Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.03.2018 / 23:12:23
И снова о "Даме с камелиями": драматической поэме о любви на балетной сценеПоявление на сайте и афише ГАБТа оперы и балета имени А. Навои балета "Дама с камелиями" заинтриговало своим названием, вызывающим ассоциации с одноименным романом Александра Дюма – сына и оперой "Травиата" Джузеппе Верди и, соответственно, огромный интерес к новой работе коллектива театра. Данный спектакль возник в результате творческого содружества балетной труппы театра, инициативы заслуженного артиста Узбекистана, главного балетмейстера театра Шавката Турсунова и балетмейстера – постановщика Мехмета Балкан (Турция), приехавшего для этого в Узбекистан. Всемирно известный хореограф Мехмет Балкан осуществил на балетной сцене разных стран более 60 спектаклей, в числе которых "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" П. Чайковского, "Свадебка" И. Стравинского, "Жизель" А. Адана, "Коппелия" Л. Делиба, "Дон Кихот" Л. Минкуса, "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева. Идея создания балета "Дама с камелиями" возникла у Балкана под впечатлением оперы "Травиата" Верди. Балкан разработал сценарий и либретто, подобрал музыку из опер "Травиата", "Риголетто" и "Аида" Верди, "Сельская честь" Пьетро Масканьи, Вальс из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" Арама Хачатуряна и создал балет "Дама с камелиями", который ставил в 1980е годы в Анталье и других городах Турции. Известно, что на сюжет романа А. Дюма – сына были созданы балеты, среди которых "Дама с камелиями" Анри Соге и "Маргарита и Арман" на музыку Ференца Листа, но балет "Дама с камелиями" на музыку Верди и Масканьи, несомненно, самый значительный. И вот этот балетный спектакль у нас в Ташкенте. Ведущие творческие силы театра – музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов, художник постановщик – заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Ботиров, художник по костюмам Лобар Палванова, солисты балета заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева (Маргарита Готье), Бегзод Акимбаев (Арман Дюваль), Улугбек Олимов (Ангел смерти), Карен Геворгян (Барон), заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова (Нанина), Екатерина Тихоновская (Флора) и друние создали неповторимо самобытный, яркий, волнующий зрителей. Музыкально-хореографическая драматургия балетного спектакля построена на контрастных дарованиях хореографа Мехмета Балкана, усиливаемая хореографическими решениями семантикой контрастов черного и белого цветов. Черные костюмы кордебалета, розовые, палевые зеленые платья солистов создают романтический мир образов, верно передают стиль эпохи не только в общем композиционном рисунке, но и в отдельных сценах. Яркая контрастность оркестровой партитуры во многом предопределяет характер сценографии. Тяжеловесная поступь хорального движения звучания группы духовых инструментов сменяется прозрачным звучанием группы струнных инструментов в лирических сценах, зажигательной энергетической празднично-торжественной атмосферы бала. Хор и вокал эмоционально - психологически углубляют и обогащают пластичную партитуру хореографии. Весьма важно подчеркнуть, что режиссеру-постановщику удалось показать сцены, содержание которых понятно без помощи литературного либретто, причем показать средствами выразительной пластики. Балетмейстер помог артистам эмоционально откликнуться на художественную мысль партитуры. Удачная находка постановщика – выделение Маргаритой Готье своего жизненного пути, своей любви к Арману Дювалю. В сложный композиционный рисунок музыкальной драматургии балетмейстер включает Вальс из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" А. Хачатуряна, через призму которого впечатляюще выражает экспрессию чувств и драматизм сюжетной ситуации. Раскрытие музыки средствами пластичной хореографии и цвета, когда дирижер, балетмейстер и художник, каждый в своей сфере, раскрывают принципы музыкальной поэтики, обогащают этическое восприятие спектакля "Дама с камелиями". Пластический рисунок участников спектакля, тонко чувствующих экспрессию музыки, сложную смену ритма, настроений, органично сливается с музыкой, растворяется в ней, образуя синтез искусств. Несомненно, Мехмет Балкан внес свежую струю в работу нашего балетного коллектива, помог исполнителям раскрыть еще более яркие и многогранные свои танцевальные артистические возможности, музыкальность, и творческое сотрудничество с этим замечательным хореографом будет продолжаться в дальнейшем.
Донат Иногамов
|
|