Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.11.2023 / 13:11:04

Выставка "Алексей Щусев. 150. Усто - меъмор"


Так называется  выставка привлекающая всеобщее внимание  в эти дни в Ташкенте.

Она представлена  в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Алексей Щусев – архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX – первой половины XX веков. Состоящая из двух тематических разделов выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» представляет публике около 50 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию включено 350 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, документами, кинохроникой. Как особо отметила на церемонии открытия  директор этой галерее Камола Акилова, выставка позволяет  взглянуть на зодчего как великого мастера, востребованного на протяжении всей своей карьеры.  Его выдающееся творение — проект создания здания ГАБТа им. А. Навои высоко оценивается по всему Узбекистану. Это один из архитектурных шедевров в нашей столице, можно сказать, на все времена.

По ее мнению, в современном напряженном, динамичном мире культура и историко-культурное наследие выступают «мягкой силой», которая может влиять на общественное сознание, служить сближению различных народов и стран. В Узбекистане с приходом нового руководства страны изменилось отношение к наследию, которое стало пониматься не просто как прошлое, а скорее как ресурс будущего. И частью этого наследия является наследие великого архитектора Алексея Щусева, которое наиболее полно нашло отражение в проекте здания Государственного Академического Большого театра имени А. Навои.

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Фонд развития науки и культуры «Таволга» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, совместно с Галереей изобразительного искусства Узбекистана и Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско‑Сергиевское просветительское общество» демонстрируют  выставку, посвященную творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) – «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор», приуроченную к его 150‑летнему юбилею.  Для  московского Музея архитектуры выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» –самый масштабный зарубежный проект за последние десятилетия. Она занимает два выставочных зала Галереи изобразительного искусства Узбекистана: первая часть показывает весь творческий путь мастера, вторая часть посвящена работе архитектора в союзных республиках, в том числе в Узбекистане.

      Экспозиция в первом зале раскрывает историю становления великого архитектора. Здесь показаны ранние самостоятельные творения и важные заказы императорской семьи, работа над храмовыми постройками. Именно храмовое строительство стало главной темой дореволюционного периода творчества Щусева, и этот опыт подготовил его к будущим крупным и организационно сложным заказам. Одним из них стал Казанский вокзал в Москве – горячо любимый и самый трудный проект Щусева, работа над которым заняла 38 лет.На примере Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки и плана реконструкции столицы «Новая Москва» показана работа Щусева в первые послереволюционные годы.

         На выставке особое внимание уделено и деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны, когда под его руководством велась работа по восстановлению разрушенных городов, начиналась реставрация повреждённых памятников древнерусской архитектуры. Показаны на выставке и проекты зданий научных учреждений по всей стране – наследие мастерской «Академпроект» 1940-х годов, которую возглавлял Щусев. В финале первой части экспозиции посетители могут узнать о последнем и главном детище мастера – Музее русской архитектуры в Москве, созданном по его инициативе в 1945 году.

      Вторая часть экспозиции посвящена работе Алексея Щусева в союзных республиках. Эта тема всегда занимала особое место в творчестве зодчего, который глубоко ценил национальные традиции и всегда старался сохранить и отразить национальный колорит в своих произведениях. Работая в республиках, Щусев приглашал местных народных мастеров, использовал национальные техники декоративно‑прикладного искусства. Широкий кругозор зодчего и глубокие знания в области истории искусства позволили ему индивидуально подходить к каждому проекту, связывать новую архитектуру с исторической памятью места, где он работал.

      Еще в конце XIX века во время учебной поездки в Самарканд, где Алексей Викторович работал над обмерами гробницы Тамерлана Гур-Эмир, в молодом зодчем зародился интерес к местным архитектурным традициям. В 1930-1940-х годах Щусев создал проекты для Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Грузии, Азербайджана, Украины, Молдавии. На выставке представлены проекты реализованных и нереализованных построек, хранящиеся в фондах Музея архитектуры в Москве: дома правительства в Самарканде, гостиницы «Интурист» в Батуми, Среднеазиатской библиотеки в Ташкенте, театра в Кишиневе, Академии наук Казахской ССР и правительственного особняка в Алма-Ате. Многие из этих произведений , как отмечалось на церемонии открытия, долгое время находились в тени известных построек Щусева и представлены на выставке впервые.

          Алексей Щусев начал работать над проектом создания здания главного театра в Узбекистане еще в 1934 году, и за годы строительства облик будущего здания претерпел множество изменений, прежде чем открыть свои двери для зрителей 7 ноября 1947 года. История проектирования и строительства театра раскрывается в графических листах с вариантами фасадов, оформления интерьеров и даже фурнитуры грандиозного здания театра. Особое внимание уделено узбекским народным мастерам, которые внесли огромный вклад в художественное оформление здания, выполнив тончайшую резьбу по ганчу и дереву для интерьеров. На выставке можно будет увидеть архивные фотографии и кинохронику с мастерами в процессе работы, фотографии украшенных ими залов.

    Здание ГАБТ имени А. Навои с самого начала стало одним из брендов Ташкента. Оно до сих пор поражает своей величественной монументальностью, необычностью, сочетающей в себе художественные традиции Востока и Запада. Данное сооружение является авторским и коллективным проектом одновременно, в котором отразились гений Великого Усто Алексея Щусева и коллективный труд уникальных мастеров-орнаменталистов резьбы и росписи по ганчу, художников, которые по замыслу Щусева должны были передать его концептуальные идеи. По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6, должно было иметь характер архитектурного декора, присущего той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал. Это не просто театр, это театр-музей, синтезирующий в себе несколько видов искусства».

