Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.05.2022 / 23:03:22
Балет "Анна Каренина" в Большом театре Узбекистана в постановке Бориса Эйфмана – это глубокое потрясение и восторгОбычно приходя с балетного спектакля находишься в очень хорошем настроении, с удовольствием про себя пересматриваешь понравившиеся сцены. Но на следующий день уже перестаешь думать о спектакле погружаясь в повседневные дела, в то время как балет «АННА КАРЕНИНА» в постановке Бориса Эйфмана не отпускает ни на одну минуту даже через несколько дней. Все время всплывают отрывки из спектакля и постоянно думаешь: «Как они это делают?» Этот спектакль на сцене ГАБТа им. А.Навои пронизан невероятной эмоциональной энергией, каждое движение, каждая нота удивительно точны по своему психологическому воздействию. Все продуманно до мелочей: декорации, костюмы, свет. Высочайшего уровня исполнительская техника труппы и яркий хореографический язык спектакля, включающий в себя сложные поддержки, многообразие форм и позиций, современную геометрию кордебалета, необычайно высокий темп держали меня, ташкентскую публику все два часа в напряжении, в то же время казалось , что спектакль пролетел как один миг. Премьера балета "Анна Каренина" состоялась в 2005 году. Спектакль отмечен престижными театральными премиями "Золотая Маска" и "Золотой Софит". Кроме того, именно за эту постановку Борис Эйфман был удостоен международного балетного приза "Бенуа-де-ла-Данс" (известного как "Балетный "Оскар") в номинации "Лучший хореограф". Борис Эйфман – знаменитый российский хореограф, автор более 50 оригинальных балетов. Его уникальные постановки получили мировое признание и высокую оценку зрителей и критиков разных стран. "Борис Эйфман, вне всякого сомнения, – самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового", – пишет о нем известное французское издание Le Figaro. "Балет - это особая область реализации психологических драм, возможность проникнуть в подсознание. Каждый новый спектакль — поиск неведомого. Роман "Анна Каренина" всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автором психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе "Анна Каренина" есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений", - говорил в одном из своих интервью Борис Эйфман. Спектакль начинается с очень сильной сцены -Анна, Каренин и сын Сережа, замкнутый круг игрушечной железной дороги с маленьким паровозиком. Анна одета в черное платье, что по-моему символизирует ее несчастный брак с Карениным, она начинает танцевать в черном и заканчивает танцевать в черном уже готовая принять смерть. Когда Анна счастлива с Вронским она переодевается в белое, затем красное платье, а потом и полностью «обнаженной» (в трико телесного цвета) . Все это глубоко символично и передает те психологические трансформации, через которые проходит героиня. Та же метаморфоза происходит со светом используемым в спектакле, который точен и необычайно уместен. Кордебалет воплощает тщетную суету блестящего светского общества, или бездушную государственную машину, или тупое беспросветное солдафонство. Хореографическое решение вполне конкретно подчиняется образным задачам каждого эпизода. Танцовщики упоенно вальсируют, взлетая в элегантных поддержках, — аристократический бал. Единодушно семенят, изображая рьяное усердие, — государственное учреждение. Привычным жестом опрокидывают рюмки, а затем залихватски покоряют воздушное пространство - практически все артисты труппы обладают замечательными прыжками, танцуют необычайно синхронно и в очень высоком темпе. Фонограмма к спектаклю нарезана из 14 произведений Петра Ильича Чайковского. Хореограф выбрал для своего балета фрагменты музыки из симфоний (№ 2, № 6, «Манфред»), сюит (№1 и №2), симфонических фантазий «Франческа да Римини» и «Буря», симфонической баллады «Воевода», увертюр-фантазий «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и некоторых других. Музыка звучит необычайно современно. В балете только три солиста - «Анна – Каренин – Вронский ». Пластическое решение дуэтов главных героев внятно разъясняет происходящие с ними метаморфозы. Если Анна танцует с мужем (шесть раз), то главными темами будут отчуждение и неприятие мужа, а потом — мужское насилие. Эту тему лучше всего выражают поддержки и позы, в которых женское тело максимально завернуто и изломано. Дуэты Анны и Вронского (их общее количество равно девяти) последовательно представляют: первый интерес, влечение, упоение, любовную истому, бурную страсть, решимость на разрыв с мужем, рутину, а затем и скуку в любовных отношениях, последующее примирение и умиротворение уже в другой жизни. Хореографическая лексика этих дуэтов также вполне предсказуема: объятия, обводки, смелые воздушные поддержки, выражающие накал чувств. В этом спектакле нет правых и виноватых — несчастны все. И Каренин, наделенный здесь «балетным красноречием», отнюдь не «человек в мундире». Его дуэты с Анной полны отчаяния, и эмоционального напряжения в них не меньше, чем в объяснениях героев. Огромное впечатление произвела последняя сцена, такого образного выражения через паровоз никто не ожидал и несомненно это новое слово в сценической интерпретации «Анны Карениной». Маленький игрушечный паровоз, появляющийся в начале спектакля у ребенка-сына Каренной превращается в огромную машину , состоящую из тел людей: кордебалет делится на две темные небольшие толпы; они кружатся, перетаптываются, дробно мелькают -- будто действительно колеса. Под них с высоты падает Анна под яркий свет фар этого паровоза и сыплющийся с колосников снег, тело погибшей женщины носильщик вывозит на вокзальной тележке. Несомненно хореография Бориса Эйфмана - это хореография XXI века, которая не может оставить равнодушным современных зрителей, после каждой сцены зал аплодировал, а в конце зрители рукоплескали артистам стоя очень долго , не отпуская их со сцены. Фестиваль «Театра и Балета» еще раз показал, что эти виды искусства имеют своего зрителя и очень востребованы в Узбекистана и благодаря таким фестивалям интерес к ним все более усиливается. Хотелось бы выразить отдельную благодарность за организацию этого прекрасного Международного фестиваля театра и балета Фонду развития культуры и искусства Узбекистана. Все, что они делают в этом отношении вызывает у меня чувство большого уважения. ВИКТОРИЯ ЛЕВИНСКАЯ
|
|