Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.05.2022 / 18:15:10
Премьера "Кармен-сюиты" и балет "Шахерезада" на сцене ГАБТ им. А. Навои вызвали у зрителей слёзы восторгаПремьера спектакля «Кармен-сюита» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина и представленный балет «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова радовали ташкентских любителей балета и гостей узбекской столицы в течение двух вечеров – 19. 05. 22 и 20. 05. 22. Это, бесспорно, настоящий праздник музыки и танца, полёта души, вдохновения, но за этой лёгкостью полёта стоит огромный самоотверженный труд всех участников этой необычной человеческой мистерии. Вспомним, что 16. 01. 2019 года министром культуры РУ Бахтияром Сайфуллаевым был представлен новый руководитель балетной труппы ГАБТ им. Алишера Навои. Её возглавил Андрис Лиепа. О премьерных балетных спектаклях режиссёра-постановщика Андриса Лиепы в ГАБТ им. А. Навои как свежем ветре духовной революции я писала в своём блоге «Близкое эхо» и на веб-сайте: «Культура.Уз»: «Шедевры Михаила Фокина на сцене ГАБТ им. А. Навои: возвращение «Жар-Птицы» И. Стравинского и «Шахерезады» Н. Римского-Корсакова» (2018); «Премьера балета «Баядерка» в Большом театре Узбекистана вызвала всеобщий восторг публики» (2019); «Князь Игорь» - Половецкий стан» на сцене ГАБТ имени А. Навои – содружество восточной и русской культуры» (2021); «Премьера трёх балетов: «Шахерезада», «Шопениана», «Половецкие пляски» в ГАБТ им. А. Навои» (2020). В 1993 году балетные спектакли были с тщательностью и любовью восстановлены Андрисом Лиепой совместно с Изабель Фокин (внучка Михаила и Веры Фокиных) и вошли в репертуар Мариинского театра. Именно с этих двух шедевров основателя современного русского балета Михаила Фокина началось его триумфальное шествие по всему миру. В кругосветном путешествии на протяжении 25 лет они успешно обошли ведущие театры Рима, Марселя, Дрездена, Риги, Софии, Тбилиси, Москвы, Астаны и, наконец, прибыли к нам — счастливую гавань труда и вдохновения и вошли в основной репертуар ГАБТ им. А. Навои. Андрис Лиепа рассказал, что первоначальные декорации к постановке «Шахерезада» были утеряны: их пришлось восстанавливать по найденным в Третьяковской галерее эскизам декораций и костюмов Леона Самойловича Бакста (1866-1924). Костюмы артистов отличаются сложностью вышивки, затейливостью форм и яркостью тканей. После второй постановки балета «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова в «Парижском сезоне» 1911 года В.А. Серовым был создан невероятно большой занавес размерами 12 на 12 метров для последующих выступлений. Для ташкентских зрителей было неожиданным сюрпризом увидеть восстановленный роскошный эскиз занавеса к балету «Шахерезада», выполненный в своё время Валентином Александровичем Серовым (1865-1911) для «Русских сезонов». Ташкентские зрители с восторгом созерцали его в течение всего звучания первой части сюиты Н. Римского-Корсакова, не вошедшей в окончательное либретто балета, но без которой нельзя было бы в полной мере прочувствовать, понять и оценить всю прелесть этой романтической симфонической сюиты. Таким образом, сюита вошла в балет целиком, без купюр. Впервые на суд публики «Шахерезада» была представлена в октябре 1888 года на первом Русском симфоническом концерте. Дирижировал оркестром сам композитор Римский-Корсаков. Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» («Шахерезада» — в современной транскрипции примеч. авт.) венчает собой список прекрасных произведений середины и конца XIX века, опирающихся на восточную тематику. Среди них «Хованщина» Мусоргского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Князь Игорь» Бородина и ещё множество камерно-вокальных и симфонических сочинений. В этот период русских композиторов особенно привлекали мотивы загадочного Востока, и они охотно включали их в свои творения. Вторая половина XIX и особенно начало ХХ века по праву можно назвать Золотым веком русского балета. Крупнейшие композиторы — П.