Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.03.2024 / 12:53:12
Главная партия Муяссар Раззаковой — служение искусству и родине (размышления к юбилею замечательного мастера оперы нашей страны)Муяссар РАЗЗАКОВА – ведущий, яркий и настоящий мастер оперного искусства Узбекистана. Много удивительного в ее судьбе и творческой биографии. Начиная с того, что днем ее рождения судьба выбрала 29 февраля – дату, которая, как известно, реально воплощается только раз в четыре года! И как раз в нынешнем году эта дата не менее удивительно совпала с юбилеем Муяссар Раззаковой – красивой и значительной «круглой датой». Зная Муяссар Раззакову ещё с ее студенческих лет, будучи по определённости знаковых событий судьбы ее наставником в сценической профессии с самых основ формирования ее личности – я, наверное, могу постараться достаточно легко осмыслить самые разные этапы ее творческого пути. Припоминается уже далекий 1987 год, когда будучи студенткой Ташкентской Государственной Консерватории она стала активно и плодотворно заниматься в оперной студии совершенствованием и развитием своего мастерства. В замечательном творческом тандеме с выдающимся дирижером, Народным артистом Узбекистана Абдугани Абдукаюмовым мы поставили в оперной студии Ташкентской консерватории оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». И Муяссар Разхзакова подготовила вм этом спектакле партию Розины, и весьма удачно исполнила ее в целом ряде спектаклей. Скажу с полной откровенностью, что М. РАЗЗАКОВА проявила себя как весьма пытливая и крайне перспективная молодая певица, методично осваивающая основы трудной профессии оперной певицы-актрисы. Её талант, вокальное и сценическое мастерство просматривались уже в этих первых серьёзных работах.
Освоившая вокальную школу двух выдающихся певиц Узбекистана, народных артисток, профессоров Розалинды ЛАУТ и Саодат КАБУЛОВОЙ – Муяссар РАЗЗАКОВА органично переплела в своем формировании ветвь своей родной узбекской культуры – и ветвь культуры мировой. И всю свою творческую жизнь остаётся верной сохранению и обогащению этих принципов. Стоит сказать и о том, что мало кто из певцов оказывается в состоянии органично совмещать академическую манеру вокала с совершенно иными принципами и традициями исполнения национальных опер. Муяссар Раззаковой это удается в самой полной и полноценной мере. Вслед за Розиной Муяссар подготовила и успешно исполнила в нашем студийном спектакле и партию Виолетты из «Травиаты» Джузеппе Верди – и этот образ тоже стал знаковым в ее исмполнительской палитре. Поступив в труппу ГАБТ имени А. Навои, М. РАЗЗАКОВА сразу заняла там ведущее положение, успешно исполнив и обогатив новыми красками многие главные и ответственные партии мирового репертуара и с успехом участвуя в специальных проектах по постановке спектаклей, впервые осуществлённых на узбекской сцене. Нельзя не отметить и ее особую роль в пропаганде великих образцов итальянской оперной культуры, в которых М.РАЗЗАКОВА зарекомендовала себя как глубоко индивидуальный и зрелый мастер международного уровня. В её репертуаре - самые ответственные оперные партии лирико-колоратурного сопрано – Виолетта, Джильда, Лючия, Розина, Адина и многие другие. Весьма самобытен и вклад певицы в раскрытие образов узбекских национальных оперных героинь – Дилором,Ойхон, Лейли… А память вновь рисует уже достаточно отдаленный 1992 год, где мне довелось к 80-летию выдающегося композитора и дирижера Мухтара Ашрафи осуществлять новую постановочную версию его оперы «Дилором». И здесь в образе главной героини оперы талант М. Раззаковой раскрылся с особой силой и богатством исполнительских штрихов. Трагический образ певицы Дилором, отстаивающей свое право на любовь к художнику Мони, воплотился М. Раззаковой утонченно,красиво – и в полном согласии с замыслом композитора. Здесь особо стоит отметить, насколько ярко и своеобразно проявила М.