Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.02.2024 / 15:16:25
ПРАЗДНИК ИСТИНЫ ЧУВСТВ НА СЦЕНЕ ГАБТа им. А.НАВОИ. Новое обращение к опере "Богема"Когда на театральной сцене перед переполненным залом происходит истинное и живое раскрытие чувств, характеров, жизни героев – это в очередной раз вызывает активный отклик в душах зрителей, заполнивших зритепльный зал и доверительно воспринявших самозабвенное творчество постановщиков спектакля и талантливых исполнителей. Именно так, с истинным подъемом и предельной полнотой исполнительской энергетики состоялся в очередной раз 4 февраля на сцене Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои спектакль «БОГЕМА», уже заслуживший любовь и признание у взыскательных ташкентских почитателей оперного искусства. Эта замечательная опера Джакомо Пуччини поистине «соткана» из неподдельной искренности чувств, выраженных в прекрасной музыке, мелодичном пении и динамике действия на сцене. Полная энергии и правды взаимоотношений героев постановка Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима не только органично вскрывает всё богатство и разнообразие эмоций, заложенных в партитуре великого Пуччини. Но и насыщает каждый момент действия живыми нюансами и штрихами, позволяющими воспринять и события оперы, и правду раскрытия характеров героев в самом глубоком и полном их объеме и значении. Да и сам сюжет, повествующий о жизни молодых обитателей парижского Монмартра конца XIX века – не только правдив и органичен в своем звучании - , но и может предстать своеобразным предостережением через век с небольшим, прошедший после создания автором этой оперы. Всем молодым героям оперы – поэту Рудольфу, художнику Марселю, музыканту Шонару, философу Коллену, вышивальщице Мими, певице Мюзетте только предстоит выдержать все перипетии этой «богемной» жизни, полной не только легкомысленной весёлости, но и тяжких испытаний. Да, им предстоит – или преодолеть все препятствия и занять свои места в нишах жизни и творчества. Или – не выдержать непростоты этой жизни и стать оттесненными и от успеха, а подчас – и от самой жизни. В случайных обстоятельствах возникает любовь поэта Рудольфа и вышивальщицы Мими. Она предстает настоящей, светлой и истинной. Но… перипетии жизни ввергают героев и испытания. Мими тяжко больна – у нее чахотка. Рудольф искренне любит свою избранницу. Однако, привычная беспечность мешает ему осознать истинный масштаб жизненного испытания на прочность». И он… отпускает свою возлюбленную преодолевать это испытание в одиночку, будучи не в силах видеть ее страдания. А певица Мюзетта, любя художника Марселя, постоянно испытывает его чувства изощренными придирками и поиском предлогов к размолвкам. И только встреча с настоящей бедой резко меняет и жизнь, и психологию героев, но… спасти уходящую из жизни Мими они не в силах… Этот спектакль в различных исполнительских составах, как и с участием замечательных гостей-гастролеров – уже прочно укоренился в сознании ташкентского зрителя, и неизменно на каждом представлении дарит ему свежесть эмоций и энергии действия в исполнении талантливых и голосистых солистов. Но спектакль, о котором идет речь – стал особенным по многим причинам – и надолго запомнился публике, заполнившей в этот вечер зрительный зал нашего любимого театра. Одним из существенных залогов этой особенности стало то, что в этот вечер дирижировал «Богемой» один из ярких дирижеров России – Маэстро Михаил Синькевич, с которым ташкентцев уже знакомы по его блестящему выступлению на фестивале «Тошкент Бахори», когда маэстро проникновенно и с большим эмоциональным излучением продирижировал спектаклем «Тоска» с замечательными исполнителями –гостями. И в этот раз Маэстро Синькевич, проведя утонченную работу с солистами, хором и оркестром, раскрыл авторскую партитуру Пуччини в динамичном звучании, в контрастах, во всей полноте исполнительских красок. Высокопрофессионально, живо и убедительно выступили и все яркие исполнители спектакля – ведущие солисты нашей оперной труппы. Отмечу, что и спето, и прожито все было замечательно в гармонии синтетического впечатления от прекрасной работы каждого исполнителя. Народный артист Узбекистана Самандар Алимов представил своего Рудольфа и эмоциональным, и искренне любящим – но не свободным и от сомнений, и от нерешительности духа. В его взаимоотношениях и с друзьями, и со своей возлюбленной Мими раскрылась правда чувств – и сложная партия Рудольфа была исполнена в сочетании прекрасного вокала и выразительного сценического раскрытия образа. А Мими в обаятельном и