласили ташкентцев на персональная выставку талантливого живописца, композитора и режиссера Баходыра ЗакироваВернисажи проводимые в новой галерее Академии художеств, условия, которые создаются при этом художникам , привлекают все большее внимание. Так было и в этот раз. Дружеские встречи гостей уже во дворе , оригинальная концертная программа создают все условия, чтобы сделать это на самом достойном уровне. Живопись занимает важное место в творческих поисках Баходыра Закирова , дает возможность свободно экспериментировать, разнообразить стилистику своих произведений. Эта пятая по счету персональная выставка художника. С 2022 года Баходыр Закиров член Творческого объединения художников Узбекистана. Говоря об этом на церемонии открытия председатель Академии художеств Акмаль Нуриддинов особо подчеркнул, что Баходыр Закиров – современный концептуально мыслящий художник, чьё творчество связано с разными видами искусства — музыка, режиссура, живопись. И пожелал ему новых творческих успехов.
На выставке представлено 28 произведений, созданных художником за последние два года, которые зритель увидит впервые. Основная тема картин Баходыра Закирова – это отношение художника к нашей реальности и событиям, происходящим в современном мире, о вечном стремлении человека к познанию и воплощению мечты. Произведения художника лаконичны, в них всегда присутствуют тайна, загадка, далекие миры — это увлекает зрителя, заставляя пристальнее вглядеться, внимательно рассматривать каждую работу и понять представленный художником мир. На вечере открытия вернисажа также состоялся премьерный показ документального фильма «Петь значить жить», созданного Баходыром Закировым, который он посвятил отцу, легендарному певцу, народному артисту Узбекистана Батыру Закирову. Картина привлекла пристальное внимание зрителей. Она впечатляет глубиной содержания , тем как мастерски и сыновней любовью Баходыр представляет очень нелегкий путь отца на вершину эстрадного искусства и те испытания , которые выпали на его долю в связи с многолетним заболеванием. Интервью для сайта Культура Узбекистана Баходыр Закиров, жвописец, режиссер , автор сценария документального фильма «Петь, значить жить» -Баходир, дорогой друг, мы все просто в восторге от увиденного на выставке.Она ошеломляюще интересная . Трудно понять как вы достигли такого высокого результата. Как вы шли к этому? - Это все результат большой работы и огромная влюбленность в то дело , которое ты делаешь. Я так думаю, потому что , когда я не пишу музыку, я пишу картины , когда я не пишу музыку , я снимаю кино . У меня нет никаких вариантов, потому что у меня были очень хорошие родители. Это мои мама и папа, от которых мне очень многое передалось. Вот говорят иногда, что природа отдыхает на детях. Я не тот случай . А пишу я как чувствую. Это все на полотне. Я пишу маленькой кисточкой .Для меня все это дело жизни. Георгий Сааков, редактор журнала , общественный деятель - Борис Рахимович, я очень рад, что присутствую на открытии этой прекрасной выставки. Она очень хороша и по форме и по содержанию. Бахадыр представитель семьи очень важной для современной культуры Узбекистана. Это все имеет значение, потому что семья Закировых просто выдающааяся . Она знаковая для всех нас. У меня вызвал настоящее восхищение документальный фильм Баходыра Закирова « Петь — значить жить». Он сделан на самом высоком творческом уровне Умарбек Курбанов, руководитель сайта Art - блог, специалист по информационным технологиям - Вас впечатляет все увиденное на выставке? - Да, конечно. Все картины одна другой лучше. Первый раз видел его выставку в Караван - сарае Икуо Хирояма , тогда уже он меня впечатлил. Удивительно сочетает в себе работу режиссера, актера с изобразительным искусством. Это говорит о том , как великолепно он одарен от природы. Все его картины дают богатую пищу для размышлений. А созданные им образы очень впечатляют. Очень хороша у него цветовая гамма, которую мы здесь видим. Несомненно открытие этой выставки знаковое событие для всех нас. Вспоминая Батыра Закирова. О чем мы говорили с великим узбекским певцом в последнем интервью Он прожил всего 49 лет, но какой невероятный след оставил на земле, как много успел. Это был певец с поистине волшебным голосом, можно сказать, сладкоголосый соловей, которого мы все так любили. Он был необыкновенно популярен не только в Узбекистане, но и во всем Советском Союзе. С громадным успехом проходили все его зарубежные гастроли. Ему аплодировали и в знаменитой парижской «Олимпии» летом 1966, где он блестяще спел песню Шарля Азнавура «Девушка моей мечты». Думается, что самые лучшие песни, исполненные им, будут звучать во все времена. Батыр Закиров родился 26 апреля 1936 года в семье профессиональных певцов Карима Закирова и Шоисты Саидовой, когда они учились в московской консерватории. Его не стало 23 января 1985 года в Ташкенте. Не могу забыть, что гражданская панихида проходила в бывшем концертном зале имени Свердлова и мне тогда была оказана честь принимать участие в официальной церемонии его проводов в последний путь. Как