Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
07.06.2018 / 15:41:15

"Игроки" по Гоголю в Молодёжном театре Узбекистана покорили ташкентских зрителей


         В будущем году мы будем отмечать 210-летие со дня рождения великого классика русской литературы — Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852). Вся культурная общественность Узбекистана, России и стран дальнего зарубежья собирается на достойном уровне отметить эту знаменательную дату, которой уже сегодня придаётся всемирное значение.

Гоголевские дни в Ташкенте начали отмечать с 1902 года, когда согласно циркуляру господина министра народного просвещения от 31 января 1902 года, в учебных заведениях были устроены торжества в память Николая Васильевича Гоголя. Примечательно, что в том же 1902 году в Риме тоже решили отметить 50-летие со дня смерти писателя открытием Русской читальни им. Н.В. Гоголя, которая впоследствии стала библиотекой.

         Чествованию Николая Васильевича ташкентцы посвятили три дня. В час дня Пушкинское общество организовало в городском театре народные чтения. Н.В. Назаров прочёл биографию Н.В. Гоголя, а И.И. Гейер — «Пропавшую грамоту». Любители-мандолинисты исполнили пьесы по произведениям писателя. В восемь часов вечера публика заполнила вместительный зал Военного собрания. Любители из театрального и музыкального обществ давали «Женитьбу» Гоголя и сцену из оперы «Вакула кузнец». Весь сбор от спектакля отправлялся на организацию народной библиотеки имени Гоголя при одном из городских училищ Ташкента.

С тех пор прошло 116 лет. В Ташкенте давно уже нет улицы Гоголя, её снова переименовали, и теперь она носит имя Яхъё Гуломова. Исчез и памятник великому писателю, как многим  другим деятелям русской литературы. По старой тенистой  улице в центре узбекской столицы с новым названием шагает «племя младое, незнакомое». У него свои кумиры.

         Между тем Н.В. Гоголь продолжает жить и покорять зрителей на сценических площадках. Гоголевский "Ревизор" в различной  современной интерпретации украсил репертуар Академического Русского Драматического театра Узбекистана, Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, а также Узбекского национального академического драматического театра.

Гоголевские «Игроки» стремительно помолодели в совместном проекте Государственного молодёжного театра Узбекистана и Союза театральных деятелей  Росийской Федерации. Мне удалось побывать на четвёртом представлении премьерного спектакля второго июня 2018 года, когда актёры уже достаточно хорошо вжились в свои роли, непосредственно общались друг с другом и с публикой. Они смогли показать   актуальный и злободневный спектакль, соответствующий  требованиям нашего времени. Зрители,  более двух часов без антракта активно наблюдавшие  стремительное эмоциональное театральное действие, подтвердили его успех  бурными овациями и возгласами «Браво»  в конце спектакля, когда все исполнители  трижды вышли к ним на поклон.

 «Игроки» — комедия Николая Васильевича Гоголя, завершённая и опубликованная в 1842 году,  считается незаконченной, хотя завязка, развязка, все перипетии сюжета прочерчены и выстроены. Комедия была впервые напечатана в издании «Сочинения Николая Гоголя» 1842 года в четвёртом томе, в разделе «Драматические отрывки и отдельные сцены». Весь раздел датировался самим Гоголем периодом с 1832 по 1837 гг. Окончательная обработка «Игроков» относится к 1842 г., но начата была пьеса определённо раньше.

При жизни Гоголя постановка «Игроков» в Александринском театре в Петербурге не имела успеха. С резко отрицательным отзывом на новую комедию Гоголя выступила «Северная пчела». Либеральная критика, в частности  В.Г. Белинский,  объясняла этот факт неразвитостью вкуса публики.

Что обеспечило успех постановке «Игроков» по Гоголю в Молодёжном театре в XXI веке? Виталий Когут (Россия, Москва), режиссёр спектакля,  объясняет  по-своему свой новый дерзновенный подход  к классической истории  — «честной игре про шулеров»:

— В 2017 году я окончил режиссёрский факультет ГИТИСА, мастерскую Л.Е. Хейфеца. Этот спектакль моя третья работа  в профессиональном театре.  Мне удалось уже выпустить спектакли в Москве и Таллине. В «Игроках» я поставил задачу выйти на новый уровень актёрской искренности.