истинно трагичном воплощении Маликой Номатовой предстала и хрупкой, ранимой – и невероятно сильной духом! Ее красивый голос в сочетании с тонким проживанием на сцене всей противоречивой судьбы Мими – покорил искренностью и умением прожить на сцене практически по законам непрерывности действия в каждый его момент. Художник Марсель в прекрасном исполнении Рахима Мирзакамалова предстал и ироничным, и цельным в своих чувствах, и старающимся помочь друзьям – и оказавшимся бессильным перед страшными испытаниями. Особо хочется отметить и образ певицы Мюзетты в ярком воплощении Эмине Джевдетовой. Активно несущая свое обаяние и красоту, она является истинной «царицей богемного Монмартра», где ею восхищается каждый. Из размолвок со своим возлюбленным Марселем она строит обаятельную игру «на грани» - но неизменно стремится вернуться к нему. А последняя сцена, когда она приводит в мансарду умирающую Мими – полностью и резко перестраивает всю ее душу – и она предстает несущей истинное добро и сострадание. По-своему хороши и характерны и остроумный музыкант Шонар Носира Юсупова, и вдумчивый и неторопливый философ Коллен в исполнении Джабраила Идрисова – и эти два талантливых исполнителя каждый по-своему расцвечивают черты и характеры «четверки друзей», воплощая и истинную дружбу, доброту, и открытости души. Нельзя не отметить и острохарактерный образ домовладельца Бенуа Шухрата Чориева – пришедшего за квартплатой к четырем друзьям, но в результате их остроумной выходки не получившего от них ничего и удалившегося восвояси в обществе сварливой жены. Да и богатый поклонник Мюзеттиы Советник Альциндор – Камолиддин Мухаммадиев - оказывается в странном положении, попав по прихоти Мюзетты в уличное кафе и предстает в остроте своей характерности, запоминаясь зрителем. Стоит отметить детальность режиссерской проработки каждого образа постановщиком Андреем Слонимом и органику каждого исполнителя, пропустившего замысел режиссера через свою индивидуальность. Вторая картина спектакля – это народная сцена, когда весь Монмартр празднует канун Рождества. Здесь очень важную роль играет хор, который не только выразительно и слаженно звучит, но и несет всю живую и и непосредственную нагрузку действия. Главный хормейстер, народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и хормейстер Наталья Куприянова провели здесь большую работу, раскрыв вокальные возможности хора во всей полноте. Динамично и живо живут персонажи хора в рисунке постановочного замысла. Очень помогает здесь и детская студия «Солнышко» (руководитель – Ольга Булгакова), юные артисты которой выразительно поют и динамично живут на сцене. Зрители горячо принимали каждый номер, а в финале устроили исполнителям, гостю-дирижеру и постановщику настоящую овацию. Стоит сказать и о том, что именно в дни подготовки этого спектакля вернулся к своему творчеству Андрей Евсеевич Слоним, который в начале января перенес хирургическую операцию – и весь артистический состав театра вместе со зрителями искренне радовался его возвращению в строй. Радуясь очередному успеху нашего любимого театра, не могу не отметить странность того факта, что впервые за много лет зрителям… не продавали программки с объявленным составом исполнителей и с изложением содержания спектакля. К сожалению, выбыла из строя и достаточно давно не работает и система синхронного перевода текста с языка итальянского оригинала на понятный большинству публики русский язык. Конечно, зрителю, тем более, группам, бывающим в оперном театре нечасто – было затруднительно воспринять содержание спектакля во всей его полноте. И постановщик спектакля вынужденно сделал перед началом пояснительную преамбулу к спектаклю, вкратце ознакомив зрителя и с особенностями спектакля, и с составом исполнителей. За эту инициативу он, несомненно, заслуживает нашей благодарности – но необходимо предпринять меры, чтобы эти проблемы были бы как можно скорее решены. Но, оставляя эти проблемы в сфере решения их руководством театра – хочу еще и еще раз отметить высокий творческий потенциал нашей оперной труппы, хора и симфонического оркестра нашего любимого театра. И несомненно – высокое мастерство замечательного гостя-дирижера Михаила Синькевича, особый профессионализм и полноту творческой отдачи режиссера-постановщика Андрея Слонима, руководителей хора и всех служителей технических цехов нашего театра, создавших для наших почитателей оперы в этот вечер подлинный праздник истины чувств на радость всем, кто смог его оценить и воспринять во всей полноте.
П.АХМЕДОВ, Фото Юрия Полянского
|
|