И. Чайковский, Ц.А. Кюн, А.П. Глазунов — создают жанр симфонического балета. После этого к балету стали относиться как самостоятельному искусству. Сложная драматическая музыка получила интересное хореографическое воплощение благодаря работе таких балетмейстеров, как М.И. Петипа и М.М. Фокин. Они создали так называемый психологический танец, раскрывающий всю глубину переживаний героев. Мужской танец впервые становится равноправным компонентом постановки. Как самостоятельный вид хореографии он сложился лишь в начале ХХ века. Михаил Фокин — гениальный хореограф-реформатор, который мог работать в разных стилях и направлениях. Его балеты сегодня украшают многие сцены лучших театров мира. Имея колоссальный опыт, основанный на традиции классической школы, Фокин развивал балет в разных стилях. «Шахерезада» — яркий тому пример — это неоклассика на гениальную музыку одноимённой симфонической сюиты Римского-Корсакова, где преобладает восточная тема. Думаю, что эти спектакли станут для артистов ценным приобретением, которое публика оценила по достоинству на премьерном представлении — шквалом неутихающих аплодисментов и многократными возгласами «Браво!». Источник сюжета для «Шахерезады» — памятник арабской литературы, основанный на фольклорных сказках Индии, Ирана и арабских народов, получил широкую известность в XVII веке. На русский язык сказка «1000 и одна ночь» была переведена с французского в 1760-1770-х годах. Римский-Корсаков стал первым композитором, который не побоялся обратиться к этому сюжету – он отпугивал многих своей жестокостью и чрезмерной откровенностью в некоторых эпизодах. "Шахерезада" по своей форме и стилю — симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Сюита "Шахерезада" — одно из самых известных и узнаваемых произведений Римского-Корсакова. Русский композитор смог наиболее глубоко прочувствовать тематику арабской сказки и воплотить её тончайшие нюансы в своей сюите. Он был участником кругосветного морского путешествия, и это позволило ему стать мастером в создании образа водной стихии музыкальными средствами: это его непревзойдённое умение особенно проявилось в «Шахерезаде». Сюита «Шахерезада» стала одним из произведений, представленных в «Парижских сезонах» русской балетной школы в 1910 году. Постановка покорила французских ценителей как музыкальным строем, так и великолепно переданным с помощью костюмов Л. Бакста восточным колоритом. Собственно, самой Шахерезады в этом либретто нет — это история царя Шахриара и его жены Зобеиды, действительная или мнимая измена которой стала причиной кровавых зверств ревнивого царя. Как отмечают специалисты, симфоническая сюита Римского-Корсакова не была предназначена для балета, но Михаил Фокин услышал в ней идеально подходящие для танцев мелодии. По словам балетоведов, Фокин создал новый пластический язык в восточном стиле, отказавшись от классического танца, пуантов и условных жестов, характерных для старого балета, он передал действие и чувства позами и движениями. Надо отметить, что артисты ГАБТ им. А. Навои виртуозно справились со своими партиями. На сцене ГАБТ им. А. Навои балетная постановка «Шахерезада» получила новую жизнь и заиграла неожиданными красками. Восточную тему в балете «Шахерезада» артисты балетной труппы блистательно воплотили на фоне ярких красочных декораций со множеством персидских ковров, панджарами, шёлковыми занавесами, старинными светильниками, кумганами для омовения ног и другими деталями восточного быта и изделиями художественных ремёсел, которые сразу обращают на себя внимание. Эту декорацию дополнил ансамбль национальных инструментов в глубине сцены. Звучание ансамбля имитировали инструменты симфонического оркестра под руководством главного дирижёра ГАБТ им. А. Навои Дениса Власенко. Их звуки должны были услаждать чреду скучных часов наложниц