Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
05.09.2023 / 11:43:16

Российская "Режиссерская лаборатория" в Молодежке. Как эскизы перерастают в спектакли🎭


В конце августа Государственный Молодежный театр Узбекистана принял участие в “Режиссерской лаборатории”. Это проект Центра поддержки русского театра за рубежом Союза театральных деятелей РФ. В ходе работы было подготовлено три эскиза спектаклей, два из которых выбраны для дальнейшей работы и их превращения в полноценные спектакли. В интервью PLOV.PRESS участники проекта поделились идеями, на которых основан проект.

Хотелось бы сразу отметить то, что вот уже второй год, как здание театра закрыто на ремонт и это, конечно, создает массу неудобств не только всему коллективу театра, но и зрителям, которые скучают по нему.  Несмотря на такую проблему, труппа театра ведет активную работу — гастролирует, принимает участие в различных фестивалях, международных проектах. Так, в июне “Молодежный” принял участие в Фестивале  русских зарубежных театров, который прошел на площадке Русского драматического театра “Мастеровые” в Набережных Челнах РФ и представил свой спектакль ”На бойком месте” по пьесе Александра Островского.

После этого путь театра лежал в Казань и в Чебоксары в рамках “Больших гастролей”, организованных Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры “РОСКОНЦЕРТ” согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.

В рамках направления “Ведущие театры”, Государственный Молодежный театр Узбекистана на сценических площадках Татарского Государственного Академического театра имени Камала и Чувашского государственного ордена дружбы народов театра юного зрителя имени Сеспеля представил спектакли “Сны Гамлета” Нины Мазур и “На бойком месте”.

И вот теперь, “Режиссерская лаборатория”, которая подразумевает под собой командировку трех режиссеров и руководителя Центра для работы над тремя разными эскизами спектаклей с артистами театра. В конце лаборатории руководство театра проводит открытый показ эскизов и решает, какой из них наиболее подходит репертуарной политике театра. В этот раз по итогам Лаборатории, Художественный совет театра выбрал не один, а сразу два эскиза. Но обо всем по порядку.

   

Сегодня театр работает не на своей территории, свою площадку для работы над проектом труппе предоставил Государственный академический русский драматический театр Узбекистана.

Подробно о том, что такое “Режиссерская лаборатория” и как она работает, нам рассказал руководитель отдела реализации творческих программ Союза театральных деятелей РФ и руководитель Центра поддержки русского театра за рубежом Константин Горин.

   

—  Наш Центр поддержки работает с момента распада СССР и в основном мы работаем со странами СНГ, так как именно с этой целью и создавался Центр — поддержать русские театры за рубежом. У нас есть два направления деятельности — это командировки специалистов, которые необходимы театрам (по сценической речи, актерскому мастерству и т. д), и “Режиссерская лаборатория”. Работает это так. В начале года мы принимаем заявки от театров и из них выбираем два-три театра, куда мы едем и проводим “Режиссерскую лабораторию”.

Это работа достаточно короткая — всего одна неделя, с учетом дней прилета и отлета. В ходе работы мы создаем эскиз спектакля, что именно это будет — отрывок из пьесы или вся пьеса, сокращенная до состояния эскиза, — решает сам режиссер. Материал для работы отбирается при непосредственном запросе от руководства театра.

После подготовки всех эскизов руководство выбирает один, наиболее подходящий для репертуара театра и в следующем календарном году также при поддержке СТД РФ создается уже спектакль, который затем войдет в репертуар театра и будет жить своей жизнью.

 

Почему необходим такой проект как режиссерская лаборатория. Это нехватка режиссеров в театрах или здесь другая причина?

—  Вообще “Режиссерская лаборатория” не подразумевает что мы учим именно режиссеров. Она подразумевает создание чего-то за довольно сжатые сроки. И наша работа заключается в том, что режиссер, в данном случае имеется в виду приглашенный, делает с труппой театра эскиз, показывает его руководству театра, которое и принимает решение делать из него спектакль или нет. Но работа Лаборатории нужна не потому, что нет режиссеров, наоборот, они есть, и немало очень талантливых, а для обмена опытом. Любой театр, где бы он не находился, он не должен застаиваться, в него должны приходить какие-то новые люди, происходить какой-то процесс, и театр не должен закрываться и существовать внутри себя. Он должен удивлять, развиваться и продолжать двигаться вперед. И все это помогает делать Лаборатория — знакомиться с новыми именами, подходами к режиссуре, работе с актерами и материалом и т. д. 

