Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
29.11.2022 / 19:22:55

Государственный Академический Большой театр Узбекистана им.А. Навои снова порадовал ташкентского зрителя поистине замечательным спектаклем "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА" - великой оперой Н.А.Римского-Корсакова


С большим уважением относясь к замыслу этого монументального и обширного в своих зонах действия спектакля, с интересом наблюдая его изменения во времени, новые и новые вводы молодых исполнителей в уже знакомые роли – зрители, заполнившие в этот вечер зал театра, были вовлечены в возведение гармоничного и красивого здания оперного действа. Действа,  которое буквально с первых мгновений не только завладело нашим  вниманием, но и заставило включиться в непростой процесс сопереживания , совершавшемуся на их глазах с удивительной доверительностью, экспрессией и правдой, не оставляя решительно никого равнодушным.

Постановщик спектакля – известный  режиссер, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним услышал и увидел в богатейшей партитуре Н.А.Римского-Корсакова истинную трагедию опустошения душ. Недаром действие оперы разворачивается в жестокую и полную острых противоречий эпоху царствования Ивана Грозного. В жёсткий и обвальный  период разгула опричнины, в некую эпоху вседозволенности и поистине дьявольского снятия всех возможных ограничений в достижении целей героев. Здесь бушует океан неукротимых страстей, устремлений, ломки всех  пределов человеческих отношений.

Пораженный красотой юной Марфы, опричник Григорий Грязной  проник к ней любовной страстью. А его возлюбленная Любаша, узнав о том, что он готов оставить ее ради «разлучницы»  - вознамерилась  убрать ее из земного существования. В этот бушующий «океан страстей» оказывается вовлеченной вся «пирамида власти» - от самых низов до личности самого царя Ивана Грозного. И этот спектакль, успешно идущий  на  ташкентской сцене уже более 14 лет, предстает в каждом новом исполнении обновленным и усовершенствованным . При этом важно и то, что сложнейшая партитура композитора раскрывается и в прекрасном выразительном пении – и в неразрывно слитым с ним напряженным сценическим действием, энергетическим проживанием артистами каждого момента своего существования в сюжете оперы.

Спектакль «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»  украсил  программу фестиваля «ТОШКЕНТ БАХОРИ» весной, в конце апреля,  с участием гостей и лучших солистов и тогда оставил глубокое впечатление. Но сейчас,  этот спектакль предстал, как показалось многим, кто заполнил в этот вечер прекрасный зал нашего любимого театра – в обновленном оптимальном исполнительском составе, во всей полноте, глубине и многообразии раскрыв  его суть .  С особой актуальностью оно звучит именно сейчас, когда в мире столько нерешенных проблем.

С первых звуков замечательной симфонической увертюры по замыслу постановщика начинается напряженное действо. В него сразу включены все основные герои – и юная Марфа, и ее возлюбленный Иван Лыков, и находящийся в любовном смятении Григорий Грязной, и жестокий предводитель опричников Малюта Скуратов – и даже сам царь Иван Грозный. Именно на драматургической напряженности и изменчивости звучания увертюры в спектакле Андрей Слоним начинает детальное построение  действия, стремительно развивающегося и несущего героев, плененных страстями – в  бездну безысходности. По мнению искусствоведов,  каждая смена «планов», каждое движение души, каждое событие, его оценка и изменения в чертах поведения героев – выстраивается в спектакле  четко и энергетически точно, неразрывно сплетенным с этим пением.

Конечно же, начать необходимо с главного героя – опричника Григория Грязного. Талантливый и эмоциональный Рахим Мирзакамалов раскрывает этот образ последовательно и ненавязчиво – от глубокой тоски по поразившей его воображение Марфе – до навязчивой мании стремления «приворожить» ее зельем царского лекаря Бомелия. Очень существенно, что Грязной у Рахима Мирзакамалова – отнюдь не грубый насильник, а человек, жаждующий  во мраке беспредела  этой любви.  Со своей возлюбленной Любашей он и растерян – и вынужденно груб. И сознает свою вину – и не может устоять перед зовом страстей. Вылепленный в великолепном пении и выразительном действии – Грязной   Мирзаккамалова открывает галерею принципиальных исполнительских удач спектакля.

