В субботу 2 апреля 2022 года на сцене Большого Театра имени Алишера Навои впервые в Узбекистане прошел спектакль, поставленный по пьесе французского драматурга Флориана Зеллера «Папа». В главных ролях были известные российские актеры – Сергей Маковецкий в роли Андрэ и Марина Александрова в роли его дочери Анны.
Флориан Зелле - один из наиболее известных и востребованных авторов в современной Франции. Спектакли по его пьесам ставятся в театрах по всему миру. В 2014 году за пьесу «Папа» Зеллер был удостоен главной театральной награды Франции —премии Мольера. Постановки по этой пьесе с огромным успехом прошли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее, Гонконге и во многих других городах, а теперь и в Ташкенте. В 2020 году Флориан Зеллер снял фильм по этой пьесе с участием ряда голливудских звезд.
Жанр этогого произведения - трагический фарс. Пожилой человек, которого играет Сергей Маковецкий, старается не потерять нить жизни, с ним абсолютно все в порядке, как он считает. Но мир вокруг него сходит с ума, те люди, с кем он общается, стараются его запутать, сбить с толку. Его дочь Анна слишком много суетится, старается усложнить ситуацию, относится к нему как к беспомощному старику. А у него все хорошо, он может все решить сам, но только почему-то все время теряет свои часы, и его вторая дочь уже давно перестала его посещать, и это его печалит. Анна же старается все сделать так, чтобы папе было хорошо, чтобы он не в чем не нуждался, был под присмотром.
Он был в детстве для нее огромный авторитет, а сейчас он ведет себя как ребенок. Но у нее своя личная жизнь, появился близкий человек, который хочет ее увезти в Лондон, «туда, где все время идет дождь», как считает главный герой.
Сценаграфия московского театра Entracte очень своеобразна, в ней много символизма. В самом начале сцена представляет собой квартиру, которая в общем не лишена уюта, в ней есть вся необходимая мебель, есть любимые для пожилого человека места, но в течение действия сцена беднеет, там все меньше и меньше предметов и главный герой все меньше и меньше узнает то пространство, в котором он находится. В конце концов он оказывается в совершенно незнакомом для себя месте, откуда его может забрать только его мать.
Старость – это тяжело, но тем не менее зал смеялся, и не раз. Потому что игра Сергея Маковецкого была необыкновенно легка, интересна, в течение всего действия публика завороженно смотрела на сцену и ловила каждое его слово. Весь спектакль был сыгран на одном дыхании. А как он бил чечетку!
Мне кажется, видеть игру артистов такого уровня – это большое счастье и настоящее событие в жизни каждого зрителя. И зрительный зал был очень благодарен. В течение долгого времени после окончания спектакля зрители аплодировали артистам стоя, не отпуская их со сцены.
Хотелось бы выразить огромную благодарность Фонду развития исскусства и культуры Узбекистана за организацию «Международного фестиваля театра и балета», который объединил лучшие коллективы Узбекистана и России и дает возможность нам, зрителям, получать удовольствие от их творчества. Фестиваль только начался и еще многое можно увидеть!
Виктория Левинская