Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.08.2020 / 02:07:18
Фирудин Сафаров: режиссёр, музыкант, человекПрошло уже более 40 лет как в главном театре нашей республики работает народный артист Узбекистана и Азербайджана, лауреат Государственной премии, профессор, выдающийся оперный режиссёр Фирудин Саттарович Сафаров, имя которого является не только гордостью двух дружественных государств, но и навсегда вписано в их историю. За заслуги в общественной и музыкальной деятельности он награжден орденом «Буюк хизматлари учун» в Узбекистане и медалью «Тарагги» («Прогресс») в Азербайджане. Несмотря на почтенный возраст, Фирудин Саттарович, по-прежнему, энергичен, полон сил, вдохновения и творческих планов. С самого детства Сафаров мечтал о профессии режиссёра, однако любовь к искусству не помешала ему вести довольно активный образ жизни: играть в футбол, настольный теннис, шашки, шахматы. При этом он никогда не уставал учиться, и никогда не останавливался на достигнутом. Вот и в Азербайджанской государственной консерватории Фирудин Саттарович освоил значительное количество ударных инструментов – барабаны, литавры, ксилофон, маримбу, вибрафон. А после её блестящего окончания поступил вначале в Азербайджанский государственный театральный институт на театроведческое отделение, а потом в Ленинградскую консерваторию на факультет оперной режиссуры, где имел возможность учиться у выдающихся преподавателей, о которых всегда с теплом вспоминает и сегодня. Несмотря на то, что профессия режиссёра одна из самых сложных в музыкальном искусстве, Фирудин Саттарович даже в самом начале своего пути проявлял профессионализм и поговаривают, читал партитуры лучше, чем некоторые дирижёры. Он любил учиться на спектаклях великих коллег – Л.Баратова, Н.Смолича, К.Станиславского, Г.Товстоногова и других, пытаясь внимать каждый штрих этих мастеров. Вернувшись в Баку, Сафаров поначалу успешно работал в театре оперы и балета имени Ахундова главным режиссером, где поставил не один спектакль, получая приглашения и на постановки в другие театры, в числе которых оказался и наш Большой театр, на сцене которого состоялась премьера его «Пиковой дамы». В тот вечер узбекистанцы взорвали зал бурными аплодисментами, устроив горячий приём бакинцу, которому вскоре из Ташкента последовало лестное предложение занять пост главного режиссёра. Так наступил плодотворный ташкентский период Фирудина Сафарова, когда он встретил гениального единомышленника в лице Дильбар Абдурахмановой, одной из первых женщин-дирижеров на Востоке, сумевшей стянуть на ташкентскую сцену незаурядные силы. В тандеме с ней он поставил немало замечательных оперных спектаклей, ставших шедеврами. Сегодня поклонники оперы с восторгом вспоминают «Фауста» Ш.Гуно, «Трубадура», «Травиату», «Отелло» Д.Верди, «Кармен» Ж.Бизе, «Самсона и Далилу» К.Сен-Санса, «Любовный напиток» Г.Доницетти и многие другие. Невозможно забыть их гениальные постановки «Петра Первого» А.Петрова, «Огненного ангела» С.Прокофьева, «Проделки Майсары» С.Юдакова. Обо всём этом я узнала из монографии «Фирудин Сафаров. Титан оперного театра», написанной известным музыковедом Инессой Гульзаровой, у которой я имела счастье заниматься по предмету «Научные основы музыкальной критики», где мы много занимались анализом и оценкой произведений музыкального искусства, слушая исполнения известных музыкантов. А однажды Инесса Сергеевна пригласила нашу группу в оперный театр на постановку «Аиды» Д.Верди. Вот где мне сослужила благотворную службу упомянутая монография Гульзаровой. В зале театра я сразу узнала Фирудина Саттаровича, который во время всех оперных действий сидел среди зрителей, а в антрактах исчезал в кулисах театра, подпитывая своим режиссёрским горением исполнителей. Глядя заворожено на сцену, я поняла, почему Сафарова справедливо называют режиссером-новатором, во всем и везде исходящим из музыки. Вот и в «Аиде» он нашёл немало новаторских решений. Так, впервые в мировой практике, он выводит на сцену главных героев уже на вступлении к опере, в котором сжато изложен конфликт драмы: Аида появляется на собственной теме – хрупкой, прозрачной мелодии скрипок, рисующей ее женственный, любящий образ. Она пришла на встречу с Радамесом, но вынуждена спрятаться от верховного жреца Рамфиса, появляющегося на неумолимо противостоящей ей грозной теме жрецов, которая растет и ширится, захватывая весь оркестр, но нежная тема любви все-таки побеждает. Рамфис уходит, а на сцене появляется Радамес, к нему и устремляется Аида. Именно ей он и поет романс «Милая Аида», мелодия которого согрета искренним чувством… Сафаров сделал яркий спектакль, в котором потрясающие монументальные сцены храма и площади, не подавили интимность дуэтов-диалогов. Его «Аиду» отличает общая высокая постановочная культура, хороший вкус и стилевое единство. Кто ещё не видел этот спектакль, рекомендую его посмотреть, когда наш театр, гостеприимно откроет после пандемии свои двери. Ну а я с этого незабываемого вечера стала поклонницей «титана оперного театра», посмотрев другие его постановки – «Трубадур», «Травиату», «Кармен». А как «снайперски» точно Фирудин Саттарович умеет подбирать исполнителей на оперные роли! Он не использует артистов, а воспитывает, взращивает их, делая из них не просто хороших певцов, а больших артистов, умеющих воплотить во всей полноте сценический образ. В свою очередь, они ценят в нём мастерство, честность, влюблённость в профессию и музыку, а также стремление поднять на высокий уровень исполнительства мировой классики узбекские национальные кадры. Сафаров всегда был и есть непререкаемым авторитетом, совестью и камертоном Узбекского театра оперы и балета. И ещё он безмерно трудолюбив и верен оперному искусству. Вот и сегодня, несмотря на пандемию, оказавшись, как и все творческие люди, вне искусства, он читает политические детективы любимого азербайджанского писателя Чингиза Абдуллаева, черпает информацию из интернета и пролистывая страницы заветного клавира «Дон Жуан» Моцарта, мечтает о его постановке на сцене нашего театра. Приятно, что в день рождения Фирудина Саттаровича Сафарова у меня есть возможность не только выразить ему огромное уважение, но и пожелать неиссякаемого творческого вдохновения, здоровья и зрительских оваций!
Издаг Мунгиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана Фото Юрия Полянского
|
|