А юная Любаша, похищенная для утех Грязного шайкой опричников во главе с Малютой – видит в любви к Григорию основную цель своей жизни и мучительно боится его потерять. В замечательном образе Любаши, созданным Анастасией Юдиной – есть и живая страстность – и ранимость, и   надежды – и страх потери. А когда ее душа полностью оказывается во власти дьявольской мании погубить «соперницу» - это начало становится мощным и пугающим. С большой убедительностью проводит Юдина и труднейшую сцену, когда Любаша приходит к немецкому лекарю Бомелию, умоляет его изготовить губительное зелье, с омерзением отвергает его страстные притязания… Но, смирившись, соглашается ценой позора «выкупить» желанное зелье и погубить ни в чем не повинную Марфу…

Сама же юная Марфа в талантливом воплощении Лятифе Абиевой предстает и воплощением озаренности, добра и любви – и наделена странным отстранением от мира реального. Все ее грезы – только о ее возлюбленном Иване Лыкове , еще будучи детьми, они наслаждались красотой, покоем и упоительной сенью деревьев. А когда ее жизнь и судьба ломаются, когда от  козней и злодеяний гибнет ее любимывй Ваня – то даже будучи царской избранницей, уже почти сгубленная смертельным зельем, она грезит и о соединении со своим суженым и о прекрасном саде, в котором так безмятежно и прекрасно живется. Этот сложнейший образ настолько органичен у Лятифе Абиевой, что в сплетении со всеми другими жизнями и и судьбами героев, он вызывает и сострадание, и просветление души зрителей…

Органичен и понятен в своих правилах жизни купец Собакин в великолепном исполнении Заслуженного артиста Узбекистана Кирилла Борчанинова. В нем – и доброта к дочери и ее жениху Ване, и предприимчивость, и тайная надежда на царский выбор и «тронную» судьбу дочери, и горе и бедствие потери ее в трагическом финале. Замечательно спетая ария Собакина, и вся изменчивая линия его существования в спектакле добавляется в ряд принципиальных творческих удач и демонстрирует  прекрасную работу певца и артиста.

Порадовал и молодой тенор Бекзод Садыков в роли Ивана Лыкова. Известно, что воплощать позитивное начало на сцене труднее всего. Но верный и постановочному замыслу, и органике действия, Бекзод Садыков и своим прекрасным тенором, и всем существом раскрывает нам  образ Лыкова как личность романтическую, светлую, осуждающую звериные законы опричнины, горячо влюбленного в свою избранницу Марфу. И он становится  первой неизбежной жертвой во всем этом клубке  горьких противоречий.

Александр Полонский воссоздает острохарактерный образ немецкого лекаря Бомелия – сластолюбивого интригана и личности, полной некой таинственной угловатости. Его страсть к Любаше – это тоже некая маниакальная навязчивость  психики, но обстоятельства роковым образом оказываются на его стороне – и Любаша становится еще одной жертвой этих трагических обстоятельств. Но по версии постановщика – и он получает сполна за свои злодеяния, беспощадно перемолотый роковой «мельницей» судеб и страстей.

Всесильный повелитель опричников, самодур и  палач Малюта в исполнении Джабраила Идрисова наделен всей сложнейшей палитрой противоречивых свойств. Он безраздельно властвует над душой каждого, он – второе после царя лицо в государстве. Но – к Любаше этот жестокий  палач  испытывает редкостное по теплоте чувство,  видя в ней некий «алтарь покаяний» от цепи тягчайших смертных грехов своей  дьявольской души.

Доброе впечатление произвели и другие  персонажи оперы. В первую очередь – это простоватая купчиха Домна Сабурова, жаждущая «царского замужества» своей дочери Дуняши. В первый раз в этой роли выступила Елена Шавердова, которую мы привыкли видеть в образах лирических героинь. Но здесь с большим  мастерством она создала образ и раскованно – эмоциональный, и хитроватый, и полный горя и сочувствия в минуты скорби. Подруга Марфы Дуняша в исполнении Мадины Базаровой  обаятельна, но, в отличие от Марфы – тяготеет к земному, привычному началу, оттеняя романтику и свет ее духа. Органичная и живая ключница Петровна (Эльмира Мамедова) – еще один колоритный образ, подтверждающий истину о том, что «нет маленьких ролей».

Нельзя не отметить высокий артистизм и глубокое проживание невероятно непростой «немой» роли царя Ивана Грозного в неизменном воплощении самого постановщика спектакля Андрея Слонима. В своих четырех запоминающихся появлениях на сцене он является истинной вершиной «пирамиды власти»,  и одновременно – еще одной трагической жертвой разгула страстей и нарушений законов добра и человечности.

Особой похвалы заслуживает хор театра – и мощно и слаженно звучащий, и органично действующий как в народных сценах, так и в жанрово-обрядной сцены помолвки Марфы с Лыковым, и в сложно-трагичной ситуации безумия Марфы в царском дворце. Стоит отметить большую работу и главного хормейстера, народного артиста Узбекистана Сулеймана Шадманова, и его верной соратницы Натальи Куприяновой.