 

Режиссер Яна Селезнёва (Москва):

— Я работала с театром над повестью А. Куприна “Поединок”. Хочу сказать, что у каждого режиссера всегда есть свои требования к труппе, то есть ты привыкаешь к каким-то определенным способам существования, которые требуешь от актеров. Поэтому может между моими требованиями и труппой есть какая-то дистанция, но в этом есть интерес и мы пытаемся найти какое-то общее решение. И хочу сказать, что все актеры очень яркие, активные, желающие работать, харизматичные, энергичные, и всю эту энергию мы пытаемся аккумулировать и придать ей определенную форму.

   

Конечно, классика всегда остается классикой. Но все же, как вы думаете, пойдет ли зритель на спектакль “Поединок” в постановке Государственного Молодежного театра Узбекистана?

—  Я думаю, что зрителю от 12+ и выше, интересующемуся театром и литературой, было бы интересно увидеть любое классическое произведение. Человек, который ходит в театр, любит театр, ему не так принципиально какое произведение, тем более если это классика, будет показано на сцене. 

 

Режиссер Мария Лычковская (Калининград):

— Мы работали над очень необычным проектом — у нас спектакль, созданный мной с нуля по письмам, воспоминаниям, произведениям Александра Сергеевича Пушкина, и по тому материалу, который был написан о нем. Конечно, мы не сможем показать все периоды жизни великого поэта. В нашем эскизе мы покажем два периода — лицейский и Петербургский период его жизни после лицея. Рабочее название спектакля “Пушкин жив”.

Хочу сказать, что я работаю с труппой уже не первый раз и у нас уже какая-то большая любовь. Приехав впервые в Ташкент, я чувствую себя здесь очень комфортно, как дома, и мне очень интересно работать с труппой театра. Несколько лет назад мы уже работали с “Молодежным” на базе театра-фестиваля “Балтийский дом” и в рамках Театральной олимпиады, которая проходила в 2019 году в Санкт-Петербурге, и создавали эскиз “Иванов” по произведению А. П. Чехова. 

В этот раз спектакль по Пушкину и это была просьба и предложение Молодежного театра. Но моим предложением стало показать биографический спектакль, то есть поговорить про неоднозначность Пушкина, о том, почему мы говорим, что “Пушкин жив”, показать его как человека со своим характером, со своими ошибками, победами, переживаниями и т. д. И наш спектакль даже нельзя вогнать в какие-то рамки жанра, он очень игровой. Мы играем в Пушкина.

Если говорить о временных рамках, то еще до приезда в Ташкент я провела большую работу по подготовке, мы активно общались онлайн, я говорила какие произведения необходимо прочитать, посмотреть, повторить и т. д. И у меня уже было какое-то видение этого эскиза, поэтому сейчас нам легко работать вместе, мы с актерами говорим на одном языке, и мы вместе строим эту историю.

— То есть вы не тот режиссер, который будет настаивать только на своей точке зрения?

— Я всегда за соавторство. Конечно, могу в своей голове представить что-то идеальное, но есть конкретный человек — актер, со своим телом, пластикой, душой, видением той или иной роли. Поэтому я должна исходить из того, что есть и давать актерам вносить свои предложения. 

Режиссер Егор Равинский (Москва):

 — Мы работали над эскизом по пьесе М. Рощина “Валентин и Валентина” и можно сказать, что все у нас строилось на импровизации.

Я не готовился заранее, и тем более у нас немного специфические условия работы (имею в виду то, что мы работаем не на сцене Молодежного театра), поэтому мы все сочиняем и придумываем на ходу, исходя из пространства, актеров и т. д. Но, хочу сказать, что такие проекты как режиссерская лаборатория — они очень нужны. Это очень продуктивная работа, своеобразный штурм, стресс и такая встряска полезна и для театров, это как обмен кровью, новые режиссеры, люди, идеи, актеры сталкиваются с разными взглядами на театр, способами игры. И такой опыт всегда полезен.

   

Что значит работа в Лаборатории для самого театра? Об этом рассказывает заведующая труппы Государственного Молодежного театра Узбекистана Анна Тренина:

— Мы не впервые принимаем участие в таком проекте. Первый раз был в 2018 году. Потом был перерыв из-за пандемии, и вот мы снова подали заявку и нам повезло, чему мы конечно же очень рады.