РАЗЗАКОВА свой талант в над новой версией оперы М. Ашрафи «Дилором», осуществлённой в 1992 году. . По словам многих очевидцев, и – в частности Народной артисткой СССР Саодат Кабуловой (первой блистательной исполнительницы партии Дилором!)) – М.РАЗЗАКОВА, безусловно, явилась самой яркой и утонченной исполнительницей этого образа. Не могу не упомянуть искреннего восхищения С.Кабуловой работой своей ученицы – она доверительно сказала после премьеры: «Знаешь, Муяссар – честно скажу, что у тебя Дилором получилась ещё ярче, чем у меня, ещё богаче в образных красках!». И такой отклик ведущего мастера, легенды нашей оперной сцены – поистине дорогого стоил! А в 1995-м году мне в творческом союзе с М. Раззаковой вновь довелось осуществлять интереснейший международный проект. Впервые поставленной в Узбекистане специально для М. Раззаковой мы осуществили постановку на языке оригинала выдающейся оперы Г. Доницетти «ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРМУР». Эта опера, невероятно красивая по музыке и вокально-сценической драмтургии – невероятно трудна технически. И на сценах мира образ Лючии воплощают выдающиеся мастера. Трудность воплощения этого образа – не только в невероятной сложности вокальной партии – но и в необходимости раскрыть переменчивые состояния души героини, беззаветно любящей Эдгара, но из-за родовых предрассудков ( как и в «Ромео и Джульетте»!) – не имеющей возможности найти с ним свое счастье. Убив накануне брачной ночи нелюбимого выскокородного жениха, за которого ее пытается выдать родной брат из политических соображений – несчастная Лючия лишается рассудка. И вот все эти сложнейшие изменения в ее жизни и состояниях духа необходимо вынести во всей полноте трагической энергетики. И плодотворный наш труд увенчался тем, что в образе Лючии мастерство и артистический темперамент М. РАЗЗАКОВОЙ блеснули новыми гранями. В сложнейшей партии главной героини М. РАЗЗАКОВА продемонстрировала и вокальное мастерство, и потенциал трагической актрисы, умело и тонко пропустившей через свою индивидуальность особенности замысла спектакля и образа. И произвела на почитателей оперы поистине выдающееся неизгладимое впечатление. Спектакль с её участием успешно идёт уже почти два с половиной десятилетия на сцене нашего театра. Образ Лючии и поныне считается одним из пиков вокально-сценического мастерства Муяссар Раззаковой. Обширный ряд ярких выступлений М. РАЗЗАКОВОЙ в спектакле «ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРМУР» подтвердило ее статус как поистине легендарной исполнительницы этого образа, украсило целый рял Международных фестивалей «ТОШКЕТ БАХОРИ». В этой партии певице довелось и с большим успехом выступить и на сцене театра оперы и балета ОДЕССЫ. Стоит упомянуть и о ярком образе Джильды в опере Дж. Верди «Риголетто», искрометном воплощении образа Розины в «Севильском Цирюльнике» Дж. Россини, о полном обаяния образе Адины в «Любовном напитке»№ Г. Доницетти. И среди этого яркого многообразия хочется особо оценить и ещё одну уникальную работу певицы в декабре 2008 года на сцене ГАБТ имени А. Навои в поставленной мною оперы Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА». Здесь Муяссар с прекрасным ощущением совершенно нового для неё стиля воплотила образ Марфы – исконно русской героини, наполнив его трогательностью, трагизмом и теплотой Подчеркнув особую красоту Марфы, ее духовное богатство, сияние души. И – обречённость… Ведь особенное, не схожее с привычным – пугает и настораживает. И люди стараются… избавиться от этой пугающей новизны. Во множестве ценнейших свойств Муяссар Раззаковой особо хочется отметить ее стремление к несению высот искусства самому широкому зрителю, к просветительству. По инициативе певицы были организованы и проведены многие красивые и необычные проектные акции, в которых мне также довелось быть автором композиции, режиссёром и ведущим. Это и яркие и своеобразные просветительские концерты М. РАЗЗАКОВОЙ по областям Узбекистана в первом десятилетии двухтысячных годов. Это – и блистательная акция с участием выдающихся мастеров мировой оперы Е. ОБРАЗЦОВОЙ и З. СОТКИЛАВОЙ при участии народного артиста Узбекистана Исмаила ДЖАЛИЛОВА. Это – замечательная дружба с Еленой Васильевной Образцовой, их прекрасные совместные выступления в последние годы земной жизни великой певицы. Это – концерт «Две золотые ветви оперы», где вместе с певицей на ташкентской сцене выступила мастер российской оперы, Народная артистка России Маквала КАСРАШВИЛИ. Это – и яркий ряд сольных бенефисных концертов и на сцене родного театра, и на других площадках Ташкента, включая и наш замечательный «Дворец Форумов». Большой резонанс вызвали и выступления её на различных зарубежных сценах – как в России, так и в дальнем зарубежье. Стоит особо оценить заметнейшую и крайне важную роль М. Раззаковой в пропаганде вновь создаваемых произведений виднейших композиторов Узбекистана – большинству из этих произведений своим ярким первым исполнением М. Раззакова дала «путевку в жизнь». С большим мастерством и вкусом исполняет Муяссар Раззакова и камерные произведения лучших композиторов Узбекистана. В этой истинной россыпи творческих достижений я хочу особо отметить блестяще воплощенный певицей романс Р. Абдуллаева «Согинч», в котором удается раскрыть красоту и большого мира – и человеческой души в нём… Здесь – и целый ряд её выступлений на ответственнейших правительственных мероприятиях страны. Здесь – и заслуженный перечень самых высоких почетных званий и правительственных наград – «Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана», кавалер многих орденов Узбекистана. Не отрицая существенности этих формальных высоких атрибутов признаний, возьму смелость утверждать, что одно из самых высоких и заслуженных ее званий – это ее жизненное и творческое имя – Муяссар Раззакова! Активна и педагогическая деятельность М. Раззаковой. Уже много лет она успешно возглавляет вокальную кафедру Государственной консерватории Узбекистана, являясь её профессором. Многолетний опыт плодотворной и яркой сценической оперно-исполнительской работы не только в нашей стране, но и далеко за её пределами позволяют ей применять свои достижения и на поприще вокальной педагогики. В настоящее время М .РАЗЗАКОВА, безусловно, является одним из самых ярких и ведущих мастеров оперного искусства Узбекистана, занимающая свою, ни с кем не делимую нишу в многогранной палитре искусств нашей Родины. Она – непременный участник всех важнейших правительственных акций и мероприятий, ведущая солистка ГАБТ имени А. Навои, председатель или член жюри многих международных и республиканских конкурсов, активный и энергичный общественный деятель. Плодотворно соединяя творческие устои родного Узбекистана с лучшими традициями мирового оперного театра – М. РАЗЗАКОВА, вне сомнения, - один из самых ярких лидеров оперного искусства Узбекистана, способствующая его новым достижениям на международном уровне. Не могу не отметить еще одного потрясающего свойства натуры М.Раззаковой. Это – несгибаемая твердость характера, бескомпромиссность, стремление добиваться самых ярких результатов. Многая лета Вам, дорогая Муяссар! Пусть Ваша прекрасная дата жизни и творчества станет залогом новых замыслов и их осуществлений. Здравия Вам, неутомимости воли – и новых достижений на своем прекрасном пути! Среди многих прекрасно воплощенных на сцене нашего театра партий оперных героинь, главная Ваша партия – беззаветное служение искусству и Родине!
Андрей СЛОНИМ, Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, Режиссёр-постановщик Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои
|
|