Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.07.2020 / 14:57:40
Народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева: "Жизнь – это вечное развитие"Народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева артистка и педагог, создавшая много ярких незабываемых образов в балетных спектаклях, показавшая миру красоту и изящество узбекского танца, воспитала не одно поколение талантливых артистов и педагогов. Долгий путь к вершинам мастерства и славы начался в раннем детстве. Родилась Гульнара Низамовна 30 июля 1931 года в Самарканде в замечательной интеллигентной семье Низомиддина Маво и Сонии Розыбакиевой. 1937 год разрушил привычный уклад счастливой жизни. Отец Гульнары был репрессирован, маму забрали вместе с отцом. Детские радости сменились недетскими переживаниями. Трёхлетнюю Эльмару Маваеву родственники забрали в Самарканд, а шестилетнюю Гульнару отправили в Ташкент в детский дом № 20 для одарённых детей, где находилась балетная школа. Попав в балетную школу имени Тамары Ханум, Гульнара сразу оказалась в руках таких замечательных педагогов, как Мукаррам Тургунбаева, Уста Алим Камилов, А. Обухова, Р. Медведева, В. Н. Губская. Педагоги окружили детей заботой и вниманием, открывая дорогу в мир высокой хореографии, который многим воспитанникам был неведом. В школе общительная Гульнара обрела подруг, дружба с которыми сохранилась на всю жизнь. О каждой из них Гульнара Низамовна всегда вспоминает с теплотой и нежностью. Клара Юсупова, Фатима Насырова, Раиса Хаджисаидова не только учились вместе, но и служили вместе с Гульнарой Маваевой долгие годы в Государственном Академическом театре оперы и балета им. А. Навои. В военные годы балетную школу отдали под госпиталь, и дети продолжили обучение в организованной Мухтаром Ашрафи студии при театре оперы и балета. Днём, после учёбы, Гульнара с одноклассниками бегала в госпиталь, где будущие артисты балета помогали медсёстрам стирать бинты и устраивали для раненых импровизированные концерты. Гульнара лихо отплясывала «лезгинку», подпевая сама себе «асса, асса» … По вечерам студийцы были заняты в массовых и детских сценах в оперных и балетных спектаклях: «Улугбек», «Даврон ота», «Ферганский канал», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Кармен», «Аистёнок», «Ак-Биляк» … Присутствие на репетициях давало возможность наблюдать за работой таких мастеров, как Мухитдин Кари-Якубов, Эмиль Хилькевич, Мухтар Ашрафи, Уста Алим Камилов, Тамара Ханум, Мукаррам Тургунбаева, Павел Йоркин, Вера Губская. Эти моменты остались в памяти любознательной Гульнары на всю жизнь. С широко распахнутыми глазами она всматривалась в танцы Мукаррам Тургунбаевой, стараясь уловить движения её души, которые вызывали и радость, и слёзы, Тамара Ханум заражала своим задором энергией, мощным темпераментом. Их трудолюбие, служение искусству, преданность профессии стали примером и школой жизни для Гульнары Маваевой. В составе одарённой молодёжи юная Гульнара направлена на учёбу в Москву. Жажда знаний, стремление к развитию и достижению результатов заставляли много работать над собой. Педагоги М.А. Кожухова, А. А. Руденко, Т. Ткаченко оттачивали профессиональные навыки; практика у К. Голейзовского, Н. Надеждиной, А. Лапаури дала глубокие знания по истории мирового хореографического искусства; походы по театрам, музеям, библиотекам помогали совершенствоваться духовно. Несмотря на лестные предложения остаться в Москве, Гульнара Маваева выбрала Ташкент, свой родной театр, где сразу активно включилась в работу. Аврора («Спящая красавица»), Эсмеральда («Эсмеральда»), Мария и Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Уличная, Каталонский танец, Цыганский танец («Дон Кихот»), Тао Хоа («Красный мак»), Гульнара («Балерина»), Юлдуз («Мечта»), Ойниса («Ойниса») и другие партии – результат творческой работы с балетмейстерами и ежедневного упорного труда в репетиционном зале. Созданию разноплановых героинь способствовал озорной и фантазийный темперамент, импровизационность, которые покоряли не только зрителя. Партнёров Гульнара всегда держала в тонусе – окрылённая создаваемым образом, могла изменить поддержку по ходу сцены, намекнув партнёру лишь взглядом, лёгким кивком головы. За блистательно исполненную партию Баронессы Штраль («Маскарад») Гульнаре Маваевой было присвоено звание Заслуженной артистки Узбекистана. Совсем другой образ создавала Гульнара Маваева в узбекских классических танцах. Работа с выдающимися мастерами узбекской хореографии - Народными артистами Узбекистана Тамарой Ханум, Мукаррам Тургунбаевой, Исахаром Акиловым помогла танцовщице постичь всю красоту, непреходящую ценность и богатство узбекского танца. Мукаррам Тургунбаева разглядела в своей ученице грацию, отточенную пластику и женственность, которые помогли Гульнаре Маваевой в танце отразить загадку и очарование восточной девушки. «Пилля», «Фергана рубаи», «Шалунья», «Учрашув», «Бухарский танец», «Жонон Уйнасин», «Ферганский танец», «Хорезмский танец», «Уйгурский танец», «Завким келур», «Рохат» «Эй, сарви равон», «Лазги» - танцы с которыми Гульнара Маваева достойно представляла танцевальную культуру Узбекистана во многих странах мира. Она являлась участницей почти всех Декад узбекской литературы и искусства, проводимых в Союзных республиках. В 1953 году Гульнара Маваева принимала участие в фестивале Всемирной молодежи в Бухаресте, где получила Первую премию и Золотую медаль за исполнение узбекского танца «Пилля». Её искусству рукоплескали зрители родного Узбекистана, Советского Союза, Индии, Эфиопии, Судана, Ливии, Каира, Китая, Польши,Швеции, Норвегии, Дании,Франции, Англии … Её мастерством восхищались коллеги, известные мастера искусств, политические деятели … Восторженные отзывы прессы красноречиво говорят о мастерстве Гульнары Маваевой. Кинематографисты с удовольствием приглашают талантливую танцовщицу сниматься в художественных фильмах, таких как: «Улугбек» («Танец с мечами»), «Ёр-ёр» («Танец на крыше»), «Встретимся на стадионе» («Хорезмский танец»), «Сестры Рахмановы» (роль сестренки), «Священная кровь», «Эй Сарви Равон» «Таланты Советского Союза». В 1964 году за заслуги в развитии хореографического искусства Гульнара Маваева удостоена звания Народной артистки Узбекистана, награждена орденом «Знак Почета». В 1963 году художественный руководитель хореографического училища З. Н. Афанасьева пригласила Г. Н. Маваеву преподавать. Осознавая роль педагога в становлении и развитии учеников, Гульнара Низамовна с 1968 года по 1970 год обучалась в Ленинграде на курсах стажёров - педагогов при Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А. Вагановой классическому, характерному и историко-бытовому танцам. Без отрыва от педагогической работы в хореографическом училище с 1974 года преподаёт Ташкентском Государственном институте культуры, с 1975 по 1978 гг. - художественный руководитель в Ташкентском хореографическом училище. Об уровне квалификации педагога красноречивее всего говорят успехи учеников. Народная артистка Узбекистана Мамура Эргашева, Заслуженные артисты Узбекистана Феруза Сагдуллаева, Гульнара Низамова, Джамиля Османова и многие другие считают Гульнару Низамовну не только педагогом и наставником, а родным и близким человеком. Её ученики сегодня живут и работают в Узбекистане, Канаде, России, Израиле, Америке, Германии … Гульнара Низамова в свои неполные 90 лет очень востребована – острый ум, великолепная память, глубокие знания истории хореографии, теории, методики и практики привлекают к замечательному педагогу студентов и педагогов, руководителей коллективов и деятелей искусств. Окутанная вниманием родных, друзей, коллег, учеников в день своего рождения Гульнара Низамовна не может отойти от телефона. Поздравления летят со всех концов света с пожеланиями здоровья, счастья и долгих лет активной творческой жизни.
Елена Кари-Якубова
|
|