Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.04.2024 / 14:20:53
Украшением программы Международного фестиваля оперы и балета в ГАБТе им. А.Навои - "Тошкент бахори" стал показ оперы Джузеппе Верди "Риголетто"Первая премьера этой оперы на сцене ГАБТа в Ташкенте состоялась в 1970 году. Следующие постановки у нас были в 1998 и 2019 годах. И вот новое обращение к ней в 2024 году и снова большой успех. Потому о многом хочется сказать. Опера была задумана по мотивам пьесы великого французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). Но тогда она была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. Итальянское либретто было написано Франческо Мария Пьяве, сотрудничавшим с Джузеппе Верди много лет. По требованию цензуры исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле стал Риголетто. Первая премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Венеции. И вот до сих пор она востребована по всему миру, а в Ташкенте всегда пользуется неизменным успехом. Теперь обратимся к началу сюжета оперы. Бал во дворце герцога Мантуанского. Герцог ухаживает за графиней Чепрано, вызывая ревность её мужа. Шут Риголетто зло издевается над графом Чепрано и советует герцогу нынче же ночью похитить прелестную графиню; взбешённый Чепрано клянётся отомстить Риголетто. Веселье бала нарушается появлением графа Монтероне, который требует от герцога возвратить ему дочь. Шут глумится над Монтероне. Герцог приказывает заключить графа под стражу. Монтероне проклинает Герцога и Риголетто… И вот так, шаг за шагом разворачивается действие оперы и перед нами во всей красе предстают образы ее главных героев. И чего только не происходит потом на сцене, и рефреном неизменно звучит: «Сердце красавицы склонно к измене и перемене, как ветер мая...» в блистательном исполнении народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова в партии герцога Мантуанского. И надо сказать, что образ созданный им в опере запоминается надолго. Под стать ему и исполнительница поистине роковой парии Джильды, которую стремится соблазнить герцог… Тут надо отдать должное прекрасной певице из Грузии Марике Мачитиди. Она исполняет эту партию с большим вдохновения и , можно сказать, мастерски. Ради защиты своей любви она готова на все, даже погибнуть, если будет надо. Очень впечатляет и образ ее отца, шута Риголетто в исполнении народного артиста Азербайджана, приглашенного артиста из Германии , Эвеза Абдуллы. Запоминаются также образы созданные Кириллом Борчаниновым ( Спарафучиле), Анастасией Юдиной (Маддалена), Джабраилом Идрисовым (граф Монтероне), Мадины Базаровой (графиня Чепрано), Александром Полонским ( Маттео Борса) и другими участниками оперы. Следует отдельно сказать и о работе всей постановочной группы, которая привлекает оригинальностью сценического замысла (режиссер-постановщик Руслан Шеризданов, художник- сценограф Зубайдулло Батыров, художественный руководитель театра Абдулла Алимов). Они сделали все , чтобы это существенно дополняло сюжет оперы и по-своему его украшало. Зрители , можно сказать, все время были и под большим напряжением, и не менее большим впечатлением. А сколько потом было аплодисментов, сколько преподнесено букетов цветов… Посмотрите, что нам сказала одна из зрительниц.
ЗУХРА АШРАБОВА, член клуба «Интеллектуал» Высказываю свое восхищение и приношу огромную благодарность Большому театру оперы и балета имени Алишера Навои, а также организаторам фестиваля «Тошкент бахори» за доставленное удовольствие от прослушивания оперы Дж. Верди «Риголетто». Для меня это был самый настоящий праздник! Прекрасный театр, хорошо подготовленная публика, красивый зал и декорации, но главное - сама Опера! Заглавную партию Риголетто пел очень харизматичный артист, "соловей" , приглашенный артист из Германии, народный артист Азербайджана Эвез Абдулла, также я восхищена пением исполнительницы главной женской партии Джильды, грузинской певицы с чудесным голосом Марики Мачатидзе. Пели замечательно, голоса роскошные, удивительная пластика, натуральность действа! Артисты нашего театра тоже были не хуже, а исполнитель партии герцога, наш прекрасный певец Рамиз Усманов, все еще стоит перед моими глазами и поет в моей голове. Видно было также в зале , что публика истосковалась по высокому искусству. Кстати, мы хотели попасть на балет «Жизель» в программе фестиваля неделей раньше, и не нашли ни одного билета в кассе... Благодарю еще раз руководство театра, солистов, артистов, а также устроителей фестиваля. Желаю им больших творческих успехов, как можно больше вдохновения, дальнейшего признания и крепкого здоровья!
