Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
13.02.2023 / 11:02:01
Первой прима-балерине Узбекистана, легендарной Галие Измайловой исполнилось сто лет со дня рожденияИмя Галии Измайловой открывает летопись профессионального балета Узбекистана. Прима-балерина, великолепная исполнительница узбекских танцев, танцев народов мира, балетмейстер - Галия Измайлова ярчайший пример высокого служения искусству. «Всё что я хотела сказать, я сказала своим искусством танца, как балерина, танцовщица, балетмейстер-постановщик. Жизнь очень коротка – вечно только творчество!» сказала она однажды. Она является первой выпускницей профессиональной балетной школы, открытой в 1933 году. Поступлению в балетную школу предшествовал переезд с мамой из холодного Томска в солнечный Ташкент после смерти отца. На одном из конкурсов любителей танца симпатичную способную девочку заметила Тамара Ханум и пригласила в балетную школу, где Галия сразу окунулась в мир профессиональной хореографии. Её педагогами стали прекрасные мастера, завоевавшие своим творчеством любовь и признание народа. Тамара Ханум, Уста Алим Камилов, Мукаррам Тургунбаева обучали юную ученицу узбекскому танцу, передавая свой опыт и мастерство. В. Н. Губская, Е. Обухова, П. К. Йоркин о которых с теплотой в своих интервью вспоминала Галия Измайлова, дали своей воспитаннице основы профессионального классического танца, привили своей ученице любовь и уважение к профессии, огромному трудолюбию, без которого невозможны достижения в балетном искусстве. Творческая биография Галии Измайловой является отражением развития балетного искусства Узбекистана. С первых же партий молодая выпускница заявила о себе, как о крепкой и выразительной балерине. Не обладая идеальными данными, необходимыми для профессиональной классической танцовщицы, обаятельная, артистичная, целеустремлённая, Галия Измайлова неутомимо работала над собой, преодолевая трудности, оттачивая своё мастерство. Её первые партии в балетах «Коппелия», «Бахчисарайский фонтан», где она исполняла сначала парию Марии, а затем Заремы, отличали искренность, наивность и чистота. Великая русская балерина Ольга Лепешинская, увидев Галию Измайлову в партии Сванильды, воскликнула: «Какая непосредственность!» Именно эти качества плюс огромное трудолюбие отмечал балетмейстер Павел Константинович Йоркин, главный балетмейстер театра оперы и балета того периода. Значительный опыт пришёл во время работы с балетмейстером Фёдором Лопуховым в балете «Ак-биляк» (1943 г). «Само общение с этим большим мастером было для меня незабываемым уроком, – вспоминала Галия Баязитовна. – Я училась у него страстной любви к искусству классического танца…» Отдавая много сил и энергии классическому балету, Галия Измайлова с удовольствием продолжает работать над репертуаром национального танца, оправдывая надежды своих наставников. В её репертуаре ферганские, бухарские, таджикские танцы. В 1947 году Галия Измайлова за исполнение бухарского танца «Занг» получает свою первую золотую медаль в Праге на всемирном фестивале молодёжи и студентов. Её репертуар постоянно пополняется новыми балетными партиями: яркая искромётная Китри в «Дон Кихоте», трогательная Эсмеральда - «Эсмеральда», нежная Одетта и эффектная и стремительная Одиллия - «Лебединое озеро», озорная Танечка - «Доктор Айболит», простодушная и наивная Хуанита - «Дон Жуан» … Нина - «Маскарад», Тао Хоа – «Красный мак», Жизель – «Жизель», Шахерезада – «Шахерезада», Мария и Зарема - «Бахчисарайский фонтан» … На ее счету 45 ролей. Это были яркие лирические, комедийные, трагические, героические и романтические образы. Особым балетом в своей судьбе Галия Измайлова считала балет «Балерина», премьера которого состоялась 30 апреля 1952 года. «Это не просто балет, где я солировала, а можно сказать повторение моей собственной судьбы. Ведь я, как и моя героиня Гюльнара, прошла такой же путь: от девочки – танцовщицы из школьной самодеятельности до профессиональной балерины, удостоенной чести выступать на международных фестивалях молодёжи (в 1947 г. в Праге, в 1959 г. в Будапеште)» - вспоминала Галия Измайлова.