Спектакль вырос из заявки, сделанной на режиссёрской лаборатории, организованной Союзом театральных деятелей российской федерации и Государственным молодёжным театром Узбекистана в 2017 году. В процессе работы  возникла интересная концепция решения пространства, и получасовой эскиз  был сыгран прямо в коридоре театра на втором этаже. Гримёрки превратились в комнаты трактира, а служебный проход стал местом действия. Эта идея сразу же  заинтересовала коллектив  Государственного молодёжного театра Узбекистана. Спустя полгода  этот конкурсный концепт задал отправную точку для полноформатного  спектакля на сцене театра.

Н.В. Гоголь окончательно собрал текст «Игроков» в 1842 г. в Германии. Эта пьеса завершила целый этап творческой биографии автора, в которой уже появились «Мёртвые души» и «Ревизор». Гоголь сам  не определял «Игроков» как пьесу об игре. Он ставил тему гораздо шире.  В фокус писателя попадают природа обмана и судьба человека. Николай Васильевич, конечно же, наделяет героев и пространство действия чертами, узнаваемыми не только для его современников, но и для новых поколений. Разбор именно личностных  мотивов героев, типичных, узнаваемых всеми, выводят текст пьесы на высокий обобщающий уровень  — межличностный и социальный.

В основе сюжета «Игроков» лежит увлекательная история о мошенниках. Да, у Гоголя в произведении весёлого было мало, но именно став комедией, «Игроки» преобразились. При этом все события гоголевской пьесы развиваются в его родных местах — на Украине. Главный персонаж – карточный шулер Ихарев. Он появляется и интересуется у слуги здешними постояльцами. Ихарев не знает, что в трактире полно местных мошенников, которые вскоре одурачат заезжего афериста…

А дальше — смотрите  и удивляйтесь сами, с каким мастерством  молодые актёры разыгрывают главную интригу пьесы, так что до конца спектакля зрители ни за что не угадают развязки. Что за мастерская отделка характеров: Руслан Мамадалиев в роли искусного карточного шулера Ихарева. Ихарев везёт с собой как драгоценность краплёные лично им колоды. Лучшей из них он даже придумал человеческое имя — Аделаида Ивановна.

Герой в исполнении Обида Абдурахманова — Степан  Иванович Утешительный является мастером ловких игровых комбинаций. Именно Утешительный и его команда закручивают главную интригу комичного спектакля. Они своей хитрой игрой обводят вокруг пальца главного героя. Все великие махинаторы могут им позавидовать. Ихарев же слишком молодой и неопытный, поэтому не смог вовремя заметить согласованные действия Утешительного и его друзей по ходу игры.

Зрителей в комедии положений, где чётко не разделяются главные и второстепенные персонажи,  ждут невероятно уморительные диалоги, разнообразные курьезные моменты, зажигательная актёрская игра. Публика будет в восторге, ведь на сцене со скромной, но очень выразительной декорацией (художники сценографии — Виталий Когут и  Алексей Пак) царит неподдельное веселье. Некоторых эта история рассмешит, других заставит задуматься. Но все зрители согласятся, что произведение русского классика сохраняет актуальность по сей день. В нашем современном обществе есть те же шулеры и мошенники, кого в своё время так откровенно высмеивал Гоголь.

В своём завещании (1845) Н.В. Гоголь писал: «…Не унынью должны мы предаваться при всякой внезапной утрате, но оглянуться строго на самих себя, помышляя уже не о черноте других и не о черноте всего мира, но о своей собственной черноте. Страшна душевная чернота, и зачем это видится только тогда, когда неумолимая смерть уже стоит перед глазами!

… Я писатель, а долг писателя — не одно доставленье приятного занятья уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям».

