Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.11.2021 / 19:38:36
Симфония страстей и океан чувств..." (Так охарактеризовали многочисленные зрители прошедший с большим успехом спектакль "Царская невеста" на сцене Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои.)Этот спектакль, весьма успешно живущий на сцене ГАБТ имени А. Навои уже более полутора десятилетий – постоянно радует почитателей оперы глубоким проникновением в замечательный замысел оперы выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Состав исполнителей, воплощающий его фундаментальную и динамичную постановку – регулярно обновляется свежими именами талантливых молодых солистов. При этом каждое новое исполнение этой оперы несёт ощутимые плоды постоянной реконструкции и образных красок, и элементов мастерства исполнителей – и в силу этого спектакль остается живым и неизменно вызывающим глубокое сопереживание зрителя. И вот после большого перерыва, вызванного пандемией, - «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» в минувшую субботу вновь предстала перед зрителем. Понятно, что вследствие такого перерыва, большая и скрупулёзная работа над спектаклем велась в плане, подобном тому, как выпускают премьеру. И спектакль, прошедший, к счастью, с большим успехом – явился итогом этих плодотворных трудов и новых поисков. Его постановку осуществил замечательный творческий тандем. Музыкальным руководителем и дирижёром стал выдающийся дирижёр и композитор Узбекистана , Заслуженный деятель искусств Узбекистана Анвар Эргашев, вложивший в раскрытие музыкальной партитуры спектакля все богатство своей музыкантской натуры. Многие спектакли «Царской невесты» ярко прошли под его музыкальным руководством и дирижированием, многие талантливые отечественные исполнители и талантливые гости многочисленных оперных фестивалей с успехом и полнотой отдачи участвовавли в этих спектаклях. Но, к глубокому и горькому сожалению более года тому назад беспощадная коронавирусная инфекция трагически унесла жизнь замечательного музыканта и человека, прекрасного друга многих коллег – незабвенного Анвара Эргашева. И «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА», которая предыдущий раз была представлена зрителю под его музыкальным руководством буквально накануне пандемии, в феврале 2020 года – сейчас, после продолжительного перерыва впервые вышла на ташкентскую публику уже без замечательного маэстро... И сейчас эстафету музыкального руководства и дирижирования этим спектаклем взяла на себя одна из ведущих дирижеров театра, Народная артистка Каракалпакстана Аида Абдуллаева, которая ещё при жизни маэстро Эргашева являлась вторым дирижёром спектакля – и успешно дирижировала некоторым количеством представлений «ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЫ»... Стоит с прискорбием сказать и о ещё одной невозвратной и горькой потере – уходе из жизни Зубайдулло Батырова – талантливого сценографа, автора прекрасных декораций ко многим спектаклям. И в частности – автора оригинальной образной сценографии «Царской невесты» - и образной, и условно-лаконичной, и стильной, и несущей черты истинно современного прочтения режиссёрского замысла спектакля. А сценическое решение этой сложнейшей оперы монументально и смело осушествил один из замечательных мастеров оперной режиссуры нашей страны – Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. Думается, главной основой успеха замысла и воплощения его динамичной постановки стоит считать сочетание всей полноты стиля действия эпохи спектакля – сурового и мятежного времени правления царя Ивана Грозного! – с насыщением психологии каждого героя спектакля максимальной истинно современной энергетикой излучаемых страстей и чувств. Постановщик чётко верен каждой ноте авторской партитуры, каждому композиторскому нюансу, каждому «шагу» динамической жизни интонаций и характеров героев. Интересно осмыслить, как своеобразно поворачивается каждое истинно великое произведение новыми гранями для каждой новой эпохи жизни человечества. И вот сейчас в спектакле Андрея Слонима на первый план явственно проступила трагическая, но явственно ощутимая тенденция. Вседозволенность разгула царской опричнины, безудержный разгул страстей неузнаваемо изменяют и искажают облик душ героев. В этих душах, как болотный туман, начинают клубиться подлинные навязчивые идеи, гибельные и опустошающие. И боярин Григорий Грязной уже тяготится искренней любовью своей возлюбленной Любаши – и пылает неукротимой огненной страстью к прекрасной Марфе, дочери купца Василия Собакина. А Любаша, похищенная в разбойном нападении на ее дом, пережившая гибель всей своей семьи – пытается найти утешение в любви к Григорию, а чувствуя его охлаждение к ней, в смятении и страхе... загорается тёмной страстью умертвить «разлучницу», которая, по сути, даже и не знает ни о существовании самого Григория, ни Любаши, а живет своей светлой любовью к Ивану Лыкову... Сложно перечислить весь этот клубок наврастающего разгула тёмных страстей, на вершине «пирамиды» которых в спектакле