В процессе творческого формирования, обогащая исполнительский опыт, Галия Измайлова анализирует свою работу с балетмейстерами П. Йоркиным, Ф. Лопуховым, А. Кузнецовым, Е. Барановским, композиторами Г. Мушелем, М. Ашрафи и поступает в 1958 году на режиссёрский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Островского (ныне ГИИКУз). В 1956 году находясь в процессе учебы в институте Г. Измайлова в содружестве Борисом Завьяловым создает свою редакцию «Лебединого озера». Вслед за «Лебединым озером» она ставит совместно с Б. Завьяловым по собственному либретто балет «Мечта» И. Акбарова и совместно с Л. Зассом «Кашмирскую легенду» Г. Мущеля по сюжету поэмы Ш. Рашидова. Галия Измайлова поставила более 30 спектаклей и танцевальных композиций, среди которых авторские балеты и танцы в операх, а также оригинальные редакции известных балетов, среди которых – «Кашмирская легенда», «Мечта», «Болеро», «Лейли и Меджнун», «Амулет любви», «Легенда о любви», «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Коппелия» и многие другие. В качестве балетмейстера поставила танцы для опер «Дилором» М. Ашрафи, Князь Игорь А.П. Бородина, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Фауст» Ш. Гуно, «Омар Хайям» М. Бафоева, «Лейли и Меджнун» Р.М. Глиэра и Т. Садыкова, «Зебуннисо» С. Джалиля и других спектаклей. Наиболее известными и запоминающимися балетами, созданными Галиёй Измайловой, стали «Болеро», «Лейли и Меджнун», «Амулет любви». В памяти зрителей также хореографические миниатюры, построенные на материале многообразного фольклорного наследия народов Азии, Африки, Америки. Из каждой поездки Галия Измайлова привозила новые оригинальные танцы, открывая для узбекистанцев культуру той страны, где побывала на гастролях. Большие заслуги Галии Измайловой в развитии национальной культуры и искусства были достойно оценены государством. Народная артистка Узбекистана, СССР, была удостоена государственной премии, награждена медалью «Шухрат» и орденами «Мехнат шухрати» и «Дустлик». Накануне столетнего юбилея любимой и почитаемой артистки 10.02.2023 Государственная академия хореографии Узбекистана провела для студентов и профессорско-преподавательского состава памятно-образовательное мероприятие, которое открыл ректор Государственной академии хореографии Узбекистана Шухрат Махмутович Тохтасимов рассказом о творчестве Галии Измайловой и необходимости изучения её творческого наследия. Далее был показан видеоматериал автора этих строк, в котором были показаны наиболее яркие эпизоды творческой деятельности великой артистки, а также интервью с преподавателями академии, непосредственно работавших с Галиёй Баязитовной Измайловой. В заключение был показан документальный фильм «Танец длинною в жизнь», предоставленный режиссёром Алишером Мадрахимовым специально для Государственной академии хореографии Узбекистана. Для зрителей, почитателей первой прима-балерины Узбекистана, Государственная академия хореографии Узбекистана весной покажет отчётный концерт, посвящённый жизни и творчеству Галии Измайловой. В столетний юбилей 12.02.2023 первой прима-балерины Узбекистана Галии Измайловой в Государственном академическом Большом театре оперы и балета имени Алишера Навои состоялся спектакль «Дон Кихот» в котором Галия Измайлова запомнилась исполнением яркого темпераментного и жизнерадостного образа Китри. Е.А. Кари-Якубова, преподаватель кафедры «Теория и история искусств» Государственной академии хореографии Узбекистана
|
|