Известную комедию Гоголя «Игроки» показывали на многих театральных сценах, но в постановке режиссера Виталия Когута, по мнению ташкентских зрителей, она засияла новыми яркими красками. Многие благодарные зрители считают, что спектакль получился искромётным, ироничным, озорным, очень смешным, дерзким и нравоучительным, поэтому ни один человек в зале не останется равнодушным и впредь, придя на этот спектакль.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

05.06.2018 / 20:42:05

В ГАБТе им. А.Навои – Rossini 150 по случаю 72-летия Итальянской Республики

Этот музыкальный праздник был организован Министерством культуры Узбекистана при поддержке Посольства Италии в Узбекистане. Для участия в нем приглашен известный итальянский дирижер Эдди де Надаи... Сказать, что звучали аплодисменты – ничего не сказать, театр плыл и качался в волнах нескончаемых рукоплесканий, валом заполнявших нарядный и праздничный зал. И думалось, как же подходят друг другу музыка Дж. Россини и наш роскошный и по-южному яркий театр Навои... Далее...

05.06.2018 / 00:00:33

В Ташкенте отметили 105-летие со дня рождения Мукаррамы Тургунбаевой

Центром проведения этого праздничного вечера стал Театр им.Мукими. А организаторами были ее друзья и коллеги, для которых она была и остается звездой узбекского танцевального искусства на все времена. Об этом вечере узнал от народной артистки Узбекистана Вилоят Акиловой, которая позвонила, пригласила на этот концерт и сказала: "Приходите и вы не пожалеете". Так оно и было Далее...

01.06.2018 / 20:22:02

Удивительный Волшебник из страны Оз

Галерея "Bonum Factum" в партнерстве с Швейцарским бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане, при поддержке Союза Молодёжи Узбекистана к международному дню защиты детей представляют театральное представление по мотиву сказки Лаймен Фрэнк Баум и Либби Гамильтон "Удивительный Волшебник из Страны Оз". Далее...

21.05.2018 / 18:49:14

Қўрқмас Сагатов ижодига чизгилар

1938 йилнинг 11 апрелида Тошкент шаҳрида таваллуд топган Қўрқмас Сагатов Марказий Осиёда ягона бўлган хореография билим юртининг битирувчиси, 1962 йилда Москва хореография академиясининг малака ошириш бўлимида тахсил олган педагог. Далее...

25.04.2018 / 20:43:17

Режиссер Баходир Юлдашев осуществил в театре-студии "Дийдор" постановку музыкального спектакля "Аршин мал алан". Его показы проходят в Ташкенте с большим успехом

Это последняя и самая популярная оперетта Узеира Гаджибекова, известного азербайджанского композитора начала 20 века. Она была создана им в 1913 году в Петербурге. Автором либретто является сам Узеир Гаджибеков. К этому произведению обращаются все новые и новые режиссеры и театры. Полное жизненной силы, обращенное в завтрашний день, привлекающее своей необыкновенной искренностью, интересными характерами, неповторимой национальной музыкой, произведение открывает большие возможности для его постановщиков. Далее...





07.11.2024 / 12:37:29
Золотые ветви творчества и дружбы: Узбекистан – Венгрия
 
07.11.2024 / 12:11:37
В Союзе композиторов Узбекистана состоялась пресс-конференция, посвященная 70-летию народного артиста Узбекистана, лауреата международных конкурсов Мансура Ташматова
 


08.11.2024 / 10:47:31
Наш стенд - на "World Travel Market London"
 
04.11.2024 / 15:56:42
Церемония подписания соглашения о взаимопонимании между Департаментом культуры и туризма
 


06.11.2024 / 15:11:20
По случаю "Дня Победы" Азербайджана в Узбекистане состоялась презентация книги.
 
03.11.2024 / 10:48:00
Огромная радость!
 


06.11.2024 / 15:38:12
SpaceX запустила первый в мире деревянный спутник
 
01.11.2024 / 11:26:39
В Ташкенте открылся новый кампус филиала Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте