Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.04.2019 / 00:18:00
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПОС НА СЦЕНЕ ГАБТа Премьера музыкального спектакля "Qyrq Qyz" в ТашкентеФонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан запустил пилотный проект «Центр современного искусства» в Ташкенте, который начал свою деятельность с 12 апреля 2019 года. Масштабный проект включает в себя: открытие выставки, проведение спектакля, лекций, семинаров, кинопоказов, а также детские и семейные мастер-классы с участием международных гостей, которые пройдут с 13 апреля по 1 июня. Так, одним из мероприятий стал музыкальный спектакль «Qyrq Qyz», узбекского режиссера и видео-художника Саодат Исмаиловой. Фонд, совместно с международным фондом Aga Khan Trust for Culture, 16 и 17 апреля 2019 представил спектакль в Ташкенте на сцене Государственного академического большого театра имени Алишера Навои.
Музыкальный спектакль «Qyrq Qyz» основанный на героическом эпосе, представляет квинтэссенцию фольклора, вокально-инструментальных традиций народов Центральной Азии. Благодаря поддержке Фонда Видеоряд спектакля «Qyrq Qyz» команде проекта дали разрешение работать в Музее Савицкого, Краеведческом музее Каракалпакстана, «Кырк кыз» кале, Бадай Тогайском заповеднике. После завершения спектакля/концерта, Фонд предложил показать спектакль и в Узбекистане, а также, заинтересовавшись видеоинсталляциями, организована персональная выставка Исмаиловой в Ташкенте. Проект реконструирующий историю каракалпакского эпоса сопровождают звуки древних инструментов и богатство женского вокала Центральной Азии, который привнес в спектакль композитор Дмитрий Янов-Яновский. В спектакле звучат многочисленные народные инструменты, представляя классические школы вокального искусства Центральной Азии: тановар Узбекистана, дастаны, жир (горловое пение) и затяжное пение Каракалпакстана, Казахстана, Киргизстана. «Qyrq Qyz»- это попытка режиссера объединить разнообразную вокальную и музыкальную силу и богатство женских голосов Центральной Азии, а также показать зрителю региональную цельность, которая сохранилась в легендах, эпосах и музыкальном творчестве народа. Ранее спектакль был представлен в Нью-Йорке, в театре BAM (BrooklynAcademyofMusic) и в Париже, на сцене Театра Клода Леви-Стросса в Музее на набережной Бранли Фонда Жака Ширака. Саодат Исмаилова – узбекский видео-художник , режиссер, чьи авторские произведения получили широкое международное признание благодаря своему уникальному, неповторимому почерку и художественному видению. На протяжении более десяти лет Саодат живет между Парижем и Ташкентом. После окончания Ташкентского Государственного Института Искусств в 2002 году, она продолжила обучение в Италии. С 2013 по 2017 года ее работы были представлены в выставочных пространствах в Берлине, США, Франции, Норвегии. «Центральная Азия – это пространство, мой хребет, моя сила и индивидуальность. Как мне кажется, эта земля настолько щедро насыщенна, что нас впереди ждет еще много творческой работы» - говорит Саодат Исмаилова. На вопрос о том, как удается совмещать работу во Франции и Узбекистане, Саодат Исмаилова отвечает: «Я исследую и развиваю проекты за пределами Узбекистана, а непосредственно сам процесс визуализации проектов провожу уже чаще всего на родине, в Узбекистане или Каракалпакстане. Сохраняю ли я общность интересов, самой мне судить сложно. Но с уверенностью могу сказать, что интерес разных стран мира к художественным проектам Узбекистана, да и всей Центральной Азии, очень велик». Выбор сюжета режиссер Исмаилова объясняет удивительным интересом к данному эпосу и числу 40. «Когда я работала над моим первым полнометражным художественным фильмом «Сорок дней молчания – Чилла», - рассказывает Саодат, - меня заинтересовал момент сакральности числа сорок, который встречался повсюду: в быту, духовных ритуалах, материальной культуре региона. Всплывали мифы, святые места, архитектурные памятники, связанные так или иначе с цифрой сорок. Самое удивительное, я замечала необъяснимое мерцание в глазах людей, стоило мне только спросить их о Сорока девушках». Именно в такие моменты автор чувствовала себя свидетелем того, как проявляется коллективная память, передаваемая через поколения и это, заворожило режиссера. «Я постаралась пересказать эту легенду так, как бы я прошептала ее своей внучке перед сном, - отмечает Саодат Исмаилова, - Персонажи, сорок дев, которые защищали свою землю от завоевателей, – уже этого достаточно, чтобы фантазия художника нашла вдохновение. Также значима и региональная цельность легенды, которая передается из уст в уста и важна как у узбеков, так и у каракалпаков, туркмен, казахов, киргизов и таджиков. И, конечно же, важным звеном стала архитектура «Кырк Кыз» кала в Каракалпакии, в Термезе и в Бухаре. Это целый непознанный мир сорока девушек, который будоражил людей еще со времен Томарис. Ведь если углубиться, то это сорок духов, которые оберегают нашу землю, и одаряют плодородием женщин». Премьера музыкального спектакля «Qyrq Qyz» впечатлила ташкентских зрителей неповторимым национальным колоритом, богатством красок, тембров и звуков. Напомним, что в рамках проекта пройдут образовательные мероприятия для детей, студентов и любителей искусства. Программа мероприятий была разработана командой Фонда совместно с Саодат Исмаиловой и ее партнерами. Для детей от 5 до 7 лет будут организованы интерактивные мастер-классы в залах Центра, которые будет проводить в тандеме: Саодат Исмаилова и Теодор Левин (США). Также, в здании Центра современного искусства пройдут публичные лекции и семинары, посвященные специфике музыки Центральной Азии. Лекторами выступят Саодат Исмаилова, Теодор Левин и Дмитрий Янов-Яновский и музыканты спектакля «Qyrq Qyz». ЗАРИНА ХОДИЕВА, член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана.
|
|