Имя Народной артистки СССР Бернары Кариевой неразрывно связано с расцветом классического балета Узбекистана. Её неповторимые образы запечатлелись в сердцах зрителей не одного поколения. Увидев однажды танец Бернары Кариевой, благодарная публика навсегда становилась приверженцем не только таланта замечательной балерины, но и классической хореографии в целом.
Этот год для именитой балерины, актрисы, педагога, и просто очаровательной женщины Бернары Рахимовны Кариевой - юбилейный.
Прославленной балерине аплодировали зрители Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Бразилии, Чили, Уругвая, Аргентины, Ямайки, Кубы. Она танцевала Шопена в Лондоне, Париже, Будапеште, Каире…
Хрупкая воздушная танцовщица, представляя родной Узбекистан, покоряла публику своей необыкновенной артистичностью, лёгкостью, музыкальностью. Восторженные отзывы прессы и коллег сопровождали Бернару Кариеву на протяжении всего творческого пути.
«Ташкентский зритель уже успел полюбить недавнюю дебютантку Б. Кариеву. Исполнение партии Нины отличается завидными, редкими для балерины качествами — удивительной непосредственностью чувствования, лирическим драматизмом переживаний». «Правда Востока», 31. XII. 1958 г.
«Бернара Кариева производит незабываемое впечатление в трагической партии Донны Анны. Она проявила все качества большой танцовщицы. Она органична в танцевальной манере и в сценических поступках своей героини и в этом смысле она абсолютная Прима-балерина». Антуан Шану, «Египетская газета», 16. III. 1966 г.
«Судьба Одетты-Одиллии - Бернары Кариевой волнует, как истинная драма жизни. Зритель естественно входит в сферы большой поэзии танца и музыки благодаря балерине, превратившей условность балета — в безусловность истинной поэзии». Народная артистка СССР Тамара Ханум,
творческий вечер Б. Кариевой, 19.11.1970 г.
Бернаре Кариевой посвящены фильмы «Танцует Бернара Кариева» и «Балерина». Известный искусствовед Любовь Авдеева написала книги «Бернара Кариева», «Танец Бернары Кариевой», её творчеству посвящено множество статей. Имя Бернары Кариевой вошло в Большую Советскую Энциклопедию, в инстаграме «Глобальная балетная организация» называет её «живой легендой» и публикует редкие фотографии артистки.
Тернистый путь к славе и успеху начался в раннем детстве, когда папа будущей балерины, директор театра оперы и балета Рахим Маджидович Кариев, привёл дочку в театр, где для участия в спектакле нужны были маленькие дети в ролях птичек. Затем способную девочку приняли в хореографическое училище, откуда по рекомендации Раисы Стручковой направили для продолжения учёбы в Москву.
Именно здесь – вдали от любящих родителей, один на один с профессией, требующей силы воли, трудолюбия и терпения, выковался сильный характер, умение ставить перед собой высокую планку и добиваться результата.
Несмотря на лестные предложения остаться в Москве, юная балерина вернулась в Ташкент, в родной театр и сразу с головой погрузилась в работу.
Одна за другой осваивались партии в классических балетах, начались поиски – выкристаллизовывание образа каждой героини. Новая роль - новый образ, характер, отличный от предыдущего.
Её репертуар богат и разнообразен. Это и классические партии – Мария «Бахчисарайский фонтан», Жизель - «Жизель», Одетта-Одиллия - «Лебединое озеро», Китри - «Дон Кихот», Фригия – «Спартак», Параша «Медный всадник», Нина – «Маскарад», Золушка – «Золушка»; это и балеты на национальную тему – Семург – «Семург», Мехри - «Сухайль и Мехри», Рано - «Тановар» и многие другие.
С наступлением этапа творческой зрелости балерина пополняет свой репертуар балетами, в которых индивидуальность балерины – актрисы отражает присущие Бернаре Кариевой нежность, трепетность, драматизм и в то же время духовную стойкость, верность мечте, идеалам. Анна Каренина - «Анна Каренина», Джульетта – «Ромео и Джульетта», Офелия – «Гамлет», Дездемона - «Павана мавра», Мадам Бовари – «Мадам Бовари» – яркий тому пример.
Особое место в репертуаре занимают авторские балеты, поставленные балетмейстером И. Г. Горлиной. Образы Марьямхон - «Отравленная жизнь» Р. Вильданова, Незнакомка - «Незнакомка» по мотивам произведения А. Блока, Лирическая героиня в «Элегии» по произведениям И. С. Тургенева – раскрывают ещё одну грань таланта актрисы Бернары Кариевой.
Наряду с насыщенной исполнительской деятельностью, в 1979 году Бернара Кариева осуществила свою мечту – создала «Молодой балет Узбекистана», который стал олицетворением юности и красоты. Новаторский шаг, где сочетание классической хореографии и узбекского народного танца дало возможность балетмейстерам создавать оригинальные композиции, полюбившиеся зрителям.
Передавая эстафету молодёжи, Бернара Кариева достойно завершила сценическую карьеру, исполнив на шестидесятилетнем юбилее восемнадцать отрывков из любимых спектаклей и концертных номеров, напомнив зрителям самые яркие фрагменты своего творчества.
Целеустремлённая личность с неиссякаемой энергией, Бернара Кариева сделала шаг в новом направлении. Являясь единственной женщиной-руководителем в театральном обществе, вместе с Кириллом Лавровым, Михаилом Ульяновым сумела убедить руководство страны и отстоять право на создание Союза театральных деятелей и на протяжении долгих лет возглавляла Союз театральных деятелей Узбекистана.
И снова шаг вперёд - Бернара Кариева - председатель координационного совета по вопросам театров Юго-Восточной Азии. По её инициативе в 1993 году в Ташкенте был успешно проведён первый международный фестиваль «Театр: Восток-Запад», который позволил зрителям увидеть интересные европейские театральные постановки. В свою очередь, областные театры Узбекистана получили возможность выезжать на гастроли за рубеж, представляя свои работы, за которые получали признательность публики и высокие отзывы.
За небольшой срок на посту художественного руководителя и директора Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои Бернара Рахимовна вновь проявила организаторские способности в проведении международных гастролей. Узбекским артистам рукоплескали в Таиланде, Малайзии, Китае, Японии, Индии…
Сегодня Бернара Кариева - профессор, педагог, наставник. Она полна идей и новых проектов, с удовольствием работает со студентами, веря в то, что им удастся сделать следующий шаг в развитии танцевального искусства Узбекистана.
В день юбилея замечательной актрисе, любимой балерине, педагогу, Народной артистке СССР Бернаре Рахимовне Кариевой студенты и педагоги, родные и близкие желают здоровья, творческого вдохновения и долгих лет счастливой жизни.
Елена Кари-Якубова