И, конечно же, все музыкальное «здание» спектакля выстроилось в этот  вечер под органичным и убедительным руководством дирижера, народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой. Стоит сказать о том, что в этот вечер истинным плодом огромной работы явилась и органика темпов и штрихов, и динамика оркестра, и вся вокально-музыкальная образность спектакля, великолепно сплетенная с мастерством певцов-артистов. В динамичном звучании, полном единении с пением и жизнью на сцене – оркестр театра в этот вечер также явился одним из полноценных «действующих лиц» этого прекрасного спектакля.

Отметим и выразительный символический образ декорации спектакля, созданной уже ушедшим от нам замечательным сценографом Зубайдулло Батыровым. Он властно вводит нас в эпоху, не снижаясь до  бытового уровня , а раскрываясь в плане высокой символики – вплоть до колоколов, в которые бьют герои спектакля  в минуты радости и в период отчаяния…

Конечно же, за всем этим праздником творчества угадывается огромный объем детальной постановочной и музыкальной работы – и под руководством режиссёра и дирижера, и под проницательным и опытным взглядом концертмейстера Людмилы Слоним, ведущей основную музыкальную работу с солистами по этому спектаклю от разучивания партий до спевок, репетиций и прогонов. И в общем успехе спектакля ее заслуга велика и очевидна.

… И зрители, с первой и до последней минуты горячо и осмысленно воспринимающие все  происходящее – горячо принимали спектакль и в каждый момент действия, и в истинно триумфальном финале, долго не отпуская исполнителей со сцены. Помимо абсолютно эстетического высокого результата истинного мастерства и создателей, и исполнителей «ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЫ» в этот незабываемый вечер – следует отметить и высокое значение того, что сегодня, сейчас,  в многонациональном Узбекистане на столь высоком уровне воплощается истинный шедевр русского оперного искусства. И исполняется опера  весьма достойно  поистине  интернациональной командой талантливых постановщиков и исполнителей.

 

 Б.РАХИМОВ, Kultura.uz

Фото Юрия ПОЛЯНСКОГО





Другие материалы рубрики

25.11.2022 / 11:39:27

Четыре молодых солиста ГАБТ им. А. Навои проходят стажировку в Италии

Сразу четыре молодых солиста ГАБТа имени Алишера Навои на данный момент проходят стажировку в Италии. Это Малика Норматова, Ришат Решетов, Хужаназар Джумаев и Шухрат Чориев. Они постигают секреты оперного искусства у маэстро Даниэля Аджимана и Сандро Бунграцио Далее...

24.11.2022 / 17:51:12

На сцене — самаркандское гостеприимство и грузинский темперамент

Известный актер и режиссер Каха Гогидзе рассказал, почему считает Самарканд городом мира и как в нем развивается театральное искусство Далее...

19.11.2022 / 12:49:06

Состоялась встреча генерального директора ГАБТ им. А. Навои Рамиза Усманова с директором Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета Акифом Меликовым

В рамках гастролей ГАБТа имени Алишера Навои в Республику Азербайджан состоялась встреча генерального директора театра, Народного артиста Республики Узбекистан Рамиза Усманова с директором Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета Акифом Меликовым и его заместителем Ирадой Карачаевой Далее...

15.11.2022 / 17:54:14

Премьера мюзикла "Мама" в ташкентском театре оперетты, можно сказать, продлила детям осенние каникулы

Краткие осенние каникулы (4-9 ноября 2022) для школьников пролетели как один день. Те, кто не успел в это время полноценно реализовать программу культурного досуга, ринулись в воскресный погожий день 13 ноября 2022 года в Государственный театр музыкальной комедии Далее...

15.11.2022 / 17:51:05

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева с большим успехом выступил в Ташкенте со специальной балетной программой в честь 85-летия коллектива

Юбилейная премьера прославленного коллектива "Моисеевцам-85" была показана 12-13 ноября во Дворце международных форумов "Узбекистан". Это стало возможно благодаря Фонду развития культуры и искусства Узбекистана при поддержке Благотворительного фонда известного мецената Далее...





21.11.2024 / 11:28:03
В Ташкенте проходит фестиваль французского кино
 
19.11.2024 / 15:13:51
Успех узбекских кинематографистов .Фильмы узбекских кинорежиссеров получили высокую оценку на прошедшем в Туркменистане IV кинофестивале "Куркут ота".
 


19.11.2024 / 15:26:53
МОСКВА, 19 ноября. В эфире телеканала "НТВ" в программе "Попутчик" вышел второй сезон тревел-шоу с российским шоуменом Тимуром Родригезом, посвящённый культурному и туристическому потенциалу Узбекистана, сообщает корреспондент ИА
 
18.11.2024 / 16:38:00
Более 100 туристов отправились в путешествие на туристическом поезде "Jibek joly"
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте