Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.12.2019 / 22:00:29
Премьера знаменитой оперы "Сельская честь" на сцене ГАБТ им. А. Навои определила её дальнейшую судьбуМузыку Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец» завораживают. И даже разрозненность оперных фрагментов не свела их к простому цитированию, так как сицилийская криминальная драма — плоть от плоти «Сельской чести». Из смеси литературного психологизма, кинематографического неореализма, оперного веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том числе всемирно известный кинорежиссёр, автор знаменитого фильма «Ночной портье», Лилиана Кавани, ученица Лукино Висконти. «Сельская честь» (итал. Cavalleria rusticana) — опера Пьетро Масканьи, созданная в 1890 году по новелле Дж. Верги «Сельская честь». Впервые «Сельская честь» была представлена публике в Риме 17 мая 1890 года и имела большой успех. Первая постановка в Великобритании состоялась 19 октября 1891 года (театр Шафтсбери, Лондон), а 16 мая 1892 года «Сельская честь» представлена в «Ковент Гарден». В США опера впервые поставлена в 1891 году в Филадельфии, а затем почти сразу в Чикаго и Нью-Йорке. В «Метрополитен Опера» «Сельская честь» выдержала более 650 представлений, первое из которых состоялось 30 декабря 1891 года. Первая постановка в России была осуществлена в 1891 году в Москве (итальянской труппой) и Екатеринбурге (Музыкальным кружком). На профессиональной сцене «Сельская честь» появилась в 1892—1893 годах в Казани и в Москве. 18 января 1894 года опера представлена публике в Мариинском театре. Большим поклонником оперы был П. И. Чайковский. Итальянская опера неоднократно ставилась в Большом театре. Последняя постановка в Большом театре относится к 1985 г. С 2001 года «Сельская честь» идёт в театре «Новая опера». 25 января 2008 года в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы в постановке Лилианы Кавани. «Сельская честь» не сходит с мировой сцены, в главных её партиях выступали крупнейшие артисты — Э. Карузо, Б. Джильи, Дж. ди Стефано, Ф. Корелли, Дж. Ансельми, Р. Панераи, Дж. Симионато, Е. Образцова, З. Соткилава и др. В честь персонажа оперы Лолы назван астероид Лола, открытый в 1900 году. В фильме «Крестный отец» сын Майкла Корлеоне, Энтони, поёт именно в этой опере. Внимание режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, Андрея Слонима к творчеству Масканьи можно объяснить его интересом к веризму — направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х годах. Для опер этого направления характерна предельная простота сюжетов, взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не обходится. Кредо веризма – это предельное обнажение острейших противоречий человеческой натуры, раскрытие каждого характера в его личных устремлениях – и непременно в переступании неких принципиальных границ допустимой морали. Герои веризма в открытом разгуле своих страстей расцвечены самыми различными «тонами», и, право же, трудно определить, кто в произведении такого рода «положителен», а кто – негативен. Веризм жёстко смешивает все эти тона – и драматические коллизии судеб героев и сюжета углубляют эти противоречия, непременно доводя их до рокового конца, когда исправить что-то уже просто невозможно! Опера Масканьи — один из самых ярких образцов веризма в музыке. Стремительно и сжато развивается действие, в которое вовлечены непривычные для старой итальянской оперы герои — простые люди, жители села. Сюжет развивается в сицилийской деревне. На сцене задействованы крестьяне и крестьянки, слуги трактира, священник, дети - артисты хора, миманса и детской вокально-хоровой студии театра, придавшие всенародный масштаб происходящему действию - от первой до заключительной сцены. Андрей Слоним сжал в два действия напряжённый сюжет — предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке. На фоне торжественной простоты скромного быта, как пружина, раскручивается тривиальная история любви-измены-тайны, которую режиссёр-постановщик ГАБТ им. Навои смог поднять до важного философского обобщения. Герои оперы совершают неразумные поступки, а позднее испытывают раскаяние за свои грехи и жестоко расплачиваются за них. Действующие лица: Сантуцца (сопрано) - Марина ПОЛЯКОВА; Лола (меццо-сопрано) - Мадина БАЗАРОВА; Турриду (тенор) - Абдулла ШИРИНОВ; Альфио (баритон) - Рахим МИРЗАКАМАЛОВ; Лючия (контральто) - Рада СМИРНЫХ смогли показать своих персонажей не в замороженном виде, а в «живом» психологическом развитии, Молодая крестьянка Сантуцца – Марина Полякова - любит Туридду. Абдулла Ширинов, обладающий прекрасным тенором и превосходной органикой, смело рисует своего героя, буквально, балансирующего на лезвии бритвы противоречий. Видно, что и к своей возлюбленной Сантуцце он не равнодушен. Но его юношеская любовь к прекрасной Лоле отнюдь не иссякла. Туридду служил в армии, веря, что его Лола непременно его дождётся. А Лола предпочла выгодный брак с богатым и влиятельным Альфио. Стремясь заглушить горечь, Туридду попытался обрести гармонию в любви с молодой Сантуццей. Но... Спектакль начинается с противоречия – Сантуцца случайно видит, как Туридду распевает страстную серенаду под окном Лолы, а потом она сама увлекает его в отсутствии мужа в свою комнату... Здесь следует особо отметить то, что и этот пролог, и интермеццо перед вторым действием сочинены Андреем Слонимом на основе предусмотренных композитором симфонических отрывков, изначально как бы и не предназначенных для действия. Но органика жизни персонажей в них нисколько не уступает основной напряжённости действия. Убеждает всё – и то, как Сантуцца Марины Поляковой пытается узнать у суровой Лючии – матери Туридду – где был ночью ее сын, и то, как рассказывает ей о своем горе. Здесь следует особо отметить мастерскую работу Рады Смирных в раскрытии сложнейшей натуры Лючии – главы рода, почтенной жительницы деревни – и вдруг оказывающейся беспомощной и беззащитной перед веригами непреодолимых обстоятельств судьбы любимого сына! Органично и предельно детализированно идёт труднейшая сцена диалога Сантуццы с Туридду, который то малодушно уклоняется от ответов отвергнутой возлюбленной, то прикрывается вспышками гнева. Совершенно в неореалистической эстетике режиссёр решает выразительную сцену, в которой Лола в правдоподобном исполнении молодой Мадины Базаровой упивается своим превосходством над Сантуццей. Согласно «принятой морали» - можно осудить только явный грех. А тайное прегрешение легко слывёт добродетелью. И сложная система взаимоотношений двух женщин, почти переходящая в открытую схватку, – трогает и предстаёт во всей заострённости их неразрешимого конфликта. Всё дальнейшее в пересказе могло бы выглядеть несколько банально – но могучая художественная правда и Масканьи, и постановочного замысла Андрея Слонима выносит «корабль» действия на совершенно иной уровень. Всё дальнейшее – предельно детализированно и одновременно целостно в спектакле, почти как в кино. Сантуцца, отверженная Туридду, рассказывает возчику Альфио, что его жена Лола — любовница Туридду. Рахим Мирзакамалов уверенно передаёт переход Альфио от самодовольного состояния – до опустошения и пробуждения истинно звериной ярости. Выразительное симфоническое интермеццо отделяет финал от предшествующего действия и создаёт временную перспективу. Постановщик смело и ярко сочиняет и выстраивает на нём причудливый бредовый сон смятённой Сантуццы – ей грезится грядущая свадьба с Туридду, но... к венцу идут Туридду с Лолой, а венчающий их священник в образе Альфио неожиданно заносит над всеми кинжал... Всё дальнейшее опять представляет причудливую мозаику «фиест» и разгулов страстей. Бравая застольная Туридду и его открытое ухаживание за Лолой