Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.10.2019 / 18:37:56
Лия Кёниг и её спектакль "Выиграл или проиграл?"Молодёжный театр Узбекистана, в продолжение многолетнего успешного сотрудничества в области театрального искусства с Израилем, 26 10 19 представил единственный моноспектакль автора и исполнителя Роя Хоровица в постановке режиссера Лии Кёниг. Когда я вошла в зрительный зал Молодёжного театра Узбекистана за полчаса до начала представления в Ташкенте от Камерного театра Тель-Авива: "Выиграл или проиграл?", я услышала взволнованный голос режиссёра-постановщика Лии Кёниг: «А где же журналисты? ». Я представилась и присела в партере рядом с пожилой женщиной, лёгкий макияж которой на лице вовсе не скрывал её 90-летнего возраста, а между тем большие карие глаза светились совершенно по-молодому и излучали простое человеческое счастье. Она неожиданно взяла меня за руку, как близкая родственница, и начала рассказывать о себе, совершенно свободно владея русским языком. Лия Кёниг – режиссёр-постановщик спектакля – родилась в 1929 году в Польше, в семье актёров. Война застала её в Румынии, когда вместе с матерью они были на гастролях. Годы эвакуации вместе с матерью Лия Кёниг провела в Узбекистане – в Ташкенте и Самарканде. С 1941 года, того драматического момента, ей до сих пор кажется, что она словно заново родилась в Средней Азии. «Моё детство началось тут», - рассказывает она, - именно здесь Лия познала вкус человеческой доброты, самоотверженной любви и дружбы и вкус горячей лепёшки из тандыра в самые суровые годы войны, проведённые в южном тылу. «Именно здесь узбеки меня научили, как можно сообща бороться за свою жизнь, они спасали нас любовью и душевной теплотой. У нас были добрые соседи: одна из них молодая красавица Хидоят. Она всё время меня приглашала к себе. Я приходила к соседям и подолгу сидела с ними во дворе на топчане, где они меня угощали хлебом, нехитрой похлёбкой и чаем. С тех пор я в своём сердце всегда носила эту теплоту людей и мечтала снова побывать в этих краях и низко поклониться этой земле и людям, спасшим нас от войны и голода». Наконец, её мечте удалось сбыться… За неделю пребывания в Узбекистане Лия Кёниг выкроила время и вместе с представителями Израильского посольства съездила в Самарканд, нашла улицу и дом, приютивший её мать с пятью детьми. В Самарканде её сверстники преклонного возраста вспоминали о тех суровых годах, когда узбеки делились с эвакуированными людьми разных национальностей с российских и европейских территорий, оккупированных фашистами, своим мирным кровом и последним куском хлеба наравне с родными детьми. - У меня, кроме моих родителей (матери и отчима, отец погиб рано в Уральске в 1942 году), были хорошие учителя среди окружающих меня людей в Узбекистане, России, Молдавии, Румынии и потом в Израиле, научивших меня любить и ценить жизнь, гуманно относиться ко всем людям… Я также посетила Общество бухарских евреев, которое меня очень тепло приняло. Я думаю, кто проживает в Ташкенте, до конца не осознаёт, какой это красивый и солнечный город, в котором живут счастливые люди. Моя нынешняя поездка в Узбекистан завершает определённый период моей духовной жизни, - подводит итог пережитому важному отрезку жизни наша героиня. В 1961 году Лия Кениг эмигрировала в Израиль, где и была принята в легендарный национальный театр «Габима» («Сцена» в переводе на русский язык). Поначалу ей было тяжело – пришлось срочно изучить иврит. Здесь ею сыграно огромное количество ролей. В настоящее время Лия Кёниг является старейшей и самой заслуженной театральной актрисой Израиля и играет в трёх спектаклях. Её называют королевой сцены, в совершенстве владеющей искусством перевоплощения трагических образов в комические, обладающей великолепной пластикой, умением петь и танцевать. Кёниг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом Премии Израиля, в 1999 г. — Израильского союза актёров. Этот значительный период жизни Лия Кёниг характеризует так: - Я думаю, я начала осуществлять свою актёрскую карьеру в Бухаресте и потом в Израиле с правой ноги. Я играю очень много до сих пор. Творческая жизнь на сцене помогает моему долголетию и продляет мою счастливую жизнь. Что же касается привезённого спектакля по приглашению Израильского посольства и руководства Молодёжного театра Узбекистана, его автор и исполнитель Рои Хоровиц всё время режиссировал меня. Я предложила ему поменяться ролями в этот раз – что из этого получилось судить вам, ташкентским зрителям.