Еще одна из зрительниц, ЕЛЕНА ЗВЯГИНА А я шла специально, чтобы послушать и увидеть вживую звезду грузинской оперы Марику Мачатидзе. Она запомнилась мне еще по «Большой опере» российского канала Культура. Поразил тогда ее голос - богатый, сильный, гибкий (какой-то даже кокетливый), запомнилась и сама певица - видно было, что поёт как дышит, с наслаждением, живет в роли и получает от этого радость. И то, что я увидела сегодня не обмануло моих ожиданий. Несомненно, она очень талантлива и у нее еще впереди много творческих побед. И как великолепен был сегодня другой гость фестиваля -Эвен Абдулла. А как прекрасно звучали и дуэты, и ансамбли. И не открою секрета, сказав, что многие из ташкентских зрителей пришли бы на «Риголетто», просто чтобы услышать арию герцога в исполнении нашего любимого тенора Рамиза Усманова! Замечательный оперный вечер выдался в Ташкенте.
Интервью для сайта Культура Узбекистана
РАМИЗ УСМАНОВ, народный артист Узбекистана. директор ГАБТа им. А.Навои
- Что помогло вам, театру добиться такого высокого результата в показе оперы "Риголетто"? - Вы знаете, Борис Рахимович, когда у вас такие партнеры хорошие, которые рядом с вами отлично поют, это придает особые силы, особое настроение. Потому мы все старались чтобы спектакль прошел на самом высоком творческом уровне, вместе с приглашенными артистами. И еще нас вдохновляла отличная игра нашего симфонического оркестра под руководством нашего молодого дирижера Аъзамхона Ахмедова. Совсем недавно он прошел стажировку в Марьинском театре и мы уже видим результаты этого. Вы же знаете, что в театра оперы и балета всегда на самом первом месте должен быть оркестр, от которого так многое зависит, а потом уже солисты, артисты, режиссеры и декораторы. Когда в первый день фестиваля репетировали наши приглашенные гости сказали, что у нас замечательный оркестр и с ним приятно работать. В целом это была командная работа, отсюда были и результаты. Мы все очень дружно работали , потому добились большого успеха. Об этом можно говорить долго… В этот вечер, когда оркестр только заиграл увертюру к опере Верди, у нас уже появилось чувство особого вдохновения. А когда еще чувствуешь поддержку зрителей в зале, хочется работать с полной отдачей. - Фестиваль "Тошкент бахори" проходит на высшем творческом уровне. Что вы могли бы сказать о его предварительных итогах? - Мы к нему очень тщательно готовились, пригласили многих звезд мировой сцены. В самом начале, когда представляли балет «Лебединое озеро», в нем главную партию исполняла замечательная балерина и Германии, в нашем коллективе сразу признали, что это звезда первой величины. У ас много друзей в Европе, которые помогают нам приглашать таких артистов выступления которых становятся настоящими мастер-классами для наших молодых коллег. Это для нас главное! Чтобы приезжали не только для выступления и получения гонорара, а оставляли добрый след, делились своим опытом с нашими артистами, особенно с самыми молодыми. И это у нас получается. Театров особого уровня в мире осталось совсем немного. Это Ла Скала, Метрополитен опера, Вена штадс-опера, Берлин штадс-опера… У нас есть очень хорошие друзья в Европе, которые помогают нам приглашать в Ташкент самых лучших сегодня в мире исполнителей и это нам очень помогает работать успешно. Это помогает нашим молодым исполнителям не только потом успешно выступать , но и становиться звездами. Фестиваль в Ташкенте скоро завершается. Мы видим, что это стало событием в культурной жизни города , потому зрителей в театре каждый вечер очень много. И это все придает нам новые силы.
БОРИС АБАЕВ, Kultura.uz
Фото Юрия Полянского (ГАБТ)
|
|