А ещё всё время звонит колокол!? И опутаны наши дома - от чердаков и «до самых, до окраин» бикфордовыми шнурами!? И газеты, газеты, газеты (читайте: «новости, слухи, сплетни»)… ну разве только для «крайней нужды»!? Эти и многие другие - проклятые современностью вопросы были заданы постановщиками на сдаче спектакля «Бидерман и поджигатели» М.Фриша в театре-студии им. Б. Юлдашева «Дийдор» 24 февраля 2023 г. Прежде всего режиссером этого трагифарса - Барзу Абдураззаковым.
Не буду пересказывать сюжет пьесы и биографию драматурга, оставив это занятие тем умелым театральным критикам и бойким рецензентам, кто более дружен с Википедией. Остановлюсь на своих впечатлениях. Очень актуально. Прямо про нас. Бидерманов и Бидерманш. Бидердочек и Бидерсыновей. Бидерсоседей. Импровизационно-стремительно сыгранное актёрами- немногочисленными персонажами и сдержанно и личностно переданное Рассказчиком – Анваром Хамрокуловым.
И тут дело даже не в перенесении места действия в среднеазиатский быт, а про время. Одно на всех. Вообще одно. Закольцованное, крутящееся пошлым мотивчиком винилового регтайма. Вернее того, - бегущее по кругу, как в цирке, из которого Поджигатель Джурабека Арзиева попадает в дом обычного, узнаваемого и понятного нам всем обывателя, Бидермана – Фархода Абдуллаева. И начинает шаг за шагом, звук за звуком, взгляд за взглядом завладевать этим мирком бюргерских газет, еды и разговоров. Всеми «Страхами и отчаяниями Очередной Империи». Которая, кстати если и сопротивляется, то очень …опереточно, что ли.
И дело не в том, что Поджигатель невероятно … Нет не то слово… Фантастически умело…Уже теплее…Гениально ловко, вот! Гениально ловко завоёвывает себе место под абажуром , за столом и в жизни Бидермана, виртуозно играя на слабых, сильных – на всех чувствах хозяина дома. Целый каскад эмоций, ужимок, интонаций и ещё того, чему не могу подобрать слова, потому что они блеклы, обрушивается на голову жертвы. А всё дело в том, что она, эта Империя, беспомощно, без единого выстрела, без первой крови тут же капитулирует, сдувается, исчезает на наших картах. Сдаётся, даже не попытавшись что-то предпринять для защиты города от роковых Поджигателей. И при этом кормит. И отдаёт чердак для проживания, сама готовая терпеть шум и неудобства. А главное – соглашается, боится, слушается и не вызывает полицию и пожарных. И становится от этого соучастником будущей трагедии. И сам хозяин, и его невольные подельники. Вечно трясущаяся от страха Жена – убедительная и бесстрашно фарсовая Хуршида Арабшоева. И Дочь, вначале имеющая еще свой голос, но потом подмятая и обезличенная , точная в любых мелочах и выразительная в любых оценках событий Ирода Касымова. И этот чужой с улицы, несчастный борец из сгоревшего цирка, которого просто захотели пожалеть и приютить, накормить, напоить… буквально начинает командовать своим парадом-алле.
Он, бесспорно талантливый во всем, от высоких, трибунных речей до животного чревоугодия, прямо на наших глазах перерождается, рождается, вырождаясь в своей циничной простоте и обезоруживающей наглости. Сам становиться Хозяином дома, вместо Бидермана. Толстой и мерзкой вершиной пищевой и социальной цепочек. И уже на этих, новых правах приглашает Второго Поджигателя в уже свой мир. (К слову сказать удачно и выразительно организованный сценографом Доно Ганиевой и художником по костюмам Севарой Зуннуновой). Пусть даже и на чердак, на который ещё и взобраться надо. Но там, на чердаке, среди старых книг, ненужных вещей и прочего хлама даже лучше. Удобнее растягивать тот самый бикфордов шнур среди канистр и бочек с тем самым 91-ым бензином под те самые слухи и страхи бывшего хозяина бывшего дома. Бывшего Бидермана. И здесь тон задаёт уже второй Поджигатель. Умный. Расчётливый. Волевой. Харизматичный герой, увы, нашего времени. Такой, какому хочется с первого слова верить и беспрекословно подчиняться. Юлдуз Раджабова в этой роли пугающе убедительна и зловеще обаятельна. Резкие жесты, акцентированный взгляд безжалостных глаз, безапелляционный тон и еще множество точно найденных, но при этом живых, реакциях и проявлениях образа.
И потом уже не спрашивайте, по ком звонил весь спектакль колокол. И один раз пугающе выла пожарная сирена. И долго и искренне хлопали как- то враз опечаленные зрители. По мягкотелому и недалёкому Бидерману? По его трусливой Жене и его нерешительной Дочке? По теням «забытых предков» - погибших или погибающих соседей, в эпизоде с Зафаром Кутлимуродовым и Эльмирой Ибрагимовой. Даже по этим двум вероломным Поджигателям? Не хотелось бы думать, что по нам. Ещё не по нам…
P.S. А может так и надо? А может они-мы-все, Бидерманцы, заслужили этот огонь? Потому что молчали, там, где надо было кричать. Потому что пели, там, где надо было драться. Потому что не помогали соседям, думая отсидеться в своём мирке. Думаю, Барзу Абдураззоков точно знает ответы на эти вопросы. И актёры «Дийдора» уже знают. И зрители, если придут на трагифарс «Бидерман и поджигатели» по М.Фришу тоже могут узнать. Главное успеть. И здесь многое зависит уже от длины бикфордова шнура…
Александр Кудрявцев