Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.12.2022 / 00:12:30
Выдающееся творение итальянского композитора Джакомо Пуччини - опера "БОГЕМА" в ГАБТе им. А.Навои – захватывающая правда пения и действияВ начале напомним, что это опера в четырех действиях, создана Д.Пуччини между 1893 и 1895 годами. История разворачивается в Париже около 1830 года и показывает богемный образ жизни бедной швеи и ее друзей-художников.Мировая премьера «Богемы» состоялась в Турине 1 февраля 1896 года в Королевском театре под управлением 28-летнего Артуро Тосканини . С тех пор она стала частью стандартного итальянского оперного репертуара и одной из самых часто исполняемых опер во всем мире. У нее есть своя жизнь и своя история в ГАБТе им. А. Навои. И с каждым годом у этой оперы становится все больше поклонников и почитателей и у нас в столице. Так было и в этот раз. Снова ташкентской публике была представлена «Богема» и снова ей сопутствовал большой успех. А теперь о том, как это было. Надо сказать. что каждый очередной спектакль интересен своею неповторимостью, привнесением новых и новых качеств в исполнения, деталей трактовки, выразительностью сцен и эпизодов, своеобразным обновлением жизни героев. Постановщик «Богемы» на ташкентской сцене , известный режиссер , Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним нашел в многопластовой авторской драматургии оперы Пуччини, можно сказать, нечто особо важное и весомое именно для нашего времени. Музыкальная драматургия оперы у Пуччини изменчива и в каждый момент насыщена энергией сложных взаимоотношений и событий. Молодых дарований в сюжете оперы довольно много. Название «Богема» далеко не случайно – в нем отражена , как мы уже говорили, ветреная и непредсказуемая «богемная» жизнь молодых поэтов, художников, музыкантов в кварталах парижского Монмартра. Но далеко не каждому суждено пробиться к должному уровню признания своего таланта. И они живут каждым днем, пытаясь уберечься от холода весельем и оптимизмом, а от трудностей жизни – добрыми надеждами на лучшее. В этом частоколе событий изменчивой жизни молодой поэт Рудольф встречает белошвейку Мими – и случайная встреча пробуждает к жизни их любовь. Мими отвечает поэту ярким и светлым чувством. Кажется, всё складывается благоприятно, но нежданно для себя Рудольф с ужасом узнает, что Мими неизлечимо больна чахоткой, силы ее покидают… И в этой непростой ситуации он проявляет слабость духа – и соглашается расстаться с возлюбленной до весны, чтобы не видеть ее страданий, помочь которым он не в силах. И тем, как ни парадоксально – лишь приближает ее уход из жизни. А другая пара – художник Марсель и певица Мюзетта, соединенные, как кажется, единым чувством – в постоянных раздорах ищут легких способов самоутверждения… Андрей Слоним разглядел в этой непростой ткани материала драматизм легкомыслия молодежи, живущей своей непростой жизнью в обстановке парижского Монмартра. И выстраивает четкий путь их увлечений, устремлений, ошибок, эгоцентрических попыток самоутвердиться – путь, как будто, лёгкий и беззаботный до того предела, за которым в их жизнь вторгаются болезнь и смерть главной героини. И в динамичной «пружине» действия ташкентского спектакля, полюбившегося нашим зрителям – с неукротимой силой живет это многообразие событий и страстей с нарастанием драматизма, а затем и нарушающим беспечность трагическим исходом – гибелью юной Мими… Эта полная энергии динамичная жизнь увлекает и самих исполнителей, и зрителей, с напряженным вниманием воспринимающими действие и горячо встречающих каждый номер. Именно так, с первой ноты и до последней , прошла эта «Богема», взволновавшая и зал, заполненный публикой, и самих исполнителей. Объявленный на 16 декабря спектакль «Богема» предполагал по крайней мере два новшества, занимавших внимание заинтересованного зрителя. Это – и анонсированный дебют в образе Мюзетты молодой певицы Дарьи Рыбак из Швейцарии, который вполне оправдал себя органичным и обаятельным ее выступлением. Очень существенным было и то, что на сцене ГАБТа «Богемой» впервые дирижировал главный дирижер театра Денис Власенко, который в достаточно короткий срок успешно воплотил с солистами, хором и оркестром свою музыкальную трактовку драматургии спектакля, представшую органичной и убедительной. Музыкальный облик спектакля под его руководством сложился в своеобразии, и в динамической полноте. А единение исполнителей, хора и оркестра с дирижером продемонстрировало достойный и яркий результат, высоко оцененный ташкентским зрителем. И это, и высокий уровень исполнительского мастерства определили истинный успех спектакля «Богема» Несомненно и то, что этот спектакль отличал поистине прекрасный исполнительский состав. И очень выпукло опера в этой интерпретации раскрыла творческую индивидуальность исполнителей. Начать хочется с поистине прекрасной Мими в исполнении ведущей солистки оперы Малики Норматовой. Ранее выступившая в этом спектакле уже множество раз, она предельно мобилизовала себя, чтобы без репетиций выступить, заменив заболевшую коллегу. Её образ просиял во всем его обаянии, изменчивости, утонченности интонаций и жизни на сцене, во всей хрупкости и ранимости натуры Мими. Сломленной недугом – но во всей силе добра и света ее души. И Малика Норматова мастерски провела свою героиню по всему тернистому пути испытаний – но живя лишь любовью к Рудольфу во всей полноте и мудрости этого чувства. Она тонко раскрывает постановочный замысел, рисуя душу Мими в контрастах – то в озарениях, то в глубокой тоске. Рисует и выразительным пением, и слитым с ним характером своей героини. Но даже в самые драматичные минуты она старается внушить любимому силу и надежду на лучшее, которое, несмотря ни на что, непременно настанет… Умид Исраилов в образе Рудольфа обаятелен и по особому притягателен. Встреча с необычной, редкой по душевным свойствам Мими обогащает его душу. Но в момент принятия решения он не в силах преодолеть слабости – и оставляет любимую в одиночестве. И мучительно страдает от этих противоречий, не сумев разобраться в них до самого трагического конца. Молодой человек очень органичен в каждый момент своих взаимоотношений –как с друзьями, так и с любимой, оставаясь в течение всего спектакля органичным, вызывающим сопереживание.