     На выставке представлено около 350  произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, 16 государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А.В. Щусева.Среди экспонатов обращают на себявнимание  проектная архитектурная графика, эскизы и рисунки Алексея Щусева, документы, архивные фотографии, кинохроника – материалы к ключевым и малоизвестным проектам, часть из которых показана публике впервые.

 

      Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, куратор выставки:

  «Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества. Алексей Щусев – гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, – все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий. Более 80-ти реализованных проектов – редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком».

 

       Марина Бондарева, председатель Попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга»:

«Обширное наследие Алексея Щусева имеет мировую значимость и находится не только в России, но и за рубежом. Выставка в Ташкенте, посвященная творчеству архитектора, позволит рассказать широкой аудитории о его вкладе в развитие зодчества и градостроения, а также напомнит о важности сохранения культурного наследия. Мы очень рады принимать участие в этом международном проекте».

    Архитектура выставки, разработанная Агнией Стерлиговой и командой архитектурного бюро Planet9, отражает основной замысел кураторов проекта: представить невероятно объемное и многослойное творчество Алексея Щусева во всем его многообразии и масштабе, структурируя пространство, уподобленное архитектурной мастерской с большими столами и многочисленными вариантами проектов на стенах.

 

Анна Громова, Председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия благотворительности «Елисаветинско‑Сергиевское просветительское общество»:

 «Первые опыты храмоздательской деятельности Алексея Викторовича Щусева обозначили его как гениального художника, создателя уникальных архитектурных форм, шедевров прикладного искусства, оригинальных декоративных мотивов, восходящих к расцвету Византийского искусства и наивысшим достижениям древнерусского зодчества.

Августейшие заказы семьи Императора Николая II, и в особенности, великой княгини Елисаветы Феодоровны, облечали Щусева высочайшим доверием решать самый широкий круг имперских идеологических задач: от утверждения русского присутствия у мощей святителя Николая в Итальянском городе Бари до общероссийского почитания памяти героев Первой Мировой войны и запечатления в камне дел милосердия и помощи ближнему в созданной великой княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

      Мы по праву можем считать Щусева художником мирового масштаба, который сумел воплотить созвездие своих талантов, благодаря присущим ему неиссякаемой творческой энергии, оптимизму, редкому трудолюбию и гениальному умению создавать шедевры для Вечности и Славы своего Отечества, невзирая на потрясения времени и смену политических режимов».

 

Кураторы выставки:

Наталья Шашкова, кандидат искусствоведения, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева;

Полина Покладок,искусствовед, научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева;

Ксения Смирнова, искусствовед, заместитель директора Музея архитектуры им. А.В. Щусева по просветительской деятельности.

Выставка открыта с 23 ноября 2023 г. по 22 января 2024 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана
Научная конференция к выставке прошла  в Академии Художеств Узбекистана
Кураторская экскурсия по выставке директора Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Натальи Олеговны Шашковой состоялась  24 ноября  в Галерее.

                                                                                                                                                       Б.Бабаев, kultura.uz

 





Другие материалы рубрики

24.11.2023 / 12:59:13

В Самаркандском государственном музее-заповеднике открывается выставка "Шёлк и Шёлковый путь. От Ханчжоу до Самарканда"

24 ноября 2023 года в Самаркандском государственном музее-заповеднике открывается выставка "Шёлк и Шёлковый путь. От Ханчжоу до Самарканда". Экспозиция посвящена культурному и историческому наследию Узбекистана и Китая. Далее...

24.11.2023 / 12:44:12

В Республиканском доме фотографии Академии художеств Узбекистана представлена выставка картин московской художницы Елены Кутузовой " Города".

Она открыта в рамках культурно-гуманитарных мероприятий Правительства Москве в Ташкенте. Выступившие на церемонии гости из российской столицы рассказали собравшимся о большом таланте художницы, ее стремлении работать на самом современном уровне и растущем числе почитателей ее таланта. Далее...

20.11.2023 / 11:14:22

С широко открытыми глазами

Персональная выставка Татьяны Фадеевой "Безмятежные сны" в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана Далее...

13.11.2023 / 19:12:11

Пройдёт лекция Ольги Стразы в рамках выставки "L'Italia veste il Cinema — Италия одевает кинематограф. Ателье Annamode для кино и моды"

Галерея изобразительного искусства Узбекистана рада сообщить Вам что, 15 ноября в 15:00 в  рамках выставки "L'Italia veste il Cinema — Италия одевает кинематограф. Ателье Annamode для кино и моды"  пройдёт лекция куратора данной выставки Ольги Стразы. Далее...

08.11.2023 / 10:19:07

Работа выставки-исследования Tashkent Modernism.Index продлена до 30 ноября 2023 года.

17 октября в Государственном музее искусств Узбекистана была открыта выставка-исследование Tashkent Modernism.Index. В экспозиции были представлены архивные документы, фотографии, а также произведения искусства из собрания музея. В связи с высоким интересом публики мы сообщаем о продлении работы выставки по 30 ноября 2023 года. Далее...





03.12.2024 / 14:45:29
Мультикультура и гуманизм объединяют кинематографистов двух стран
 
28.11.2024 / 20:57:33
Европейский кинофестиваль - в Ташкенте
 


02.12.2024 / 21:42:15
УСПЕШНЫЙ ДЕБЮТ ХАБИБЫ ГАИБОВОЙ В КИТАЕ
 
30.11.2024 / 16:23:08
Ждем премьеру первого узбекского мюзикла "Батыр Закиров and Фрэнк Синатра"!
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


03.12.2024 / 15:11:57
Узбекистан показал высочайший уровень в рамках премии британского издательства Hertfordshire Press в Шотландии
 
21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте