Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.05.2024 / 17:46:45
Наши интервью. Галина Мерзликина, президент Центра международного и культурно-делового сотрудничества "Культура для жизни", организатор и куратор выставки картин академика Виктора Апухтина "Я так вижу..."- Галина, вы впервые побывали в Узбекистане, какое осталось впечатление? -В Узбекистан я попала впервые и очень рада этому . Страна и люди произвели яркое впечатление. Первое, что чувствуешь в Ташкенте, — много тепла , которого так не хватает в Москве. Отправляясь в поездку я не ожидала увидеть город таким современным, ведь возраст Ташкента превышает 2200 лет. Моя поездка продлилась всего 4 дня, 2 из которых практически полностью были рабочими, но несмотря ни на что, я успела многое посмотреть, познакомилась с многими культурными деятелями Узбекистана. -Что вы успели увидеть за такое короткое время? -Выставка Виктора Апухтина была представлена в выставочном зале Дома-музея Урала Тансыкбаева в Ташкенте, который стал для меня первым открытием. Это был один из самых известных художников бывшего Союза , живший и работавший в Узбекистане в середине прошлого века. Он создал сотни картин, с сюжетами из жизни узбекского народа и прекрасными пейзажами, прославляющими красоту родного края. В России работы Урала Тансыкбаева можно увидеть в Третьяковской галерее и Музее Востока в Москве. Я люблю маленькие музеи, в них особенный колорит. В этом доме-музее все сохранилось так, как со времен жизни художника. На стенах мастерской много замечательных картин, а на его мольберте до сих пор стоит незавершенная работа «Чарвак в 1973 году». Удалось также посетить - Государственный музей искусств Узбекистана. Он закрыт на ремонт, но благодаря заведующему отделом этого музея Джахонгиру Темирходжаеву, удалось увидеть некоторые экспонаты, в числе которых головы Будд из Ферганской области, датированные 7 веком и статуи из Дворца Романовых в Ташкенте, построенного по проекту архитекторов В. С. Гейнцельманом и А. Л. Бенуа для великого князя Николая Константиновича. Этот дворец прекрасно сохранился, мне удалось увидеть его, но не получилось зайти внутрь. И это прекрасный повод вновь вернуться в Ташкент. Еще в музее Джахонгир Пулатович провел великолепную экскурсию по выставке Tashkent Modernism.Index. -Вы приехали на открытие выставки Виктора Апухтина и это стало для всех, кто там был, памятным событием. Насколько отличается от выставок, которые сейчас проходят в Москве? -Выставка «Я так вижу» готовилась долго, а «собралась» очень стремительно. У Виктора Олеговича сотни работ и большинство про любовь, мы отобрали соответствующие концепции выставки, получилась аллегория размышлений о Узбекистане, людях, жизни, красоте и любви. Экспозиция выставки встречала гостей в цветущем саду музея и под национальную музыку сопровождала в выставочный зал, где расположились графические и живописные работы Виктора Апухтина. На открытии собралось много гостей среди которых были известные художники Узбекистана. Много говорили, вспоминали родителей и преемственность поколений, рассуждали о искусстве и роли художника. Очень органично из «райского сада» Виктора Апухтина вернулись с сад музея, где всех гостей ждал вкуснейший, на мой взгляд, плов и чай. Это, пожалуй, то, что отличает от открытия выставок в Москве. Уже за едой продолжали говорить о искусстве и планах на будущее. -Почему из всех художников Узбекистана вы выбрали возможность работать с Виктором Апухтиным? -С творчеством Виктора Олеговича год назад меня познакомила его ученица, моя подруга Елена Пешкова, с которой мы вместе занимаемся проектами в Фонде содействия сохранению культурного наследия имени Константина Коровина. В декабре мое арт бюро «Гала арт бюро» занималось подборкой работ и созданием коллекции живописи по заказу одной из крупных архитектурных мастерских России. Для коллекции было подобрано 12 работ, среди которых 2 - это живопись и графика Виктора Апухтина. У Апухтина «сложное искусство», обладающее специфическим, особенным языком условности, оно воспитывает вкус, развивает творческое мышление, учит понимать суть искусства. -Каким вы видите культурный диалог между нашими странами, его перспективы? -Наши страны связывает долгая совместная история, культурное взаимодействие и дружба. На территории России, как и Узбекистана с давних времен проживают представители разных народностей и национальностей. Наши культуры активно взаимодействуют, а русский язык в Узбекистане является средством межнационального общения. Центр международного и культурно-делового сотрудничества «Культура для жизни» занимается межнациональными культурными проектами более 10 лет. Ведь это - универсальный язык общения, именно культура сберегает и передаёт следующим поколениям самые важные, базовые ценности и ориентиры. Позволяет связать прошлое, настоящее и будущее, сохранить самобытность, уникальность каждого народа и помогает людям ориентироваться в бурно меняющемся глобальном мире. Сейчас, создавая совместные культурные проекты, мы вновь говорим на одном языке - языке культуры и искусства, мы вновь проживаем совместную историю. Выставочно-философский проект художника Виктора Апухтина «Я так вижу», как мостик от сердца Узбекистана (Ташкент и Самарканд) идет к сердцу России (Москва, Санкт-Петербург). В России мы запланировали и ряд других мероприятий с Виктором Олеговичем Апухтиным, что, несомненно, внесет свой вклад в наш культурный диалог.
Борис Бабаев, Kultura.uz
|
|