Рахим Мирзакамалов в образе художника Марселя с обаятельным умением раскрывает и ироничность своего героя, и глубокую ранимость его души постоянными разладами с возлюбленной Мюзеттой. Его красивый голос, богатый интонациями, становится очень важным средством раскрытия всех противоречий души своего героя, идущего, как и все его собратья – от беспечности к мучительному осознанию того, что счастье и любовь необходимо и ценить, и беречь. Оставаясь одним из главных героев спектакля, его Марсель прочно объединяет в жизни на сцене всех прочих героев, оставаясь и самобытным, и весьма выразительным в своих переменчивых чувствах. Музыкант Шонар в исполнении Ришата Решитова – это тоже один из важных героев-друзей. Отрадно, что Решитов уверенно наделяет своего героя индивидуальными чертами – это и оптимизм, и проявляющаяся в труднейшие моменты истинная доброта и горячность сердца. Его отличный голос и своеобразное сценическое решение образа также хорошо вписываются в палитру добрых достижений этого спектакля. Философ Коллен в воплощении Джабраила Идрисова – это интеллигентный молодой человек, уделяющий внимание более книгам, чем сердечным приключениям. В «четвёрке» друзей он занимает особое место, не уступая им ни в остроумии, ни в весёлости нрава. Но перед лицом устрашающей всех смерти Мими он резко ломает устои своих привычек. И прощаясь в знаменитой арии со своим плащом, который он несет продать, чтобы вызвать врача и купить лекарства для смертельно больной Мими – он истинно горюет и вызывает сочувствие состоянием своей души. Особо хочется сказать о гостье спектакля – молодой певице из Швейцарии Дарье Рыбак, которая в этот вечер успешно дебютировала на сцене нашего театра в непростом образе певицы Мюзетты. Ученица известного тенора Юсуфа Эйвазова, она порадовала и яркими голосовыми качествами, и профессионализмом, позволившим за предельно короткий срок под руководством дирижера и режиссера войти в противоречивый образ молодой женщины, привыкшей быть в поле внимания и эпатировать всех непредсказуемостью поступков. Она увлеченно интригует со своим пожилым содержателем – советником Альциндором, устраивает «спектакль» перед лицом Марселя, с которым у него произошла размолвка, устраивает ему сцену в следующей картине оперы. Но… перед лицом вторгающейся в их беспечность смерти она меняется, страшась неясного будущего и вместе со всеми сознавая, что счастье ранимо и преходяще, и его необходимо беречь. Это приятное гастрольное выступление с истинно творческим выполнением всех задач, предложенных постановщиками, тоже с особым оттенком украсило спектакль и привнесло в него новые обаятельные краски. Приятное впечатление произвел молодой Камолиддин Мухаммадиев в образе пожилого советника Альциндора – поклонникка и содержателя Мюзетты. В его недовольном ворчании, в его нежелании быть посетителем «демократического» кафе, в котором ему бывать не приходилось, его стремление завоевать внимание Мюзетты – всё это было прожито во всей полноте закономерностей черт его забавного портрета. Характерен и убедителен был и Шухрат Чориев в небольшой, но важной роли домохозятна Бенуа, столь неудачно явившегося к четырем друзьям за квартплатой.Во второй картине в обстановке парижского кафе во всей полноте развернулась жизнь разнообразных обитателей Монмартра – молодых, пожилых, симпатичных и характерных. Очень убедительно выглядел в этой сжатой сцене хор театра под неизменным руководством главного хормейстера , Народного артиста Узбекистана, Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой. Динамично и ярко спетая, выразительно прожитая эта сцена оставила доброе впечатление. И вновь с особенной и неповторимой силой в момент гибели Мими и осознания героями страшного столкновения с неизбежной силой, ломающей их привычный уклад и заставляющей в ужасе замереть – был глубоко воспринят залом, через несколько мгновений взорвавшим тишину бурной овацией режиссеру, дирижеру, самозабвенно творящим талантливым исполнителям. Очень важным представляется то, что сказал перед началом спектакля его постановщик Андрей Слоним. Говоря об исключительных свойствах объединяющего начала "народной дипломатии» оперного театра, он отметил, что и в этом спектакле налицо объединение культур разных стран и народов на оперной сцене, что очень важно в сложных состояниях нынешнего мира. На спектакле присутствовали многие высокие гости. Известный тенор Юсуф Эйвазов специально прилетел в Ташкент, чтобы услышать и увидеть выступление своей ученицы Дарьи Рыбак. Он остался чрезвычайно доволен и тем, как удачно выступила его ученица, и высоким постановочным и исполнительским уровнем спектакля в целом. «Это – замечательный, красивый спектакль, его можно с успехом показать на этом уровне в любой стране!» - радостно сказал он, поздравляя по окончании спектакля исполнителей и постановщиков. Многие гости из Англии, России также весьма тепло отозвались об этом ярком спектакле нашего театра, доставившего столько удовольствия многочисленной публике. Искренне радуясь этому успеху, остается только накануне Нового года пожелать нашему любимому ГАБТ имени А. Навои новых истинных успехов и достижений в самых разных областях творчества.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz фото Юрия Полянского
|
|