На вопрос о режиссёрском замысле гастрольного моноспектакля с интригующим вторым названием «Всё или ничего!» Лия Кёинг ответила достаточно откровенно с долей самоиронии: - Ну, что вы скажите обо мне? В этом возрасте режиссировать впервые ... скорее всего, я сошла с ума. Но когда Рои принёс мне свою прекрасную пьесу, я не могла поступить иначе. Я не могла не согласиться. Этот дедушка, какой персонаж!!! Такой оптимистичный, такой умный, полный юмора и жизнерадостный. Такие роли была бы рада сыграть сама. Но Рои решил, и правильно, передать свою историю глазами молодого человека, внука. "Лиа! - сказала я себе, тебе не дают играть? Как минимум, режиссируй! Как говорят в нашей пьесе «Sure men» - почему бы нет?» А если серьёзно: главная идея пьесы, отобранной для постановки Роем Хоровицем, - это генетическая и ментальная связь между старым дедом и его молодым внуком. Наша задача была – показать душевную дружбу и родство двух людей, сумевших найти общий язык, несмотря на разницу в возрасте и социальных статусах этих героев. В их взаимоотношениях преобладает универсальная беспроигрышная модель поведения в наше прагматичное время: они демонстрируют более высокий альтернативный уровень общения, где нет конкуренции, где правит бал сотрудничество и любовь. Думаю, вам будет приятно посмотреть этот спектакль. - Сколько Вы ещё пробудете здесь? - Мы уже сегодня ночью улетаем. Я приехала во время разгара театрального сезона в сопровождении молодой актрисы, пожелавшей меня снимать и использовать эти документальные видеокадры для будущего биографического фильма обо мне. У неё ещё пока нет названия. Лия Кёниг и Рои Хоровиц – автор и исполнитель моноспектакля «Выиграл или проиграл?» в рамках визита в нашу страну 24 10 19 с радостью поделились своим актёрским и режиссёрским опытом со студентами творческих вузов и артистами Молодёжного театра, давая им трёхчасовой мастер-класс. Лия Кёниг отметила в беседе, что мастер-класс проходил на сцене театра. Любознательные молодые артисты, искренне и глубоко интересующиеся западной культурой и театром, желающие достойно играть на большой сцене, задавали много практических вопросов, связанных с актёрским мастерством и особенностями режиссуры наших гостей, поэтому было очень интересно и полезно всем узнать ближе друг друга. Но лучше всего талант гастролёров из Израиля раскрылся во время моноспектакля, в котором единственный актёр Рои Хоровиц на глазах у всех зрителей легко перевоплощался в старого 99-летнего деда, мечтавшего прожить до нового тысячелетия. Он также органично превращался в чопорную учительницу, открывшую своим ученикам истину в последней инстанции сакраментальной фразой, что «человеку даны всего лишь две гарантии – родиться и умереть». Труднее всего, наверное, было поддерживать диалоги то с его мамой, плохо знавшей характер и навыки своего сына; то с его дедом, за внешней грубостью которого и пороком азартного игрока скрывался добрейший человек с твёрдыми независимыми убеждениями и силой воли. Рои Хоровица одновременно был прекрасным рассказчиком с философским созерцательным взглядом со стороны на всё происходящее и просто объяснял внутренние подводные течения сюжета. Трудность восприятия действия осложнялась тем, что спектакль шёл на иврите. Зрители вынуждены были следить неотрывно за выразительной игрой актёра и одновременно схватывать боковым зрением субтитры на русском языке, чтобы до конца понять спектакль. Кое-кто в зале бесцеремонно умудрялся вслух зачитывать субтитры для соседей с плохим зрением, но в целом, народ не дышал, следя за развитием динамичного действия и мог высоко оценить актёрскую игру главного и единственного исполнителя. Рои Хоровиц - выпускник "Актерской студии-Нисан Натив" в Тель-Авиве, магистр театрального факультета Тель-Авивского университета, докторант кафедры современной литературы Бар-Иланского университета. Награжден званием «Лучший актер» на Международном фестивале детей и молодежи, Хайфа, 1997 год и «Режиссер года», в 2010 году. Снимался в американском фильме "The Body" с Антонио Бандерасом. Рои поставил серию признанных критиками постановок, исполняемых по всему Израилю, в Национальном театре Хабима, Театре Камери, Театре Беэр-Шева, Театре Хасимта и т.д. Пьеса «Выиграл или проиграл?» представляет воспоминания молодого человека о детстве и его дедушке. Для дедушки Гари азартные игры были смыслом всей жизни. Он выигрывал много и терял еще больше… Но теперь, дыша на ладан, дедушка Гари идёт до конца, в самом прямом смысле. Посмотрев спектакль, зрители после долгих оваций подходили к Лии Кениг и обнимали её. Многие впервые задумались о главном: «Победа в футбольном матче реализует модель: «Выиграл» / «Проиграл». Победа в споре с близким человеком порой абсолютно не важна, особенно если победа может разрушить многолетние отношения. Но делая выбор, как дедушка Гари в спектакле «Всё или ничего» (мне почему-то это название больше по душе!), необходимо руководствоваться собственными идеями и предпочтениями, а не идти по поводу сиюминутных эмоций. Только навык, кстати, подсказанный современным психологом Кови «Победа для всех» - может привести к всеобщему успеху, как это случилось в единственном представлении в Ташкенте Камерного театра Тель-Авива на сцене Молодёжного театра Узбекистана.
Гуарик Багдасарова
|
|