много людей тогда плакали, как много хорошего говорили о нем на этом траурном митинге. Как же все-таки возник этот феномен, феномен Батыра Закирова… Сначала он поступает на подготовительное отделение Ташкентской консерватории, окончив которое становится студентом по классу вокала. Однако уже тогда обнаруженная болезнь лёгких вынуждает его оставить музыкальное образование и поступить на режиссёрский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского. Несмотря ни на что, он продолжает петь, в 1956 году создает первый эстрадный коллектив в Узбекистане – молодёжный ансамбль «Юность», в составе которого выступает на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1957). Там впервые в его исполнении прозвучала песня «О, светоч грёз моих» (Арабское танго), которая принесла ему широкую известность. А что было до того на узбекской эстраде? По мнению авторитетного искусствоведа И.Волкова, до этого момента эстрады в ее нынешнем понимании в Узбекистане практически не существовало. При этом он подчеркивает: «А это значит, что не было ни традиций исполнения, ни манеры сценического поведения, ни репертуара, ни авторов – поэтов, композиторов, пишущих для эстрады. Все это нужно было создавать, придумывать, искать – словом, начинать с нуля». И он с этим справился. На примере созданного им Государственного эстрадного оркестра Узбекистана, солисткой которого была тогда его не менее талантливая сестра Луиза Закирова, это было отчетливо видно. Кому посчастливилось побывать на его концертах, тот не забудет никогда. С конца 1950-х певец становится популярным исполнителем песен различного жанра – это были и оперные арии, и узбекские народные песни, и песни советских композиторов, и популярные зарубежные шлягеры, исполняемые часто на языке оригинала. Среди них не только блистательные узбекские песни, но и азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские. После удаления одного легкого в 1963 году Батыр Каримович некоторое время петь не может и переводит на узбекский язык знаменитые «Тени» Евгения Шварца и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Потом на Республиканском радио Батыр вместе с женой, актрисой Эркли Маликбаевой, осуществил инсценировку этой сказки. В 1965 году Батыру Закирову было присвоено звание «Народный артист Узбекской ССР». После очень сложного периода лечения он вновь начинает выступать с концертами. Все более популярными становятся пластинки с его новыми песнями. В 1972 году в Театре эстрады мне посчастливилось видеть совершенно фантастическое зрелище – мюзикл «Путешествие Синдбада-морехода». Это стало возможным после того, как Батыром Закировым был создан Ташкентский мюзик-холл, а постановка мюзикла была осуществлена гениальными Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом. В разных городах бывшего Союза этому творческому коллективу аплодировали шесть лет. После этого Закиров стал выступать с концертами в сопровождении ансамбля «Ялла», которым руководил его брат Фаррух Закиров. Певец был талантлив и во многих других областях творчества. В тот период литературные журналы печатали стихи, рассказы и очерки Закирова, он хорошо рисовал. В 1980 году кинорежиссёр Эльер Ишмухамедов начал работу над многосерийным фильмом «Юность гения» о детских и юношеских годах Авиценны, пригласил на главные роли Закировых: Батыра – сыграть отца, а его старшего сына Бахтиера – на роль Авиценны. В 1982 году певец снялся в телефильме «Огненные дороги» о Хамзе Ниязи (в роли Рабиндраната Тагора). Свои роли отец и сын сыграли тогда блестяще. После смерти Батыр Закиров был похоронен на Чигатайском мемориальном кладбище. Очень впечатляющий памятник на его могиле создан известным ташкентским скульптором Яковом Шапиро. В 2000 году Батыр Закиров посмертно награждён орденом «За выдающиеся заслуги». Память о великом певце в Узбекистане бережно сохраняется. Уже много лет работает Фонд имени Батыра Закирова, который проводит конкурс молодых певцов на призы этого фонда, помогает открывать новые таланты. А незадолго до его кончины мне посчастливилось долго беседовать с моим любимым певцом. Мы говорили о многом. Но главное внимание Батыром Каримовичем было уделено будущему узбекской эстрады. Вот что тогда он сказал об этом: – Мне бы хотелось воспользоваться этим своим интервью и сказать об особой популярности нашего жанра, которая день ото дня растет. Сейчас, гастролируя по республике, по Союзу и вот побывав за рубежом – во Вьетнаме, Монголии, недавно в ГДР, мы убедились, что жанр вокально-инструментального искусства очень и очень популярен везде. Потому нам, артистам эстрады, тем, кто особенно популярен, тем, кого хотят слушать, хотят видеть наши поклонники, в особенности молодежь, нам надо быть строгими в отборе репертуара, в отборе литературного материала. Как говорится, мы на трибуне, мы говорим свое слово и от этого зависит вкус наших поклонников, любителей этого жанра. Ансамбль наш «Ялла» справляется с этой задачей, но дальнейшая работа в этом направлении покажет, какие еще задачи перед нами стоят.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|