сменяется приходом разгневанного Альфио, который уже всё знает. Ревнивый Альфио оскорбляет Туридду, А Туридду кусает его за ухо, что по сицилийскому обычаю означает принятие вызова на смертный бой. Так, простота нравов и характеров сицилийской деревни в полном согласии с драматичной музыкой органичным решением режиссера выводит действие на уровень истинной трагедийности... И тут Туридду во всей полноте осознаёт и низость своего поведения, и все непоправимые ошибки. Увидев вошедшую Лючию, Туридду страстно просит прощения у матери и умоляет её о том, что если ему не суждено вернуться – пусть Лючия по-матерински согреет теплом одинокую и несчастную Сантуццу. И поспешно уходит к назначенному Альфио месту их поединка. Ариозо Турриды у многих зрителей вызвал слёзы на глазах своим поздним трогательным раскаянием. Лючия горячо обнимает обессиленную Сантуццу. Но поздно что-то изменить в ходе вещей. Свершается схватка, и Альфио наносит Туридду смертельный удар. Соперники дерутся на ножах. В поединке Туридду убит. Представляется очень ценной находка постановщика в показе этого поединка двумя огромными тенями дерущихся героев на фоне грозового неба. И в этой режиссёрской находке предельно сконцентрирован драматизм текущего момента. А далее – ужас толпы. И небесный гром... Прибежавшая Лола отчаянным криком сообщает о гибели Туридду. Лишающаяся жизни Сантуцца падает замертво. Окровавленное тело Туридду, смертельный ужас поражённого народа и разразившийся надо всем небесный гром... Так завершается этот истинно ужасный день Пасхи, в котором люди, забыв о Высшем – стали рабами и пленниками своих тёмных и пагубных страстей. Оркестр ГАБТа под руководством заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, лауреата Государственной премии, Анвара Эргашева сумел передать всю палитру драмы чувств, выраженную итальянским композитором правдиво, сильно. Чувствуется большая и детальная дирижерская, режиссерская и, конечно же - концертмейстерская работа (Людмила Слоним и ее коллеги – Нина Давлятова и Шахноза Ташпулатова). Сочетание реалистически-бытовой картины крестьянской жизни, переданной в красочных декорациях готической архитектуры, ярких красочных национальных сицилийских костюмах художником-постановщиком, заслуженным работником культуры Республики Узбекистан Зубайдуллой Батыровым, с музыкой, впитавшей традиции старой итальянской школы, создало своеобразный эффект новой постановки известной оперы. Масканьи использовал сицилийский фольклор, чтобы передать колорит народной среды: его ненавязчиво, органично воспроизводит хор – живой и прекрасно действующий на сцене (главный хормейстер – народный артист Республики Узбекистан Сулейман Шадманов, хормейстер – Наталья Куприянова). Волей и мастерством балетмейстера, заслуженной артистки Республики Узбекистан Амины Бабаджановой, артисты хора органично и уверенно совершают непростые движения народных танцев – что вносит еще большую динамику в массовые сцены. Вся драма развёртывается на фоне ярко выписанной картины сельской жизни. Драматизм музыки, её напевность, свежесть красок, экспрессивное решение, на редкость выразительное пение и артистическая игра ведущих солистов ГАБТ им. А. Навои определили успех состоявшейся премьеры. Многие зрители говорили, что этот спектакль смотрится как кинофильм по обилию тонких деталей и своеобразной «раскадровке действия». Хочется верить в счастливую судьбу этого захватывающего спектакля, который неизбежно оживят и другие яркие артисты театра. Публика, до предела заполнившая зал театра, своими горячими рукоплесканиями во время действия и в финале - в едином порыве - не только высоко оценила мастерскую работу постановщиков и исполнителей, но и предопределила дальнейшую добрую и плодотворную судьбу оперы «Сельская честь» на сцене нашего любимого театра...
Гуарик Багдасарова Фото: Юрий Полянский
|
|