Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.07.2022 / 13:25:15
Гала-концерт закрытия 92-го театрального сезона в ГАБТе им. А. Навои стал настоящим праздником искусствПодведение итогов в мира искусства всегда событие. Тем более, когда речь идет об окончании сезона в Большом театре Узбекистана им. А.Навои. Надо признать, что он был все время насыщен впечатляющими премьерами, пресс-конференциями, фестивалями, концертами мастеров искусств и молодых исполнителей. В течении всего сезона имя театра было, как говорится, у всех на устах. И мы все время знакомились со все новыми и новыми творческими проектами , сцену театра украшали выступления звезд зарубежной сцены… Гала-концерт , о котором мы рассказываем, проходил в двух отделениях и каждое из них было по-своему, привлекательным и интересным. Об этом мы говорили с сенатором Олий Мажлиса Бахтияром Сайфуллаевым, любителем искусств и поклонником театра из Кунграда, доктором Джумановым Утепбергеном , писателем Лейлой Шахназаровой и другими зрителями. Все они были очень довольны концертом и высоко оценивали и его программу и уровень исполнения артистами театра тех произведений , которые были представлены в этой программе . Но о самом заключительном концерте следует сказать отдельно. Сразу же обратило на себя внимание режиссерское оформление Гала-концерта Русланом Шерездановым. Оно было сделано на самом современном уровне с использованием ай-ти-и технологий. Мы видели на большом экране , что исполняется и кто солисты, что очень важно для зрителя . Надо сказать , что замечательно звучал оркестр ГАБТа под управлением главного дирижера театра Дениса Власенко и его молодого коллеги Аъзамжона Ахмедова. Четко просматривалась и работа главного балетмейстера, народного артиста России Андриса Лиепы и молодого балейтмейстера Равшана Чарыева. Конечно, производили большое впечатление с блеском исполненные на концерте произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Верди , Дворжака , Пуччини и других великих классиков. Свое достойное месте в программе занимали и великолепные произведения Сулеймана Юдакова, Арифа Меликова, Фикрета Амирова, Талибджана Садыкова , Рейнгольда Глиэра. Очень впечатляли выступления Рамиза Усманова, Рахима Мирзакамалова, Джабраила Идрисова, Кирилла Борчанинова, Саиды Мамадалиевой, Рустама Алимарданова , Надежды Голендер и других ведущих солистов театра. Самые добрые слова можно сказать и о выступлениях артистов балетной труппы Надиры Хамраевой, дуэта Анастасии Кистановой и Равшвна Чарыева, Ширин Хасановой , Сунната Темирова , других их коллег. Зрители долго аплодировали и исполнителям знаменитых «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь» - Мадине Юсуповой, Достону Тургунову, хору и балету театра. Конечно очень впечатлял парад теноров театра в составе Рамиза Усманова, Рустама Алимарданова,Умида Исраилова и Дамира Рахмонова. Их можно слушать без конца... По итогам концерта можно с уверенностью сказать, что творческий коллектив Большого театра Узбекистана сделал себе большой творческий задел на будущий сезон и уже скоро он снова всех нас порадует новыми отличными постановками. Интервью для сайта Культура Узбекистана Андрей Слоним, режиссер ГАБТа им.А. Навои, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Итак, 92-й сезон Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои завершился. Завершился обширным и разнообразным Гала-концертом, в котором раскрыли свои дарования яркие певцы разных поколений, замечательные танцовщики, оркестр театра , объединенные музыкальным руководством и дирижированием главного дирижера Дениса Власенко и представителя молодого дирижерского поколения Аъзамхона Ахмедова. Как уже сложилось в добрую традицию, в Гала-концерте, наряду со многими яркими номерами – впервые прозвучала баллада Мефистофеля из оперы Арриго Бойто «Мефистофель» ( в талантливом воплощении Заслуженного артиста Кирилла Борчанинова) и другие произведения. Как и ранее, с успехом выступила «команда» ведущих теноров – на этот раз во главе с директором театра, Народным артистом Узбекистана Рамизом Усмановым. И эта многокрасочная красивая палитра номеров в весьма достойном исполнении была представлена весьма убедительно и выпукло – и по достоинству оценена многочисленным зрителем. Этот заключительный Гала-концерт тоже стал прекрасным праздником творчества и достойно завершил обширный и в целом весьма непростой театральный сезон. Подводя итоги, принято их осмысливать и оценивать. Да, минувший сезон был весьма насыщенным, напряженным и плодотворным. Да, новая «команда» руководителей театра во главе с его новым директором – Рамизом Усмановым, новым главным дирижером Денисом Власенко, уже несколько лет возглавляющим балетную труппу ГАБТ имени А. Навои, Народным артистом России Андрисом Лиепой и недавно назначенным художественным руководителем Абдулло Алимовым – по сути начала новый этап в формировании полноценной деятельности театра на новых путях его развития. И что еще более существенно и определяюще – именно в период этого, 92-го сезона нашего