Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.03.2021 / 19:22:31
Всемирный день театра отметили в ТашкентеВесь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. В. Шекспир В этом году в сложных условиях пандемии Всемирный день театра в узбекской столице служители храма Мельпомены отметили «Неделей открытых дверей» (21-27 марта 2021 года). Жители и гости Ташкента в течение семи дней могли бесплатно приобщиться к национальной, русской и западноевропейской классике, а также современным спектаклям из мирового репертуара. Этот большой праздник всем поклонникам сценического искусства дал в полной мере ощутить, что театр – это проживание того, что нам подарила природа, Бог - это «проживание объёма Бытия» (Наби Абдурахманов). В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 22 03 21 прошла пресс-конференция на тему «Наш театр», в которой было отмечено, что созданный в 1972 году, он является единственным в среднеазиатском регионе, успешно работающим в данном жанре и соблюдающим преемственность его лучших традиций. В этот день театральная труппа предложила вниманию зрителей новый музыкальный спектакль «Песня – жизнь моя», посвящённый 85-летию народного артиста Узбекистана Батыра Закирова. «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте 25 03 21 посвятил своё заседание Дню театра. Общественный директор ахматовского музея А.В. Маркевич рассказала о поэтическом театре Александра Блока, о своём любимом актёре театра и кино, много лет прослужившем в БДТ им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге - народном артисте СССР - Сергее Юрском и о своём первом посещении в 1935 году в пятилетнем возрасте вместе с отцом оперы Даргомыжского «Русалка» в Концертном зале имени Я.М. Свердлова в Ташкенте. Актриса Елена Бурова представила отрывки из стихотворной трагедии "Федра" Марины Цветаевой. Общественный деятель Ирина Кепанова продекламировала текст песни "Театр" Джасура и Мастуры Исхаковых, напомнив о выступлении "золотой" пары в «Мангалочьем дворике» пару лет назад и их творческом вечере («Золотой свадьбе») под девизом: «Ташкент. Весна. Любовь» 17 03 21 во Дворце искусств им. А. Навои. Проникновенно прозвучали слова гимна лицедеев:
…В полумраке зала еле различимы Сотни незнакомых и знакомых лиц. Я сегодня клоун старой пантомимы, Почему же слёзы капают с ресниц…
Опустели ложи…и погасли свечи… И опять стою я в сквозняке кулис. Театр – это праздник! Это смех и слёзы, Театр – это счастье! Театр – это жизнь!
Все присутствовавшие в ахматовском музее поделились своими воспоминаниями о самом первом посещении театра. Автор этих строк вспомнила свой первый сценический опыт в подростковом возрасте. Мне выпал счастливый случай на школьные зимние каникулы десять дней подряд в Концертном зале имени Свердлова играть в одной детской «Лесной сказке» роль Лолы, сестрёнки Али, вместе с будущим актёром Узбекфильма Ровшаном Агзамовым, сыгравшим впоследствии главные роли - Баходыра в фильме «Влюблённые», «Баллада о белогривой», а также занятым в фильмах «Нежность», «Прощай, зелень лета», «10 000 мальчиков» и других романтических лентах отечественного кино 60-70-х годов прошлого века о душевной красоте человека, о его любви к людям, природе и родным местам. Государственный академический русский драматический театр порадовал зрителей премьерным спектаклем «Смятение праведных» по одноимённой поэме Алишера Навои, посвящённым 580-летию классика узбекской литературы и государственного деятеля (1441-1501). И то, что Академический русский драматический театр смело и плодотворно обратился к вершине узбекской классической поэзии и драматургии и своеобразно воплотил это сложнейшее произведение – необыкновенно ценно по своей сути. Зрители восторженно отзывались о показанных в течение недели современных драмах: «Одинокая лодка» Э. Агзама; «Миленький ты мой…» М. Ворфоломеева, «Времени вагон» С. Носова и театрализованном концерте, посвящённом знаменательному событию - Дню театра. Значительным культурным событием стало торжественное открытие 26 03 21 двух выставок на первом и втором этажах в фойе Академического русского драматического театра. Художественная выставка трёх живописцев – Дилором Мамедовой, Абдухакима Каримова и Дилмурода Юлдашева была организована представительством Профессионального союза художников России в