Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.01.2024 / 12:45:55
АЛЕКСЕЙ РОЗАНЦЕВ – АКТЕР-ТВОРЕЦК 90-летию Государственного академического русского драматического театра Узбекистана. Розанцев Алексей Павлович (1896 – 1989 г. г.) Заслуженный артист Узбекистана и России работал на сценических подмостках пятьдесят восемь лет. Ему удалось быть интересным во все периоды творчества, хотя менялись поколения, идеалы, приемы актерской игры. Дебютировал Розанцев в 1912 году, а с 1916 по 1922 г.г. играл на разных площадках города Москвы. С 1923 по 1931 г.г. - в театрах Рыбинска, Царицына (ныне Волгоград), Архангельска, Барнаула, Бийска, Красноярска. С 1932 по 1937 г.г. – Донбасс и снова Москва и Красноярск. Сценическая судьба актера была поразительно удачна: ранний дебют, с успехом сыгранные роли классического репертуара, зрительская любовь и работа с хорошими режиссерами- профессионалами. Но, волею судьбы, в 1938 году, по приглашению главного режиссера Ташкентского русского драматического театра имени А. М. Горького В. А. Чиркина, Алексей Розанцев принят в труппу театра. В. А. Чиркин работал над постановкой спектакля «Петр I - й» по произведению А. К. Толстого (1938 г.) и назначил А. П. Розанцева на роль Петра. Режиссер разглядел актера яркого темперамента, острой мысли, полноправного создателя образа. Розанцев – актер, который был наделен острым чувством современности. Чутко реагировал на нравственный климат действительности, атмосферу времени. Роли, сыгранные актером, объединяли его творческую личность: Егор Булычов («Егор Булычов и другие» А. М. горького, 1938 г.), Алексей («Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, 1939 г.), Иван Коломийцев («Последние», А. М. Горького,1939 г.), Непроходимов («Домик» В. Катаева, 1940 г.), Леонид («Машенька» А. Афиногенова, 1941 г.), Татаров («Нашествие» Л. Леонова, 1943 г.) и другие. С большим интересом я слушал фронтовые воспоминания Алексея Павловича. С 1942 года Розанцев в составе фронтовых бригад прошел по огненным дорогам Второй мировой войны. Что и говорить, в те суровые дни для воинов Советской Армии встречи с театральным искусством были большим праздником. Надо сказать, что Розанцев проявил себя на фронтах войны не только одаренным артистом, но и храбрым солдатом. Значительные образы созданы А. Розанцевым в спектаклях по произведениям русской и зарубежной классики – это: Князь Облонский (Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1939 г.), Телятев («Бешеные деньги» А. Н. Островского, 1940 г.), Вершинин («Три сестры « А. П. Чехова, 1941 г.), Лейстер («Мария Стюарт» Ф. Шиллера, 1941 г.), Жорож Данден («Одураченный муж» Ж.-Б. Мольера, 1958 г.), Курослепов («Горячее сердце» А. Н. Островского, 1959 г.) и другие. В спектакле «Горячее сердце» (режиссер-постановщик Ф. С. Шейн) с удивительной последовательностью и талантом был проведен принцип комического гротеска. Зрители вовлекались в бурный поток юмора и шаржа, и спектакль шел под неумолкающий смех зрительного зала. Шаржирован был образ купца Курослепова в исполнении А. Розанцева. Я хорошо помню сцену из спектакля, когда Курослепову постоянно чудилось, будто часы пробили пятнадцать, будто в этом месяце тридцать семь, или тридцать восемь дней... Розанцев чутко воспринял гротеск пьесы А. Н. Островского и необычайно щедро, совместно с режиссером, его разрабатывал. Яркое дарование А. П. Розанцева, так обогатившее исполнение «Горячего сердца», показывало нам великолепный ТЕАТР АКТЕРА. В 1957 году главный режиссер Ташкентского драматического театра Туркестанского военного округа Г. М. Полежаев приглашает А. Розанцева на исполнение главной роли в спектакле «Эзоп» («Лиса и виноград») по пьесе Фигейредо. Почему же выбор пал на Розанцева? Он – актер точной и тщательно прорисованной формы, нередко шел к существу от внешней характерности. Но характерность не заслоняла характера, а помогала его возникновению. И высокий профессионализм этого артиста не убивал в нем взволнованности и подлинной живости чувств. Все эти качества были необходимы для создания образа Эзопа. Режиссер Георгий Полежаев предложил нам произведение откровенно философское, борьбу идей, публичное столкновение мыслей. Совершая вместе с театром путешествие в глубь истории, в V – й век до нашей эры, мы тогда обнаружили там те же проблемы, которые пытались разрешить наши современники. Оказалось, что спор легендарного баснописца Эзопа с Ксанфом непосредственно задевал нас, потому что вопросы о смысле жизни и границах свободы человека относятся к категории бессмертных. Игра Розанцева была пронизана ироническим созерцанием. Я никогда не забуду финальный монолог Эзопа , его взгляд в пространство зрительного зала, когда он в качестве свободы выбирает смерть. Смерть для Эзопа - это завоевание, свидетельство неиссякаемой власти духа, доказательство силы человеческой личности… Театр вошел в жизнь Алексея Павловича Розанцева раз и навсегда. Он – редкий пример актера, который после достигнутых успехов в разных театрах страны постоянно возвращался к театральному тренажу, к каждодневным репетициям. Так продолжалась плодотворная работа Актера-творца.
Владимир Островский (продолжение следует…)
|
|