Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.01.2021 / 19:44:35
"ОДИНОКАЯ ЛОДКА" заставляет задуматься о многом«…хотелось бы вновь обратить внимание на одну из острейших экологических проблем современности – Аральскую катастрофу. Преодоление последствий высыхания моря требует сегодня активной консолидации международных усилий» Из выступления Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзияевана Генеральной Ассамблее ООН2017 год 19 сентябрьДействительно, Аральская катастрофа стала проблемой вселенского масштаба, изменившая экологию огромного региона, миграционных процессов народов Приаралья, здоровье и образ жизни населения ряда стран. Для нашей страны с периода обретения независимости решение проблем катастрофического сокращения зеркала, обмеления и резкого засоления моря легло тяжелым бременем на бюджет, систему управления и духовную жизнь. Причиной умирания уникального моря-озера стало неоправданное создание ряда рукотворных водохранилищ на водо-фильтрующих почвах и нерациональное водопользование, приведшее к тому, что воды реки Сырдарьи перестали поступать, а сток Амударьи значительно сократился. За более, чем тридцатилетний период гибели Арала, создан Фонд спасения, призванного консолидировать усилия приграничных стран, координировать различные программы восполнения притока, сгруппировать гипотезы и мнения о путях возрождения этого водного бассейна, приезжали Генеральные секретари ООН, но море сначала разделилось на две части , а затем начало дробиться и превратилось в ряд чрезвычайно засоленных озерец, стали частыми соле-пылевые бури, иссушающие и заражающие все вокруг…Начался исход населения в другие регионы Узбекистана и соседних государств, гибли красно-книжные животные, рыбы и растения… С приходом нового политического руководства страны декабря 2018 года сотни тысячи гектар территории Приаралья стали засаживаться защитными насаждениями, а в зимний период времени - на высохшем дне Арала саксаулом и другими солеустойчивыми растениями. Думается, что вода в Арале постепенно со временем будет наполняться и чтобы ситуация не ухудшилась, на сегодня проводятся мероприятия по созданию ветландов – создание искусственно высаживаемых лесов. Облесение будет способствовать тому, что на той территории будет происходить закрепление песков и сохранение большей влаги. Высаживаемые растения будут средой для дикого животного мира, что приведет к восстанавливанию экосистемы в целом. К тому же, местами создаются озера из русла Амударьи, где перелетные птицы уже остаются на зимовку. Значит появляется шанс на восстановление жизни в этом суровом крае… Это стало лейтмотивом драмы Эркина Агзама «Одинокая лодка», поставленной на сцене Государственного Академического русского драматического театра Узбекистана в конце января текущего года, зрителями которой стали столичные ветераны и представители депутатского корпуса из Республики Каракалпакстан (надо сказать, что премьера этого спектакля прошла летом позапрошлого года, но очень незаметно?!). В фойе театра в это время были размещены фотографий цветного и речно-белого изображения, на которых во всей свей откровенности запечатлены Аралкумы, кладбища прогулочных и рыбацких кораблей и лодок, гибель животных и растений, работы по возрождению моря, будни и труд жителей Приаралья. На сцене прошла наполненная добрых воспоминаний и сложных перипетий жизнь героя, в исполнении народного артиста Узбекистана А.Рафикова, который пронес через все свое существование любовь и надежду на возрождение к Аралу. Без слез невозможно было видеть, как Арал-бобо - этот истинный патриот своей земли, воспитывает в молодежи любовь к истории и преданность к родному краю, труду во благо всех жителей и надежду на восстановление моря. Для утверждения своих убеждений Аралу-бобо приходится ломать сложившиеся в переходный период стереотипы, сопротивление родителей своих воспитанников и родных, которые пытаются заменить мнимыми и бездуховными ценностями, истинную природу человека, его веру в добро и справедливость, любви и состраданию, стремлению сделать жизнь краше, наполнив ее духовностью и надеждой на светлые перемены. Смерть героя, которого близкие попытались упрятать в учреждение для душевно больных, но который сумел вернуться на родную землю, на берегу высохшего моря и возле смастеренных им лодок, являет собой твердое убеждение о том, что как птица Феникс, Арал сможет вернуться, но для этого нужно верить и много-много трудиться всем! Когда актеры и исполнители вышли на сцену, то были и цветы, и возгласы «браво», и слезқ, и слова видного философа, члена общественного Кенгаша ветеранов города Ташкента, замечательной женщины нашей страны Жамили Шермухамедовой о большой благодарности за столь жизненную и блистательную игру, заставляющую быть сопричастным к тому, что происходит на севере нашего государства и созидательному труду на построение обновляемого Узбекистана.
Маъруф УСМАНОВ
|
|