Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.05.2024 / 18:10:50
Большим событием в культурной жизни нашей страны стал, завершившийся в столице Узбекистана , Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори".В полной мере ощущалось на заключительном Гала-концерте в ГАБТе им. А.Навои . Открывая его вступительным словом первый заместитель министра культуры Узбекистана Авазхон Таджиханов отметил, что в эти дни по инициативе министерства по всей стране проходят красочные фестивали, конкурсы и концерты.При этом была выражена искренняя благодарность всем участникам музыкального праздника «Тошкент бахори» за участие в нем и высказаны пожелания больших творческих успехов.
В самом деле, это были незабываемые дни для всех любителей и поклонников оперного и балетного искусства. Каждый вечер, начиная с 7 апреля с.г. , ко входу в ГАБТ Узбекистана им. А. Навои устремлялись очень многие ташкентцы, зарубежные гости. В фестивале в этот раз , вместе с узбекскими коллегами. принимали участие ведущие артисты оперы и балета , дирижеры из разных стран мира. В дни фестиваля мы имели счастье аплодировать артистам Мариинского и Большого театров, «Геликон-Оперы» и «Новой Оперы». Он начинался исполнением первой узбекской национальной комической оперы народного артиста Узбекистана, композитора Сулеймана Юдакова «Проделки Майсары», которая занимает особое место в национальном музыкальном наследии. Остроумная и находчивая героиня , которую зовут Майсара, искрометный юмор произведения и прекрасная музыка были по достоинству оценены публикой. А потом зрителям были представлены бесценные творения Джакомо Пуччини -«Богема», «Тоска», Джузеппе Верди -«Бал-маскарад», «Риголетто» «Травиата», балеты Петра Чайковского «Лебединое озеро» , Адольфа Адана «Жизель» , Педро Масканьи «Дама с камелиями» и другие. В фестивале принимали участие ведущие артисты оперы и балета, дирижеры из разных стран мира. Особенно впечатляло участие в спектаклях знаменитых солистов театров оперы и балета России, Германии, Грузии, Казахстана. Большое впечатление на публику производило участие в этих спектаклях артистов Мариинского и Большого театров, «Геликон-Оперы» и «Новой Оперы».
И вот заключительный Гала-концерт в зале Большого театра Узбекистана. Один номер сменяет другой и в зале все время звучат аплодисменты. Блестящее оформление сцены, вдумчивая и интересная работа режиссера Гала-концерта Андрея Слонима , отличное звучание Симфонического театра ГАБТа им.А. Навои под управлением главного дирижера театра Вячеслава Чернухо-Волича дают свои результаты и концерт становится все более впечатляющим. Берешь в руки довольно большую программу, смотришь на сцену, слушаешь выходящих на сцену артистов из разных городов мира и стран и думаешь, что это настоящий парад звезд и ты становишься его участником… Более того, при исполнении арии из оперетты Франца Легара «Джудитта» солистка Мариинского театра , лауреат международных конкурсов Оксана Шилова подходит к тебе сидящему в зале, приглашает на танец и ты при всем честном народе делаешь с ней несколько движений , преисполняешься к ней благодарности...А когда узнаешь, что сама она выходец из Алмалыка, хочется ей аплодировать снова и снова. Концерт был так интересен и по содержанию и по режиссерскому замыслу, что все взоры были устремлены к сцене, где одна звезда сменяла другую, снова и снова звучали любимые всеми нами арии, дуэты из дорогих всем нам произведений искусства. Очень были хороши в этой программе наши гости из других стран, Вячеслав Васильев, Юлия Никанорова, Зарина Алтынбаева, Глеб Перязев, Юлия Кан. Их мастерское исполнение шедевров мирового искусства доставляло зрителям истинное удовольствие и встречалось залом бурными аплодисментами. Самые добрые слова хотелось бы сказать и о наших артистах и оперы и балета . Они подхватывали творческую эстафету у зарубежных коллег и тоже пели, танцевали так, что это тоже был довольно высокий уровень исполнения и они весьма удачно вписывались в эту по-своему праздничную программу и тоже очень радовали публику. И тут стоит назвать имена певцов Рамиза Усманова , Джабраила Идрисова, Рустама Алимарданова, Носира Юсупова, Саиды Мамадалиевой , Дамира Рахманова, Бердишукура Гафурова , Малики Норматовой, Рустама Алимарданова , Кирилла Борчанинова, Умида Исраилова. Нисколько от них не отставали солисты балета Анастасия Кистанова, Абдугаффор Кучкаров, Джамшид Джурабеков, Эльмира Юсупова и Бекзод Акимбаев, Ширин Власенко и Тимур Юнусов.