Узбекистане совместно с Дирекцией выставок АХУз и руководством ГАРДТ. Выставку помогла организовать одна из участников вернисажа: Дилором Мамедова. На открытии вернисажа режиссёр театра Валихан Умаров и заведующий литературной частью ГАРДТ Владимир Островский поздравили всех с Днём театра, который отмечают во всё мире с 1962 г.: «Театр не может существовать без зрителей, поэтому это также праздник всех поклонников Терпсихоры». Выступавшие театральные деятели заверили собравшихся, что возрождённая традиция художественных выставок в стенах их театра отныне постоянно будет жить, просвещать и радовать зрителей, так как изобразительное искусство тесно соприкасается с театрально-декорационным и формирует творческое воображение любителей театра: «Эти художники выставляли свои работы в России, Европе и на Ближнем Востоке, а теперь в нашем театре. Пусть эта традиция художественных выставок в ГАРДТ сохранится на долгие годы», - выразил своё заветное желание Владимир Островский. Публика, пришедшая на празднование Дня театра в пасмурную погоду, с порога сразу же оживилась: люди радостно и вдумчиво созерцали солнечные горные и урбанистические пейзажи, живописные портреты, яркие цветочные, сочные фруктовые и декоративные предметные натюрморты, философские жанровые композиции и тут же обменивались мнениями, фотографировались на память с художницей Дилором Мамедовой, охотно делившейся со зрителями рассказом о себе и своих талантливых собратьях по живописному цеху, к сожалению, отсутствовавших на вернисаже: - Эта выставка группы художников «Старый город» организована впервые в стенах ГАРДТ и посвящена Всемирному дню театра. Здесь представлены по 20 работ различных тем и жанров каждого художника. При всём их разнообразии, нас объединяет реальная дружба, любовь к природе и главенствующий в нашем творчестве художественный стиль – импрессионизм, дающий художнику широкий спектр средств для эмоционального самовыражения. Молодая художница рассказала, что она родилась 28 января 1974 года в Ташкенте. В 1992 году окончила Республиканский лицей-интернат изобразительного и прикладного искусства, в 1998-м - отделение станковой живописи Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзода). С 1998 г. - член Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Обладатель государственного ордена Узбекистана «Мехнат шухрати» («Трудовая слава»). Дилором с товарищами, участниками выставки, часто выезжает на пленэр в горы или в старый город, где ещё сохранились кое-где немощёные узкие улочки между дувалами и саманными домиками, чтобы поработать на открытом воздухе. Совсем недавно Дилором вернулась из Дубая, где успешно участвовала в международной художественной выставке. Произведения талантливого художника хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, московском музее «Никор», а также в частных коллекциях Германии, США, Швейцарии, Англии, Японии, России, Турции, Индии, Австралии и Израиля. В ноябре Дилором планирует провести персональную выставку живописных работ в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Посетителей вернисажа привлекли внимание своим насыщенным плотным цветом и яркой весенней палитрой такие натюрморты, как «Белые гранаты», «Открытая дверь», «Маки» и другие красочные произведения молодого, целеустремлённого и очень обаятельного, коммуникабельного мастера кисти. Второй участник Абдухаким Каримов родился 18 мая 1965 года в Ташкенте. В 1984 г. окончил Республиканское художественное училище им. Бенькова. В 1992 г. окончил отделение «Монументальное искусство» Института искусств им. М. Уйгура. Участник многих международных выставок. Знание приёмов и техники средневековой миниатюры и академической живописи сформировали своеобразный творческий стиль Абдухакима Каримова. Художник использует средства различных техник изобразительного искусства, и это отличает его работы своеобразием и выразительностью. Его тематика многогранна - от классической восточной поэзии (Навои, Омар Хайям, Низами, Джами и др.) до современных многоплановых философских сюжетов. Восточные красавицы, сказочные птицы, животные, дервиши - все они являются персонажами картин этого художника. Творчество Абдухакима Каримова отличается многообразием художественных приемов и выделяется в современном узбекском искусстве. Иногда он использует