оказываются и сам царь Иван, и его ближайшее окружение. И вот тут и начинают клубиться и взметаться в талантливом воплощении замечательных солистов грозные волны «океана страстей» - неукротимого, безбрежного, ведущих всех к неотвратимому концу... Следя за спектаклем в его развитии, чётко замечаешь и детальную проработку постановщиком характеров и жизни героев, и, что очень важно – индивидуальности раскрытия разными исполнителями одной и той же роли. Спектакль воспринимается практически «посекундно», как напряженное «кинодействие», в которое вовлечены герои, народ, опричнина. В детали этой не снижающейся напряжённости надо постоянно вслушиваться, всматриваться, подмечать – и ни на секунду не терять ощущения напряженностей и динамики действия. В едином сплетении предстают и энергетичное звучание прекрасных и ярких голосов, и осмысленность каждой фразы, и детали поведения и пластики героев в их особо страстной остроте и парадоксальности. Да, к счастью, театральный спектакль – это не кинофильм. И в каждом исполнении даже одних и тех же артистов, он никогда не бывает одинаковым, а удивляет новизной силы воздействия на зрителя. И на этот раз глубокая и тонкая работа артистов доставила много моментов истинного наслаждения. Григорий Грязной в этом спектакле был вновь – уже в который раз! - представлен прекрасным молодым исполнителем Рахимом Мирзакамаловым. Его красивый баритон выразительно и умно «озвучивает» каждую фразу – но не менее важно и то, что в каждый момент это драматургически прочувствованное пение неразрывно связано с его мучительным разладом духа. В сегодняшнем воплощении Мирзакамалова личность Григория Грязного как бы трагически раздваивается – он и одержим страстью к Марфе, и жаждет получить от лекаря «приворотное зелье», чтобы незнакомая прекрасная девушка его полюбила, и опасается тяжести этой навязчивости, и жаждет достижения своей цели. И горько раскаивается в финале, когда после нагромождения злодеяний уже невозможно ни исправить что либо, ни отступить... Законы трагедийности неотвратимо прогнизывают образ Рахима Мирзакамалова, делая его выпуклым и вызывающим сострадание... Рядом с ним в спектакле живёт своей жизнью и страдает прекрасная юная Любаша – талантливая Азиза Мухамедова. Молодая исполнительница успешно решает труднейшую задачу сочетания в ее Любаше и обаяния и женственности – и некой почти демонической силы искушения совершить «мщение» своей «сопернице». В исполнении Мухамедовой существенно многое – и сложность взаимообщения с Григорием, и пугающее «колдовское» стремление заставить лекаря Бомелия составить смертельный яд для несчастной Марфы, и трагическая ломка её души в момент, когда коварный Бомелий заставляет её заплатить за яд... своей любовью к нему! Она почти безумна в своей страсти, пугающе одержима и в финале в царском дворце, когда говорит о том, что подменила «приворотное зелье» на страшный яд. И только смертельный удар кинжала Григория в этом момент в последний миг оживляет в ней любовь и озаренность... Юная Марфа в исполнении Лятифе Абиевой – светла и живёт в своем гармоничном мире грёз. Голос певицы чист и светел как сам её образ. Её Марфа беззаветно любит своего избранника Ивана Лыкова и жаждет их светлого союза. Образ прекрасного сада мечты и в красивом и выразительном пении, и в состояниях духа живет в ее героине со всей непостижимой странностью её натуры. Особенно впечатляет сцена безумия Марфы во дворце, когда Григорий сообщает ей, что собственными руками... убил Ивана Лыкова как преступника, якобы отравившего Марфу. И в ее помутненном рассудке – снова прекрасный сад и образ любимого Вани, за которого она в помрачении рассудка принимает самого Григнория, км ужасу всех собравшихся... Отец Марфы – купец Василий Собакин – выпукло и убедительно вокально и сценически воплощен опытным мастером, заслуженным артистом Узбекистана Кириллом Борчаниновым. Интересно раскрываются в этом образе и доброта и нежность к дочери, и понятная расчётливость и хитрость, когда Собакин втайне надеется на то. что его дочь станет царицей. И глубокий страх и опустошение от сознания обреченности дочери, с особой силой ощутимой в замечательно спетой и прожитой им знаменитой арии... Особенно хочется отметить и яркий дебют молодого обладателя прекрасного тенора Бекзода Садыкова в роли Ивана Лыкова. Его юный герой, повидавший по царской воле жизнь германцев, ощущает всю несвободу мира опричнины и по-юношески доверительно пытается рассказать разбойничьему окружению Малюты Скуратова о чудесах совершенно иной жизни «за морем». И встречает насмешки, озлобление и неприятие. Живя любовью к Марфе, с которой близко знаком с детства, он трепетно верит в счастье и надеется. Бекзод Садыков очень убеждает своим непосредственным поведением, его певучими ариями и о чужой стране, и о счастье своих надежд. И гибнет первым из жертв разгула страстей и вседозволенности... Колоритен, разгульно всевластен глава опричнины Малюта Скуратов в ярком исполнении Джабраила Идрисова. Безраздельно властвующий по воле царя надо всеми, упивающийся своими разбойными «подвигами», люто ненавидящий Лыкова за то, что он «не таков, как они» - Малюта Идрисова питает тайную страсть к Любаше, которую сам похитил из Каширы и в качестве «подарка» щедро отдал лучшему другу – Григорию Грязному. Как ни странно, пожалуй, он единственный, кто при ожесточении своей души... по-настоящему пи тает к Любаше некие нежные чувства и жалеет о ее кончине... А царский лекарь-немец Бомелий в остром и парадоксальном исполнении Александра Полонского – угловат, «колюч» и странно «искривлён» в своей магии составления ядов и в тёмных страстях. Сложнейшую психологию своего героя Полонский раскрывает смело, пугающе угловато и убедительно, вызывая некий холодок в сознании зрителя зловеще-непредсказуемым образом своего странного и страшноватого героя... Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова убедительно выступает в этом спектакле в образе, пожалуй, не совсем привычном для ее творческой палитры. Ее героиня – Домна Сабурова, предприимчивая мать семейства, одержимо (еще одна навязчивая идея!) жаждущая, чтобы ее дочь Дуняша непременно стала царской избранницей. Гульшан Азизова органично раскрывает и ее говорливость, и острый юмор, и страстное желание достичь своей цели. И только страшное горе – недуг Марфы! – отрезвляет ее сознание... Её дочь и подруга Марфы – Дуняша доверительна, откровенна, не лишена народного юмора в очень органичном и «открытом» воплощении Рады Смирных. Эта девушка, в отличии от романтической Марфы – настроена исключительно на жизненные обстоятельства и с увлечением слушает Марфу, не всегда понимая особенность ее души. А в финале вместе со всеми сострадает и сожалеет о ее угасании... Даже в небольшой по объему роли ключницы Петровны – няньки и наставницы Марфы – очень выпукло выступила молодая Валерия Шароватова, передав различные состояния души Петровны, ее любовь к Марфе, её беспокойства нежданными тревожными обстоятельствами... Особенную роль играет в спектакле и бессловесный образ самого царя Ивана Грозного, В выразительном исполнении самого постановщика, Андрея Слонима он становится заметнейшей фигурой, главой «пирамиды» и власти, и вседозволенности. Привыкший безраздельно повелевать – и подозрительный, властный – и смутно опасающийся за свою судьбу, неукротимо грозный – и ощутимо подавленный в финале страшными роковыми деяниями в своём запоздалом смятении он волею постановщика и исполнителя становится одной из центральных фигур этого спектакля... Артисты хора в «Царской невесте» с успехом воплощают образы разных социальных слоев. Это – и опричнина, это – и народ, который в теплый осенний вечер расходится по домам из церкви, это – и родные и подруги, славящие Марфу и Лыкову в момент их помолвки, которая мгновения спустя рушится на словах Малюты, возгласившего, что царь избрал в жёны именно Марфу. И стройное звучание, и динамика жизни волей постановщика и прекрасных хормейстеров – Народного артиста Узбекистана Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой – помогают воплотить все непростые народные сцены во всей полноте драматургии ми замысла спектакля. Дирижёр Аида Абдуллаева провела спектакль весомо и уверенно. Несомненно, нечто неуловимое неизбежно сохранилось от красок и штрихов незабвенного маэстро Анвара Эргашева. Но, разумеется, индивидуальность темпов и динамики была, несомнено, «её» - и придавала спектаклю дополнительные динамические нюансы. ... Итак, с интервалом почти два года «Царская невеста» была с большим успехом вновь представлена зрителю. Отрадно отметить, что зрительный зал в этот вечер был полон практически до предела. И публика, стосковавшаяся именно по этому спектаклю, встречала и каждый номер, и результат творчества всех участников горячими аплодисментами. «Симфония страстей и океан чувств» - так охарактеризовали некоторые из зрителей спектакль по его окончании, по достоинству оценив его свойства и силу воздействия на зал. Вне сомнения, этот спектакль ярко и достойно представляет репертуар нашего театра, он живёт своей динамичной жизнью, развивается, радуя зрителей. Очень хочется, чтобы он шел гораздо чаще, чем довелось ему идти последние годы. Творческий подъем, высокий художественный уровень этого спектакля убедительно подтверждают желанную перспективность новых организационных и творческих перемен, которые связаны с обширными планами новой дирекции театра, с приходом на эту должность ведущего мастера оперы, народного артиста Узбекистана Рамиза Бекназаровича Усманова. В неразрывном творческом союзе с мастерами театра обширные и яркие планы нового директора ГАБТ имени А. Навои, несомненно, предвещают нашему театру прекрасные перемены, усовершенствование и творчества, и производства на принципиально новых уровнях. И надежды на новый этап развития крупнейшего и прекрасного по творческим силам театра нашей страны, как хочется от всей души верить, - принесут оперному искусству Узбекистана новые прекрасные достижения и радости встреч с ценителями оперного и балетного искусства.
Гуарик Багдасарова Фото Юрия ПОЛЯНСКОГО
|
|