театра было принято историческое Постановление Президента Узбекистана Ш. М. Мирзиёева о развитии оперного и балетного искусства в Узбекистане. Много нового, основополагающего зафиксировано в положениях этого Постановления, равного которому поистине – еще не было в истории нашей страны и ее культуры. Его положения касаются и усиления творческого статуса нашего театра, и оптимизации работы с молодежью, и улучшений жизненных и творческих условий артистов оперы и балета, и многого другого. Но во главе угла воздвигается твёрдая и однозначная позиция ГАБТа имени А. Навои как флагмана отечественного оперного и балетного искусства . Существенно важно и оптимизировать совершенствование творчества молодых солистов оперы и балета, при этом одновременно и создавая им благоприятные условия, и во всей полноте требуя от них полноценнейшей творческой отдачи и совершенствования своего мастерства. И вот теперь, как думается, началось энергичное, но постепенное разворачивание многоплановой жизни нашего театра по этим новым путям. - Какие постановки минувшего сезона вы могли бы особенно выделить? Стоит начать с новых премьер нашего театра. В непростых условиях за минувший сезон коллектив оперы выпустил совершенно новую версию оперы Р. Леонкавалло «Паяцы» в постановочном союзе опытного дирижера, Народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой – и молодого режиссёра Руслана Шерезданова. И стоит отметить с радостью – эта работа удалась, она родила спектакль со своим творческим лицом, в точной верности музыкальной драматургии автора и детальной разработкой характеров этой сложной оперы. Принята эта работа была заслуженно горячо – и стоит от души поздравить постановщиков, солистов и весь театр с этой принципиальной творческой удачей. И что не менее важно – с началом творческого пути молодого режиссера Руслана Шерезданова, который в этой работе отчетливо и ясно проявил себя как перспективный РЕЖИССЁР ОПЕРЫ. В динамичном процессе идет работа над новой оперой выдающегося композитора Мустафо Бафоева «Алишер Навои». Опытный дирижер, заслуженный еятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов и известный режиссёр-постановщик, Заслуженный работник культуры Хайдарали Касымов уверенно ведут процесс рождения спектакля к его премьере в начале следующего сезона. - Что могли бы сказать о работе балетной труппы. Они ведь тоже отличились и сделали немало отличных творческих проектов… Балетная труппа совершила истинно «революционную» работу над замечательной композицией в стиле «модерн» (в сочетании с народными традициями!) балета «Лязги» - и этв работа имела большой успех не только в Ташкенте, но и в знаменательных зарубежных гастролях, включая недавнюю триумфальную миссию в Турции. Осуществлена и оригинальная хореографическая версия знаменитой «Кармен-сюиты» Ж. Бизе-Р. Щедрина в прославленной хореографии А.Алонсо (с небольшими редакционными изменениями), в которой ярко раскрылись индивидуальности замечательных мастеров нашей балетной труппы. Очень важную роль в течении минувшего сезона сыграл развернувшийся в последней декаде апреля Шестой Международный фестиваль оперы и балета «Тошкент Бахори». Живой и многоплановое творческое содружество с театрами других стран активно выразилось в ярких выступлениях в фестивальных спектаклях ведущих солистов оперы и балета.России и Казахстана, прекрасных дирижёров из Южной Кореи и России. И опять совершился истинно братский обмен творческим опытом, в котором гости заинтересованно дарили нам свое искусство, а наши артисты демонстрировали свои творческие особенности. Я считаю принципиально важным, что в минувшем сезоне и совсем недавно мы с успехом провели два памятных вечера, посвященных юбилейным датам выдающихся основателей узбекского оперного и балетного искусства Узбекистана – Мухтара Ашрафи и Мухитдина Кори- Якубова. - Вы тоже хорошо поработали в минувшем сезоне. Что можете рассказать об этом? Лично мне в минувшем сезоне довелось осуществить новые редакции спектаклей П. Масканьи «Сельская честь» (впервые на итальянском языке оригинала) и «Тоски» Дж. Пуччини в измененной сценической редакции и практически без существовавших до этого купюр в музыкальном материале. Вообще я от души приветствую это стремление к полноте авторского материала – и смею утверждать, что по международным нормативам необходимо все оперы представлять в полноте воссоздания их авторских партитур. Рад, что и поставленные мною спектакли «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти и «Тоска Дж. Пуччини тоже с успехом были представлены на фестивале, соединив творчество прекрасных гостей и талантливых отечественных исполнителей. Отрадно и большое количество успешно осуществленных театрализованных концертов (значительная часть которых была осуществлена под моим творческим руководством)– как и больших и объемных на основной сцене, так и камерных –на Малой сцене Музыкальной гостиной нашего театра, уже тоже снискавшей любовь ташкентского зрителя БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Фото Юрия Полянского
|
|