султана. Громадное значение здесь имела солирующая скрипка, так как на неё ложится немалая нагрузка: сложная игра, требующая большого мастерства в передаче восточных мотивов. Музыкальный руководитель и главный дирижёр театра Денис Власенко по окончании представления заслужил отдельного низкого поклона от балетмейстера-постановщика Андриса Лиепы и всей благодарной публики. Возобновили великолепную сценографию легендарного художника Льва Бакста талантливые художники Анатолий Нежный и Елена Нецветаева. Существенную роль сыграли костюмы из тончайшего шёлка и атласа для исполнителей, украшенные жемчугами и драгоценными камнями. Балетмейстер-постановщик Андрис Лиепа вместе с ассистентами — Игорем Пиворовичем и Вячеславом Хомяковым — постарались воссоздать в постановках все нюансы, которые можно было уловить в хореографическом рисунке первоисточника. Удалось в точности передать эксклюзивный фокинский стиль балета: от поворота головы, взгляда ведущих солистов до позиций рук и ног. Приглушённый вибрирующий свет с голубым оттенком (художник по свету — Влад Жураковский) придавал спектаклю большую романтичность и живость. Сцена не была заполнена массивными декорациями, расписной задний занавес элегантно дополнял общую картину. Выразительная хореография М. Фокина с элементами средневековой миниатюрной живописи Востока в новой редакции А. Лиепы представляет собой невиданную мистерию танца. В первом составе её открывает тройка почти бесплотных одалисок (Виолетта Бондяс, Мафтуна Хуснидинова, Лола Исокова), словно сотканных из гибкой пластики и музыки. Адажио султанши Зобеиды (Ольга Сабирова), жены шаха Шахриаха, и её возлюбленного — Золотого раба (Данияр Хасманов), — отличалось особой чувственностью и одновременно неземной возвышенностью. Золотой раб – одна из ключевых партий – была в первый премьерный день блестяще воплощена Данияром Хасмановым. Ведущий солист ГАБТ Данияр Хасманов легко справился со своей сложной мужской партией, исполнив роль Золотого раба на мировом уровне: он просто летал по воздуху над сценой в своих акробатических прыжках. Гибкая пластика танцующих артистов точно и тонко передавала атмосферу восточного гарема, пиршество плясок. Посмотреть на эту роскошь и экзотику, по меньшей мере, было любопытно, а музыка Римского-Корсакова наполняла сердца восточной негой. Солисты балета продемонстрировали прекрасную музыкальность и синхронность движений, которые отрабатывали с ассистентами балетмейстера-постановщика – заслуженным артистом России Игорем Пиворовичем и Вячеславом Хомяковым. Партии евнухов, среди которых выделялся суетной неуклюжей походкой и тучностью главный евнух – исполнитель Равшан Чарыев, — обслуживающих обитателей гарема, вносили необходимый сатирический момент в общую картину драматического действия. Трагическая развязка в финале хореографической драмы была полна шекспировского драматизма, когда изменившая султану Шахриару (Замир Фазлутов) его любимая жена Зобеида, не дожидаясь неизбежной казни, выхватывает у него кинжал и поражает им себя. Младший брат султана, правитель Персии Шахезман (Тимур Шангариев), заговорщик интриги, — удовлетворён такой развязкой. Шах Шахриар стоит рядом с ним, и хотя его честь спасена, он в отчаянии рыдает над трупом неверной, но любимой его жены и возносит руки наверх к Всевышнему, словно произносит: «Всё в руках Аллаха!..» Балетный спектакль «Кармен-сюита» во втором отделениивызвал у зрителей бурю эмоций и слёзы восторга. Познакомимся с предысторией этого балета! Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным (1967). Советский композитор существенно перекомпоновал музыкальный материал, сжал и заново аранжировал для оркестра из струнных и ударных без духовых. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик Альберто Алонсо. Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая). Первого августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете (Кармен — Алисия Алонсо). В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды). Музыка к балету состоит из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка» Жоржа Бизе. Партитуре Щедрина особый характер придавали ударные инструменты, различные барабаны и колокола и множество их сочетаний, предложенных Щедрину ударником-солистом Большого театра Алексеем Огородниковым. «Кармен-сюита» как музыкальное произведение приобрела необыкновенную популярность во всём мире и, наконец, дошла до нашего Государственного академического Большого театра. Её успех обеспечили: главный дирижер ГАБТ – Денис Власенко; выдающийся режиссёр-постановщик Андрис Лиепа и все участники балета первого и второго составов. В первом составе были заняты: Кармен - заслуженная артистка Узбекистана Нодира Хамраева; Хозе - Улугбек Олимов; Тореро - Бекзод Акимбаев; Коррехидор - Достон Тургунов; Рок- Анастасия Кистанова. Во втором, не менее сильном, составе приняли участие: Кармен – Ширин Хасанова; Хозе - Тимур Юнусов; Тореро - Замир Фазлутов; Коррехидор - Сардор Садинов; Рок- Мафтуна Хуснитдинова. Вот что рассказал о новой премьере в эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» режиссёр-постановщик балета Андрис Лиепа: - Моя мечта была поставить «Кармен-сюиту» на сцене ГАБТ им. Алишера Навои к столетнему юбилею Майи Михайловны Плесецкой ещё в прошлом году. Этот проект, к сожалению, подвис из-за пандемии. Родион Константинович Щедрин, которому в этом году в декабре исполнится 90 лет, написавший партитуру Кармен-сюиты, дал добро на это. Я очень счастлив, что у нас, наконец, это культурное событие произошло. У нас пять составов мужчин, занятых в спектакле, поэтому и пять постановок «Кармен-сюиты». Костюмы для исполнителей шили в Москве, поэтому всё у нас качественно и хорошо. Главный дирижёр ГАБТ Денис Власенко с замечательным оркестром театра хорошо знают музыкальный материал спектакля и все его нюансы. У нас в творческом тандеме с новым директором Рамизом Усмановым и новым дирижёром театра Денисом Власенко всё как-то хорошо сложилось, и мы намерены в дальнейшем полноценно работать над развитием оперы и балета в узбекской столице. Хореограф Альберт Алонсо специально поставил этот балет Майе Плисецкой в 1967 году. Сейчас этот спектакль идёт в крупнейших театрах мира. Существуют разные версии спектакля. В таком варианте, как сейчас, он никогда не ставился в Ташкенте – это классика ХХ века. Именно эту версию гениально воплощала на сцене Большого театра в Москве Майя Плесецкая, поэтому мы его духовно посвящаем памяти великой балерины, сумевшей из оперы Бизе сделать великолепный балет. В этом году этому спектаклю исполняется 55 лет. Его премьера состоялась 20 апреля 1967 года. Мы далеко не ушли, наши премьеры приурочены, ни много ни мало, с небольшим опозданием к его 55-летнему юбилею. Надеюсь, спектакль войдёт в постоянный репертуар ГАБТ имени Алишера Навои и будет одним из шедевров ХХ века.
На вопрос, насколько легко и продуктивно было работать с балетной труппой ГАБТ им. А Навои, А. Лиепа ответил, что в нашем театре, который преодолел 90-летний рубеж в 2020 году в условиях пандемии, существуют давние хореографические традиции, которые помогали ему в относительно короткие сроки поставить два одноактных балета. Вся труппа работала с огромным энтузиазмом, молодёжь пыталась найти правильное положение, хореографическую стилистику, что очень важно в спектаклях. «К тому же, в Ташкенте в стенах ГАБТ, — признался Андрис Лиепа, - он всегда чувствует себя, как дома в Москве». Выходя вместе со всеми участниками постановочной группы на многочисленные поклоны после окончания премьерного представления, народный артист России, балетмейстер Андрис Лиепа ещё раз поблагодарил зрителей за их отзывчивость и тёплый приём и признался, что всегда был уверен, что эти балетные спектакли принесут счастье тем, кто увидит их. Гуарик Багдасарова Фото Юрия Полянского
|
|