В проекте задействована вся труппа театра. Работа идет активно, актеры все очень заинтересованы, у всех горят глаза и им нравится то, что они делают. Все они разделены на группы и каждая группа работает над эскизом — это примерно 40 минут или 1 час, так как за 5 дней невозможно поставить полноценный спектакль. Эскиз — это что-то типа основы или сердцевины спектакля, в которой раскрывается основная его суть. И потом руководство театра решает, какой эскиз подойдет именно политике нашего театра и после выбора, на следующий год этот эскиз уже при помощи Центра поддержки русских театров за рубежом и Союза театральных деятелей превратится в полноценный спектакль.

Скажу, что те эскизы, которые привезли режиссеры — это тоже выбор театра. В первую очередь, мы, конечно, делаем упор на нашего зрителя, то есть хотим, чтобы постановка была интересна именно молодежи, но и в то же время затрагивала актуальные проблемы сегодняшнего дня, чтобы это была классика, актуальная во все времена, и чтобы в спектакле было задействовано как можно больше молодых актеров.

Сегодня в стране достаточно много молодых, а также опытных режиссеров, но вот такое сотрудничество, когда приезжают режиссеры из России, а может и из других стран, это всегда что-то новое, это другой взгляд, подход к работе и это замечательный опыт.

Ведь когда мы все время варимся в одной каше, то зритель уже наизусть знает стилистику наших спектаклей, а когда есть новые взгляды, предложения, подходы — все начинает двигаться, растет актерский потенциал, и это лучше и больше любых институтов. И здесь есть здоровая конкуренция, ведь каждый артист, задействованный в работе над эскизом, хочет чтобы именно этот эскиз стал спектаклем.  

Участие в этом проекте означает для нашего театра возможность выезжать на международные фестивали, это также общение с другими режиссерами, опыт для молодых, начинающих актеров, замечательна мобилизация всего коллектива, актерская реализация, ведь актер всегда должен быть в движении, в работе, расти и развиваться.

Как было отмечено, по итогам решения Худсовета театр выбрал два эскиза. Спектакль “Пушкин жив” будет поставлен в рамках проекта “Русские сезоны” уже осенью этого года. А в рамках “Режиссерской лаборатории” был отобран эскиз “Поединок”.

 

Источник: plov.press





Другие материалы рубрики

04.09.2023 / 10:43:11

"Другие Звери" и Human House представляют: вечер театральных экспериментов "ЗВЕРИ НА ЧЕМОДАНАХ"

Привет дорогим и любимым зрителям! "Другие Звери" с великим удовольствием возвращаются на сцену. Мы открываем наш третий(!) сезон сборником лучших номеров. Почему "Звери на чемоданах"? Ответ: эта программа уже скоро едет в Казахстан, где 2-3 октября наши артисты выйдут на сцену лучшего независимого театра Алматы "АРТиШОК". Далее...

02.09.2023 / 21:12:07

11 сентября театр "Ильхом" открывает сезон проектом "Тебе слово!", который помогает раскрыть ваши таланты.

Друзья, мы рады объявить, что 11 сентября мы открываем третий сезон "Тебе слово" - проекта, который помогает раскрыть миру ваши таланты! Далее...

02.09.2023 / 20:49:46

"Большой театр — мечта каждого артиста": как узбекские артисты готовятся выступать в Москве

10 сентября артисты Узбекистана выступят с балетом "Лазги. Танец души и любви" на исторической сцене Большого театра в Москве. Далее...

01.09.2023 / 08:13:27

1 сентября 2023 г. Государственный академический русский драматический театр Узбекистана в честь 32-ой годовщины со дня Независимости Республики Узбекистан, на открытой площадке,

Перед главным фасадом театра представит для Вас литературно-музыкальную композицию, посвященную этому великому празднику. Далее...

29.08.2023 / 10:31:12

С 3 по 10 сентября Узбекистан ожидает марафон спектаклей Государственного академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова.

Гастроли пройдут при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Республики Узбекистан в рамках программы "Большие гастроли" Всероссийского гастрольно-концертного плана и Международного культурного проекта "Русские сезоны". Далее...





21.11.2024 / 10:37:13
19 ноября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце , в программе " Дней культуры Узбекистана в России" состоялся концерт "Вечер звёзд Узбекистана".
 
12.11.2024 / 13:21:06
Посольство Франции в Узбекистане пригласило на сольный концерт известного пианиста Оливье Мулена, посвященный 100-летию со дня смерти выдающегося композитора Габриэля Форе
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте