Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.03.2023 / 17:06:19
К 90-летию ГАРДТ Узбекистана. "Они создавали наш театр"Всю свою сознательную жизнь я жил и живу театром, и сегодня призываю на помощь память – счастливые мгновения, пережитые не однажды в театре. Разумеется, очень сложно рассказать обо всем, но выбраны те счастливые мгновения, которые остались в памяти на всю оставшуюся жизнь. Пусть эти воспоминания помогут воскресить незабываемые впечатления, связанные с именами выдающихся актеров Ташкентского русского академического театра драмы им. А. М. Горького на протяжении всех 90-лет его истории. Мы живы, пока мы помним тех, кто нам дорог. А.М. Шестаков А. М., народный артист Узбекистана, (1889-1958 г. г.) «Они были первыми». Девяносто восемь ролей на сцене Ташкентского русского драматического театра им. Горького сыграл А. М. Шестаков. Созданные им образы были отмечены внутренним беспокойством, взволнованностью. Разнообразие интонационного рисунка роли, выразительная мимика и пластика, мастерство перевоплощения определяли своеобразие творчества актера. Алексей Михайлович Шестаков с 1906 года выступал на сценах многих российских театров, а с 1934 года Шестаков – актер первой труппы Ташкентского русского драматического театра. Его сценическая судьба поразительно удачна: в том же, 1934 году, Алексей Шестаков с успехом сыграл роль Фамусова в спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова (режиссер-постановщик Простов Е. А.). Практически актер был много занят в спектаклях русского и мирового классического репертуара: «Борис Годунов» А. С. Пушкина (Пимен, 1935 г), «Враги» А. М. Горького (Захар, 1936 г.), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (Учитель музыки, 1936 г.), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Дудукин, 1937 г.), «Мещане» А. М. Горького (Бессеменов, 1938 г.), «Дети Ванюшина» С. А. Найденова (Ванюшин, 1938 г.), «Последние» А. М. Горького (Яков, 1939 г.), «Мачеха» О. Бальзака (Вернон, 1940 г.), «Много шума из ничего» У. Шекспира (Отец Франциск, 1941 г.), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (Толбот, 1941 г.), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (Крутицкий, 1943 г.), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (Серебряков, 1944 г.) и многие другие спектакли. Ровно через десять лет(1944 г.), Алексей Шестаков вновь создает образ Фамусова в спектакле «Горе от ума», режиссер-постановщик Н. В. Ладыгин. Работая над образом, Шестаков, прежде всего, стремился найти стержень, вокруг которого должно развиваться действие. Его Фамусов, по высказыванию критики, не был аристократом, он сам вышел из молчаливых, год за годом поднимаясь по ступенькам служебной лестницы, выбился «в люди». Актер раскрывал в своем герое черты не только крепостника, самодура, но подхалима, заискивающего перед Скалозубом, Хлестовой и приходящего в ужас при одной мысли: «А что скажет графиня Марья Алексевна?»… У А. Шестакова всегда была тяга к образам крупных, значительных очертаний, блеск формы, культура слова – вот, собственно, черты, объединяющие актера с другими исполнителями в спектаклях Ташкентского русского драматического театра. Приглашая А. М. Шестакова, художественный руководитель театра В. А. Чиркин видел в нем, прежде всего, актера классического репертуара. Так и случилось. Актер пропустил через собственную биографию, собственную судьбу образы классического наследия – это Ляпкин-Тяпкин («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1945 г.), Вишневский («Доходное место» А. Н. Островского, 1947 г.), Людовико («Собака на сене» Лопе де Вега, 1948 г.), Рикардо («Забавный случай» К. Гольдони, 1948 г.), Самуэль де Сильва («УриэльАкоста» К. Гуцкова, 1949 г.), Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1949 г.), Винченцио («Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1950 г.), Стародум («Недоросль» Д. Фонвизина, 1952 г.), Гаев (Вишневый сад» А. П. Чехова, 1954 г.), Дудукин («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1955 г.) и многие другие образы. Зрелым мастером, сознавая власть театральных преданий, Алексей Шестаков выходил на сцену в образе Гаева в спектакле «Вишневый сад» А. П. Чехова. Мы увидели разорившегося помещика, «проевшего состояние на леденцах», ведущего праздный образ жизни. Актер создавал характер добродушного, разговорчивого, красноречивого, непрактичного человека. Натура его, по большей части, мечтательная, бездеятельная. Гаев у Шестакова – идеалист и романтик, он артистичен и искренен.
Владимир Островский, заведующий литературной частью ГАРДТ Узбекистана
|
|