Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
09.05.2025 / 18:20:48
"Голоса юных музыкантов" на исторической сцене![]() 6 мая на сцене Большого зала Республиканской Специализированной музыкальной школы имени В.А. Успенского прошёл концерт под символичным названием «Голоса юных музыкантов», посвящённый 85-летию этого выдающегося учебного заведения, сыгравшего огромную роль в становлении и развитии многих поколений профессиональных музыкантов Узбекистана. В этот день Большой зал РСМШ им. Успенского был наполнен буквально до отказа. Необычный культурный проект, собравший на одной сцене юных исполнителей, представляющих различные профессиональные музыкальные учебные заведения республики, вызвал большой интерес. В качестве организаторов выступили камерные оркестры «Туркистон» (художественный руководитель - Заслуженный деятель искусств РУЗ, профессор Эльдар Азимов) и «Юные дарования» (художественный руководитель - обладатель медали «Шухрат» Муборак Лутфуллаева). За дирижёрским пультом выступила Муборак Лутфуллаева. В программе прозвучали произведения В.А. Моцарта, Ф. Мендельсона, М. Равеля, Я. Сибелиуса, А. Заржицкого. Репертуар оказался не просто разнообразным, а по-настоящему многогранным: он объединил музыку разных эпох, эстетик и технических подходов, позволив каждому из участников проявить свою индивидуальность. Несмотря на возрастные различия, каждый из них продемонстрировал внутреннюю дисциплину, музыкальное мышление и своё отношение к искусству. Некоторые ребята сразу захватывали внимание слушателей своим ярким и профессионально зрелым звучанием, другие — поборов волнение, достойно удержав внимание зала, показали свой потенциал. Нельзя не отметить значимость подобных концертов в жизни молодых исполнителей. Это не просто возможность выйти на сцену — это опыт живого музицирования, встречи со слушателем, преодоление себя, выход за рамки учебного процесса. Это шанс быть услышанным. Такие события формируют не только профессиональный облик музыканта, но и уверенность, ощущение сопричастности с большим исполнительским искусством. Концерт открылся произведением одного из величайших композиторов венского классицизма — Вольфганга Амадея Моцарта. Его Концерт для фортепиано с оркестром №13, до мажор, KV 415 прозвучал в исполнении Артема Погосова — одарённого юного пианиста, учащегося 8-го класса РСМШ имени В. Успенского (класс доцента ГКУз Э.З. Миркасымовой). С первых же аккордов стало ясно: перед публикой — не просто способный ученик, а музыкант с чётким художественным замыслом и редкой исполнительской собранностью. Сольная партия приковывала внимание слушателей: безусловная музыкальность, техническая безукоризненность, филигранная точность деталей, максимальная сосредоточенность, чувство формы — всё это свидетельствовало о серьёзной подготовке и глубокой ответственности. Безусловно, этот пианист обладает большими возможностями и перспективами будущего концертного исполнителя. Столь впечатляющим выступлением Артём Погосов – а он оказался единственным пианистом в программе — несомненно, задал высокую планку всему последующему концерту. Далее эстафету приняли юные скрипачи, каждый из которых по-своему раскрыл идейный замысел и продемонстрировал свои исполнительские возможности. Скрипичную часть концерта открыла Гулбустон Махаметова, ученица 11-го класса Республиканской специализированной музыкальной школы имени Р. Глиэра (класс педагога М.К. Мамедовой). В её исполнении прозвучало сочинение малоизвестного, но весьма интересного польского композитора Александра Заржицкого — «Мазурка» соч. 26. Благодаря живому исполнению Гулбустон, это камерное произведение зазвучало свежо, словно вновь было открыто для публики. Заржицкий, чьё имя нечасто встречается в современных концертных афишах, предстал перед слушателями как мастер жанровой миниатюры. Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса — сочинение, сочетающее в себе эмоциональность, эпическую широту и техническую требовательность - исполнил Нозим Талибов, студент второго курса Республиканского техникума искусств и музыки (класс педагога М. Б. Лутфуллаевой). Надо отметить, что произведение органично легло на его исполнительский облик — сдержанный, сосредоточенный, глубокий по настроению. Нозим проявил себя как серьёзный и ответственный исполнитель, в достаточной степени преодолевший значительные технические трудности. Несомненно, работа над этим сложным концертом продолжится и будет направлена на выстраивании драматургии крупной симфонической формы. Следующим номером в программе прозвучала «Цыганка» Мориса Равеля — виртуозная концертная рапсодия для скрипки с оркестром. Это произведение, насыщенное сложной техникой, ритмической свободой и яркими интонациями цыганской музыки, требует от исполнителя не только высокой профессиональной подготовки, но и точного чувства стиля. Рапсодию исполнила Каролина Бахтеева — ученица 11 класса РСМШ им. Р. Глиэра (класс педагога М.К. Мамедовой). Каролина справилась с техническими трудностями пьесы, продемонстрировала артистизм и хорошее владение сценой. Хотелось бы пожелать более тонкого и дифференцированного проникновения в европейскую стилистику французского композитора. Достойным завершением концерта стало исполнение Скрипичного концерта ми минор Феликса Мендельсона, которое представила Самира Ахадова — ученица 8 класса РСМШ имени В. Успенского (класс педагога Г. Р. Сулеймановой). Лауреат ряда серьёзных международных и республиканских конкурсов, Самира уже зарекомендовала себя как талантливый музыкант, но её выступление на этом концерте стало для многих настоящим открытием. Она продемонстрировала абсолютно зрелую игру, когда высокое техническое мастерство присутствует уже как само собой разумеющееся, а слух направлен на индивидуальную трактовку произведения, создание определенного эмоционально-образного строя, поэтапное выстраивание драматургической концепции, гармоничное сочетание тонкой детализации с сохранением целостности. Самире в её нежном возрасте пришлось проявить и бойцовский характер, и зрелую артистическую выдержку. Оркестр, по всей видимости, слишком буквально понял значение жанра «концерт» («состязание», «соревнование»): в первых двух частях он не помогал солистке, но хотя бы не мешал, а в финале будто решил её вовсе уничтожить, не успевая за ее лёгкими мелодическими пассажами и создавая хаотическую неразбериху совсем не того толка, который предполагался в шекспировском царстве Оберона. Но солистка мужественно выстояла и довела авторский замысел до конца! Хочется выразить признательность всем, кто стоял за организацией этого музыкального события: педагогам, дирижёрам, всем музыкантам оркестра. Именно их кропотливая работа создаёт ту основу, на которой раскрываются молодые таланты. И, конечно, слова благодарности — самим солистам. Этот концерт порадовал особенно, ведь всегда захватывающе видеть на сцене молодых музыкантов. Их энергия и стремление к высоким духовным целям делают такие мероприятия ценными, интересными и вдохновляющими. Это не только возможность услышать новые имена, но и напоминание о том, как важно поддерживать и развивать молодое поколение артистов. Камола Нурматова, музыковед.
| ![]() |
![]()
|