холст в качестве палитры, тем самым создавая необычайно красочный и «космический» фон картины, виртуозно работает с колоритом, используя цвет для передачи определённого настроения. Композиция "Мелодия флейты" Абдухакима Каримова имеет, несомненно, романтический характер. С первого взгляда кажется невозможным затмить яркий, даже огненный, с необыкновенной текстурой фон этой работы, но А. Каримову это удаётся за счёт абсолютного, неожиданно доминирующего белого цвета. Удивительная работа прекрасно демонстрирует не только достойную технику изобразительного искусства, но и неординарное видение мира очень талантливого художника. "Мелодия флейты" имеет исторический подтекст, но выполнена в современном восточном стиле. Можно рядом постоять и услышать мелодию забытого ная… Большинство зрителей на вернисаже особенно привлёк центральный экспонат – монументальный женский портрет, выполненный маслом, под названием: «Добро пожаловать!». Историю этого произведения рассказала Дилором Мамедова. Их группу художников пригласили на «Новогодний огонёк» на Национальном ТВ Узбекистана. В передаче выступили 11 танцовщиц, среди которых внимание художника Абдухакима Каримова к себе привлекла одна из красивых девушек, послужившая моделью для его будущего живописного портрета. Художественный образ поражает не только национальным характером, но какой-то особой глубиной и недосказанной тайной женской судьбы: мы можем любоваться им долго-долго, не в силах отвести от него взгляд. В этом и проявляется настоящее мастерство живописца! В своих живописных полотнах и тончайших тёплых пастельных гравюрах Абдухаким Каримов интерпретирует исторические сюжеты, своё романтическое видение того или иного момента жизни и смело вступает в оптический и душевный диалог со зрителем и с космосом. Третий художник Дильмурод Юлдашев родился 24 ноября 1955 года в Ташкенте. В 1982 году окончил художественно-графический факультет Ташкентского педагогического университета им. Низами. С 2014 года член творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Участник многих международных художественных выставок. Дилмурод Юлдашев – художник разносторонний, зарекомендовал себя в жанрах натюрмортной и пейзажной живописи. Во многих работах его манере близок академический реализм. Он много работает на пленэре, изображает на своих полотнах горные и степные пейзажи, укромные уголки забытых Богом сёл и маленьких городов. Благодаря богатой гамме красок и выразительной манере письма, живопись Д. Юлдашева темпераментна и даже в отдельных случаях музыкальна. Произведения талантливого художника хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, а также в частных коллекциях России, Китая, Голландии, Австралии, Турции, Греции. Посетители, обогащённые позитивной энергетикой изобразительного искусства, поднялись на второй этаж и ахнули… Здесь перед ними открылась документальная экспозиция, отражающая историю ГАРДТ на узбекской земле – в лицах артистов на старых фотографиях, пожелтевших театральных афишах и тронутых временем программках. Перед глазами открылась целая галерея известных великих артистов – это народные артисты СССР Галина Николаевна Загурская и Михаил Филиппович Мансуров; замечательные актёры ГАРДТ: Пётр Семёнович Давыдов, Клавдия Григорьевна Ефремова, Николай Григорьевич Хачатуров. Роман Денисович Ткачук, Владимир Эмануилович Рецептер, Игорь Вадимович Ледогоров, Людмила Николаевна Грязнова. Образы, созданные ими, незабываемы, а их имена вписаны золотыми буквами в театральную историю Узбекистана. Неофициальным гидом этой выставки был Владимир Леонидович Островский. К нему можно было обратиться с любым вопросом. Вместе с ним многие посетители уникальной экспозиции мысленно проделали 85-летний путь (1934-2019) и ещё текущих полтора года, когда в сложнейших условиях пандемии Государственный академический русский драматический театр Узбекистана пробивает дорогу к зрителю всеми доступными и почти невозможными средствами. По мнению В.