Достойным финалом Гала-концерта стало исполнение «Застольной песни» из оперы Верди «Травиата» всеми его участниками.
Интервью для сайта Культура. Уз.
АНДРЕЙ СЛОНИМ, режиссер Гала -концерта
-Андрей Евсеевич, давайте начнем наш разговор с того, какое значение имеют такого рода фестивали, как «Тошкент бахори»...
- Такие значительные события, как VII Международный фестиваль «ТОШКЕНТ БАХОРИ» - необходимы не только для полноценной культурной жизни нашей страны. Но и для ещё более глубокого осознания того, насколько оперное и балетное искусство предстает перед всем миром как необычайно действенная сила «творческой дипломатии». Они поистине способствуют единению и сближению стран и народов в непростое время общемировой истории. Опера и балет раскрывают души и характеры людей в их устремлении к высокому искусству , в них во всей силе предстает величие любви, верности, преданности, самоотверженности во имя помощи ближним. Именно разнообразное творчество, раскрывшееся в истинном сплетении талантов и энергий и наших отечественных солистов, и прекрасных гостей, вне всякого сомнения, возвело наш фестиваль на такой высокий уровень . Несмотря на предельно сжатые сроки репетиций, происходил интереснейший процесс сплетения постановочных замыслов с особенностями приглашенных талантливых исполнителей. Каждый из спектаклей фестиваля предстал целостным и чётким по высокопрофессиональному выполнению вокально-сценических задач. В этом круге отмечу, что и в двух спектаклях фестиваля в моей постановке – «Богеме» и «Тоске» великого итальянского композитора Джакомо Пуччини - в работе и с гостями, и с нашими солистами удалось добиться особой органики проживания, убедительности раскрытия вокальных и действенных задач, и превращения спектакля в целостное действо, убеждающее каждым моментом своей жизни и излучения чувств.
- Что можете сказать по существу самого концерта, что способствовало его такому большому спеху?
- Что касается заключительного Гала-концерта, в котором я был режиссёром-постановщиком – то по нашему замыслу с его музыкальным руководителем и дирижёром Вячеславом Чернухо-Воличем (с недавних пор ставшим главным дирижером нашего театра) – этот Гала-концерт должен был стать театрализованным действом, в каждый момент отражающим непростую и разнообразную жизнь героев на сцене. Номера программы были подобраны весьма разнообразные и по стилю, и по жанру, и по манере воплощения. И в каждом из этих номеров хотелось раскрыть его особую правду в форме Театра и максимально выявить индивидуальность каждого исполнителя. Так, в тесном творческом контакте с талантливой гостьей из Казахстана Зариной Алтынбаевой мы постарались органично выстроить всю линию проживания Маргариты из «Фауста» Шарля Гуно в момент, когда она видит подложенную Мефистофелем шкатулку с драгоценностями и решается их примерить. И при этом и восторг от своего преображения, и тайную силу чар колдовских драгоценностей Маргарита в исполнении Зарины Алтынбаевой раскрыла в полной мере и убедила переполненный зал правдой своего проживания. С ней же и с нашим ведущим тенором Умидом Исроиловым мы выстроили и обаятельную сцену любовной игры сельской красавицы Адины с влюблённым в нее Неморино, в которой разные оттенки чувств сменялись и оттеняли друг друга, а остроумная игра Адины с ее обаятельным поклонником (включая и остроумный эпизод с яблоком!) – как и живые оценки и страстные чувства Неморино–Исроилова! – предстала истинно театральной и запоминающейся.
