Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.02.2023 / 10:26:06
В Ташкенте с большим успехом проходят премьерные показы трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет"Постановка осуществлена в Государственном Академическом Русском Драматическом театре Узбекистана Это одна из самых известных и знаменитых пьес в мировой драматургии, написана Шекспиром в 1600—1601 годах. В ней 4042 строки и 29 551 слово. Место действия пьесы — Дания, где принц Гамлет мстит своему дяде Клавдию за убийство отца, совершённое с расчётом занять престол и жениться на его матери - Гертруде. Эта трагедия о принце датском самое популярное произведение Шекспира, который вошел в мировую историю, как величайший англоязычный писатель и один из лучших драматургов мира. Дошедшие до нас работы, включая написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Его пьесы переведены на все основные языки мира. Величайшее восхождение Шекспира на творческий олимп началась между 1585 и 1592 годами, когда он переехал в Лондон. Вскоре он стал успешным актёром, драматургом, а также совладельцем театральной компании «Слуги короля». Около 1613 года, в возрасте 48 лет он вернулся в родной Стратфорд, где умер через три года. Большинство работ Шекспира написано в период с 1589 по 1613 годы. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых Шекспир также добился значительных успехов. Затем в его творчестве настал период создания трагедий, включающих в себя известные в мире «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет». Произведения Шекспира остаются популярными и в наши дни, они изучаются и переосмысливаются в соответствии с политическими и культурными традициями в разных странах. Когда, по приглашению заместителя директора театра Алиджона Андакулова, мы пришли с моим коллегой Луизой Махмудовой на спектакль, зал был уже полон. Так было и днем раньше, когда впервые показали «Гамлета». Ташкентцы любят театр, особенно когда есть возможность увидеть что-то очень важное и очень нужное. А тут просто мечта, увидеть шекспировского Гамлета, вновь окунуться в поистине невероятные коллизии прошлых веков, когда выплескиваются наружу самые худшие человеческие пороки, где в борьбе за власть совершаются, одно за другим, ужасные преступления. Вместе со всеми мы ждали, как же будут разворачиваться события на сцене, как будет раскрываться тема поистине невероятной человеческой трагедии...Теперь, можно сказать, что наши ожидания оправдались. Мы увидели яркий, запоминающийся спектакль и сделано это на самом современном, высоком творческом уровне, благодаря великолепному замыслу главного режиссера театра, режиссера-постановщика трагедии «Гамлет», Заслуженного артиста Узбекистана Валихана Умарова. Когда в перерыве мы спросили у него почему Шекспир, почему он именно сейчас взялся за постановку этой трагедии мы получили следующий убедительный ответ: - «Гамлет» это такая пьеса, которая не во все времена появлялась на сцене. Я думаю, что сейчас такое время, когда «Гамлет» нужен, чтобы получить ответы на какие-то важные вопросы жизни. В пьесе отражено очень сложное время и в мире тоже сейчас очень сложно. Вопрос «быть или не быть» сегодня очень актуален. Потому образ Гамлета так важен. И вторая причина - у меня, как главного режиссера, была задача взять в работу драматургию высокого уровня, чтобы дать возможность актерам пойти дальше в своих творческих устремлениях. В такой работе оттачивается мастерство актеров. Поэтому, я думаю, что мы правильно сделали, взявшись за такие сложные вопросы. В любом случае это сейчас нужная пьеса, нужная для всех нас. - Чувствуется, что актерский состав вас правильно понял и работает с большой отдачей. - Да, это так. А потом такой материал не может никого оставить равнодушным. Шекспир ведь гений, гений! - Он вечен. - Да, он вечен. - И наверно уже есть и другой, не менее значимый проект? - Да, это именно так. Близится 90-летие театра и поэтому мы должны встретить его достойно. Все, что сделано режиссером хорошо дополняется сценическим решением, найденным художником-постановщиком Сергеем Черновым, чтобы отразить то время, ту атмосферу, которая царила в то время. Следует отдельно сказать об игре исполнителей главных ролей и прежде всего Ивана Ненашева - принца датского, поистине бесстрашного Гамлета, сына прежнего и племянника нынешнего короля. С самого начала спектакля он привлекает зрителей своей отличной игрой, умением донести до зрителя силу шекспировского слова, его правоту. Все, что он говорит, далее подтверждается. В конце спектакля один за другим погибают главный королевский советник Полоний (С.Шамсутдинов, во втором составе И. Бухаидзе), сходит с ума и погибает его возлюбленная Офелия (А.Пенькова, в дубле Д.Рузметова, Х.Бахретдинова), королева датская Гертруда (Е.Белова, во втором составе С.Кремчанинова), Лаэрт (Ю.Антипин, во втором составе Ш.Исмаилов), король датский Клавдий (О.Галахов) и сам Гамлет. Когда я читал и просматривал материалы о пьесе «Гамлет», в образовательном журнале «Сезоны года» мне повстречался очень интересный небольшой анализ произведения В. Шекспира. В нем , в частности, говорится: - Драматургия XVI – XVII веков являлась неотъемлемой и, возможно, самой важной частью литературы того времени. Этот вид литературного творчества был наиболее близок и понятен широким массам, был зрелищем, позволявшим донести до зрителя чувства и мысли автора. Одним из самых ярких представителей драматургии того времени, которого читают и перечитывают до нашего времени, ставят спектакли по его произведениям, анализируют философские концепции, является Уильям Шекспир. Гениальность английского поэта, актёра и драматурга заключается в умении показать реалии жизни, проникнуть в душу каждого зрителя, найти в ней отклик на свои философские утверждения через чувства знакомые каждому человеку. Театральное действие того времени происходило на помосте посреди площади, актёры по ходу пьесы могли спускаться в «зал». Зритель становился, как бы, участником всего происходившего. В наше время такой эффект присутствия недостижим даже при использовании 3d технологий. Тем большее значение в театре получало слово автора, язык и стиль произведения. Талант Шекспира проявляется во многом в его языковой манере подачи сюжета. Простой и несколько витиеватый, он отличается от языка улиц, позволял зрителю подняться над повседневностью, встать на некоторое время вровень с персонажами пьесы, людьми высшего сословия. И гениальность подтверждается тем, что это не утратило своё значение и в более поздние времена – мы получаем возможность стать на некоторое время соучастниками событий средневековой Европы. Думается, к тому, что мы видели в этом спектакле на ташкентской сцене, это очень хорошее дополнение.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|