Л. Островского, «Рождаются поколения новых людей. Беспрерывный поток жизни создаёт новые ценности и мечты. ГАРДТ Узбекистана, возрождая славные традиции прошлого, – устремлён в будущее». Знакомство с двумя выставками в ГАРДТ завершился большим театрализованным концертом, который запомнится зрителям на долгое время. Ирина Хилкова, заместитель директора Молодёжного театра Узбекистана, рассказала, как их коллектив отметил профессиональный праздник: - День театра для нашего Молодёжного театра начался в аэропорту Ташкента и поистине стал для нас Международным днём. Мы встречали режиссёра из Санкт-Петербурга Игоря Сергеевича Качаева, который начинает постановку спектакля по рассказу Франца Кафки. Целый день прошёл в размышлениях о сегодняшнем театре, о новых формах, стилях. Главный режиссёр Обид Абдурахманов и директор нашего театра Хасан Салихов рассказывали о труппе Молодёжного театра и о возможном распределении ролей в новом спектакле. Вечером собрались все зрители, любящие «Молодёжку», на спектакль "Содом и Гоморра -ХХI". День прошёл творчески очень интересно и в дружеской атмосфере любви к Театру. «Неделя открытых дверей» в ГАБТ им. А. Навои включила в себя показ и недавней премьеры «Фауста» Ш. Гуно, и шедевра узбекской оперы – «Проделки Майсары» С. Юдакова, и балета А. Меликова «Поэма двух сердец». Этот парад театрального искусства завершился показом второй премьеры зингшпиля-буфф «Директор театра» В. А. Моцарта. Произведения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) триумфально шествуют по оперным сценам мира, радуя зрителя блестящим исполнением и интересными трактовками. ГАБТ имени А. Навои уже имел в своей сценической истории постановки таких замечательных опер Моцарта, как «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро». Но, как и всякие спектакли, они имели свой срок жизни и сошли со сцены. Однако желание воплотить оперы Моцарта творческие силы и руководство Большого театра постоянно хранили в своих планах. Автор композиции и режиссёр-постановщик спектакля – один из известных мастеров оперной режиссуры Узбекистана, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним проявил смелость и такт соединить в одном спектакле четыре представления: в первой части – малоизвестный «Директор театра»; во второй – сцены и арии из любимых опер: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро». Режиссёр-новатор сумел выстроить спектакль в предельной заострённости ситуаций и поступков героев: в нём исполнители озорно и свободно живут особой гротесковой жизнью персонажей как в вокальных эпизодах, так и в драматических формах общения, особенно трудно дающихся оперным певцам. Спектакль получился стремительным, компактным и раскрыл многие образы великого композитора и разнообразно-просветлённую суть его творчества. И снова в свободной «партитуре» вокально-сценического действия перед переполненным до уровня балконов ярусов зрительным залом самозабвенно вершили своё мастерство хитроумный директор театра Франк (Хислат Камилов), его авантюрный помощник Буфф (Жасур Саидов). Жаловался на тяжкую участь отвергнутого любовника банкир Эйлер (Ришат Решитов); не щадя сил, кулаков и подходящих орудий драки, выясняли отношения две соперничающие примадонны – Мадам Герц (Анжелика Мухаметзянова) и Мадемуазель Зильберкланг (Елена Шавердова). Отстаивал право на «исключительность» герой-тенор Фогельзанг (Бекзод Садыков); стрекотали, как сороки, две певицы, также претендующие на «первенство» (Галина Голубкова и Валерия Шароватова). И только «захлебнувшись» в неразберихе глупых и пошлых столкновений – герои осознали, что главное в творчестве – это талант и объединение творческих сил. А затем во второй части спектакля в блестящем дивертисменте сцен из «Свадьбы Фигаро», «Волшебной Флейты» и «Дон Жуана» к ним прибавились и очаровательная Сюзанна (Лятифе Абиева), и тоскующая по любви супруга Графиня (Гулнар Альджанова), и любвеообильный отрок Керубино (Анастасия Юдина), и сластолюбивый Граф (Камолиддин Мухаммадиев). Энергичная действенная жизнь сочеталась с мастерским и выразительным исполнением сложных вокальных номеров, и абсолютно все участники спектакля в этот вечер поистине блеснули мастерством. А оркестр под вдохновенным руководством молодого маэстро Сухроба Раджабова, представшего в облике самого Моцарта, – тонко и филигранно вершил музыкальную часть спектакля. Андрей Евсеевич высказал своё отношение к всемирному значению Дня театра: - Театр – искусство великое, древнее, могущественное и таящее много загадок. Давайте задумаемся – откуда берут начало истоки самого театрального представления, действа? Где начинается стремление одного из людей постараться воплотить черты, характерность, особенности совершенно другого образа? Не с того ли момента самого раннего детства каждого из людей, когда ребёнок, лихо оседлав стул, начинает верить в то, что скачет на прекрасном коне? И попробуйте отнять у него этот стул, резко оборвав его игру «привычной» фразой: «Перестань валять дурака – это никакой не конь, а просто стул!». Реакция маленького человека будет острой и непредсказуемой – потому что была совершена попытка отобрать у него МЕЧТУ, ВООБРАЖЕНИЕ... Именно с воображения берёт начало Театр! Давайте вдумаемся в саму суть этого понятия – «ВООБРАЖЕНИЕ», то есть именно воплощение образа, вхождение в его сущность. Вот оно, самое главное, вот она – та грань, когда мир реальный становится поводом для отображения иной жизни в ином, параллельном мире. Вот откуда берёт своё начало известная всему миру фраза великого Станиславского «жизнь в предлагаемых обстоятельствах»! Да и что на деле означает понятие «жизнь» на театральной сцене? Полное отождествление себя с воплощаемым персонажем, который добивается своих целей, любит, страдает, противостоит тем, кто стремится ему помешать? Да нет же! Полного отождествления быть не может... И вот здесь скрыта ещё одна загадка чуда театра – выдающийся мастер, находя наиболее органичные интонации, пластическое решение – с другой стороны, как бы контролирует себя сам, соразмеряя свои действия и со сценической правдой – и с тем, чтобы НЕ РАНИТЬ ПАРТНЁРА ВО ВРЕМЯ ПОЕДИНКА, НЕ ЗАДУШИТЬ «ПО ПРАВДЕ» АКТРИСУ, ИГРАЮЩУЮ ДЕЗДЕМОНУ... И при этом – найти особую правду своих действий, которая вызовет ответное сопереживание ЗРИТЕЛЯ! О! Вот и ещё одна чудесная тайна истинного Театра! Без зрителя, чутко реагирующего на каждый момент действия артистов – театра нет и быть не может... Только во взаимодействии энергетик, излучений, идущих от артистов в зал – и встречного потока душевной энергии зрителей – рождается великое чудо Театра! Всё это происходит в специально организованном сценическом пространстве, в соответствующем декорационном оформлении, в образности костюмов. А если мы говорим об особой жанровой природе оперы и балета? На этой особой театральной «планете» обычных, бытовых эмоций становится слишком мало, и энергетика взаимодействия героев требует от оперных артистов и прекрасного выразительного пения, и пластики, и полноценного вокально-сценического действия, а от балерин и танцовщиков – безупречного в техническом отношении и наделённого образностью танца! В жизни человек поёт или когда его душе слишком комфортно, или, напротив, – когда неимоверно огорчительно и больно. Вот эти великие состояния духа и чувств раскрывают, пожалуй, самые великие и всеобъемлющие жанры Театра – Опера и Балет! И ещё одна особенность этих жанров – и темпы, и ритмы, и характер их персонажей выбираются не произвольно, а в полном согласии со звучанием авторской музыкальной партитуры, созданной композиторами... Великий Театр, живущий на Земле с древних времён, переживший развитие и изменения и содержаний, и форм спектаклей, но неизменно дарящий человеческим душам обновление от встречи с некими особыми событиями – истинно достоин Дня, в который ему хочется воздать особую славу и почитание. Да и богатейшая история нашего славного Большого театра в широте охвата самых разных жанров оперы и балета, разных поколений замечательных мастеров – это тоже выдающийся символ Дня театрального искусства! Да, новый прекрасный и необычный спектакль «Директор театра» на главной сцене ГАБТ имени А. Навои, который вполне можно назвать событием в театральной жизни Узбекистана, – уверенно и смело завершил праздничную театральную неделю и, вне сомнения, - благоприятно продолжит сценическую жизнь и встретится ещё не раз с новыми благодарными зрителями... В течение минувшей «Недели открытых дверей» артисты с волнением ждали встречи со зрителями, а зрители поздравляли деятелей театрального искусства и желали здоровья и блистательного творчества каждому артисту, процветания всем театрам узбекской столицы, которых объединяет творческое содружество национальных культур. Всем добра и здоровья и ещё долго-долго радуйте нас своим творчеством, ибо всё преходяще, а искусство вечно!.. Гуарик Багдасарова Фото Юрия Полянского, Лейлы Сагдиевой, Ирины Кепановой, Людмилы Декановой
|
|