А с другой гостьей фестиваля – Юлией Кан из Республики Беларусь – мы поставили целую сценку на основе знаменитых куплетов Куклы Олимпии из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Здесь включиться в ансамбль любезно согласился и опытный солист театра Александр Полонский. В причудливом облике кукольного мастера Спаланцани (в этом фрагменте – бессловесного!) ему удалось создать гротесковый острохарактерный образ незадачливого создателя механической куклы, механизм которой постоянно нуждается в подзаводке. А сама Юлия Кан, привезенная им на тележке вместе с другими куклами его изготовления – выполнила цикл сложных вокально-сценических задач в образе механической куклы, выполняющей лишь заданные движения и поющей монотонную песенку с неимоверными верхними нотами.
- В программе было и немало очень приятных неожиданностей...
- Да, это так. В знаменитой Арии Джудитты из одноименной оперетты Франца Легара наша гостья из Мариинского театра Оксана Шилова свободно работала в зрительном зале, приглашая на обаятельный вальс некоторых зрителей прямо из зала. Конечно, это был в некотором виде экспромт, но он очень оживил и в еще большей степени «демократизировал» праздничную атмосферу этого вечера! Такая же работа была проделана и с большинством других номеров Гала-концерта , где в насыщении действенностью и в органичном подборе выразительной, образной и красивой проекционной сценографии (разработанной в плодотворном содружестве с Яном Милениным!) – весь концерт, к нашему счастью, предстал полноценным спектаклем своеобразной формы. На высоком уровне продемонстрировал свою работу и балет нашего театра, ярко выступив в разнохарактерных по стилю и жанру сценах – от лирического «Адажио» из «Лебединого озера», до выразительной сцены из «Кармен-сюиты», острохарактерного «Танца с барабанами» из «Баядерки» и увенчавшей концерт развернутой сценой «Половецких плясок» из «Князя Игоря». И приём был горячим, эмоциональным и искренним. Даже немалая продолжительность во времени ( более ТРЁХ часов) при высокопрофессиональном исполнении, блестящей дирижёрской работе с солистами, артистами балета, хором и оркестром маэстро Чернухо-Волича и выполнению всех постановочных и сценографических задач – сделали этот концерт весьма цельным, контрастным, динамичным и горячо принятым многочисленной публикой.
АЛЕКСАДР ОПИМАКС, атташе по вопросам культуры посольства Белоруссии в Узбекистане
- Как вам концерт , как нравится программа?
- Замечательный вечер, замечательные артисты выступают и сам концерт получился прекрасный. Выступают настоящие звезды оперного и балетного искусства из России, Белоруссии , Узбекистана, Казахстана и других стран. Я могу сказать, что это настоящий вечер друзей . Люди общаются здесь на понятном всеми языке музыки и танца. И это просто замечательно.
- Видно, что творческий коллектив театра хорошо подготовился к фестивалю и четко просматривается его высокий уровень работы, правда?
- Да, это так. И вообще за последние годы уровень театра значительно вырос и уровень подготовки к этому фестивалю заслуживает самой высокой оценки . Видно, что вложено очень много сил , приложено немало стараний для этого. И это отражается во всем. Потому и атмосфера в театре акая особенная, творческая.
ТАМАРА КЛИМОВА, зритель
- И я тоже могу сказать с удовольствием, что концерт получился замечательный. Мы видим на Гала-концерте прекрасное исполнение , все так стараются, и певцы и балет прекрасный мы здесь видим, надо сказать, что и оркестр великолепно звучит. Мы получаем больше удовольствие. Сама атмосфера вокруг привлекает , когда в оркестре настраивают инструменты и уже это так приятно слушать и как публика заходит , занимает свои места в зале… Это все так приятно. Фестиваль получился просто отличный. Спасибо нашему министерству культуры, самому театру. Они очень стараются, чтобы к нам приезжали такого высокого уровня артисты , все просто великолепно.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
фото Юрия Полянского (ГАБТ)
|
|