Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.06.2024 / 10:28:59
Театр в зеркале жизни Ташкента(к 90- летию Государственного Академического Русского Драматического Театра). Накануне 90- летия Государственный Русский Драматический Театр Ташкента переживает непростые времена. Как и любой юбиляр столь почтенного возраста, Театр с трепетом готовится к открытию нового сезона, переживает за успех ремонта здания, осматривает свои " слабые " места, и конечно работает над премьерой. На этот раз постановку осуществляет молодой талантливый режиссёр, приглашённый из Санкт-Петербурга Виктор Бугаков. Мы встретились с ним и задали несколько вопросов. Добрый день, уважаемый Виктор Евгеньевич. Рады Вам и с нетерпением ждем новой постановки. Расскажите, о чем пьеса и как идут репетиции? -Мы работаем над спектаклем «Сказки Мельпомены», это сценическая композиция по театральным рассказам А. П. Чехова и пьесе «Лебединая песня». Этот спектакль создаётся в рамках творческого проекта «Петербургские театральные мастерские» при участии ассоциации «Культурная инициатива» и Театра Балтийский Дом. Над спектаклем так же работают художник Антон Батанов и композитор Анатолий Файчук. -Вы, конечно, знакомы с историей русского театра на узбекской земле. Она насыщена многими событиями, историческими фактами и именами талантливых ташкентских артистов, ставших впоследствии знаменитыми и узнаваемым личностями. Но есть еще и другая, личная, ненаписанная история любви Ташкентского зрителя к Театру, его артистам, имена которых были у всех на слуху. Театральные постановки становились событием для культурной жизни города, были запоминающимися и давали пищу для размышлений, вовлекая нас, зрителей в общее действо. Эти незабываемые времена хранят в памяти ташкентские театралы, которые и сейчас могут назвать любимого артиста и его роли. Старожилы помнят И.Ледогорова, Р.Ткачука, В.Рецептера, Л.Грязнову, В.Вержбицкого. - Существуют ли какие-то традиции в театре сейчас? Разумеется, я очень рад этому проекту, рад возможности работать в Ташкенте, так как это действительно город с богатой театральной историей. И много наслышан о «Гамлете» Горьковского театра, принесшем известность Владимиру Рецептеру, о славной поре театра под руководством В. Гвоздкова, потом В. Шапиро, многое слышал я об уникальном «Ильхоме» Марка Вайля. Кстати, сейчас находясь здесь, в Ташкенте, я посмотрел некоторые их спектакли — это отличный театр, живой, умный, вкусный. Если говорить о традициях, то конечно, в работе с актёрами и цехами театра, ощущаешь преемственность, театральную культуру, хотя и вместе с тем ощущаются и суровые обстоятельства выживания, в которые брошен сегодня русский драматический театр. И вот ещё, кстати, о традициях - в спектакле, который мы репетируем, заняты Олег Анатольевич Васильев и Валерий Муратович Юлдашев, они ученики Давида Лазаревича Либуркина, который, в свою очередь, учился в ЛГИТМиКе у Александра Александровича Музиля, а это учитель моего мастера, Анатолия Аркадьевича Праудина. И интересное дело - я ощущаю в репетициях общность школы, языка. -Предпочтение какому жанру отдают обычно режиссёры? И как относитесь Вы к выбору нового сценария? -У разных режиссёров разные предпочтения. Для меня всегда выбор материала определяется вопросами «где?», «когда?» и «с кем?», т.е. материал должен совпасть с местом, отвечать сегодняшнему дню, и быть по зубам артистам. В нашем случае - Чехов, потому что это знаковое имя в русской культуре, он должен ставиться всегда, бесконечно, как Шекспир, горьковский театр — это остров русской культуры, ему необходимо иметь в репертуаре Чехова. Театральные рассказы, именно, потому что у театра скоро 90-летие, и здесь напрашивалась театральная тема. Ну, и в театре есть актёры, способные уловить чеховский юмор и чеховский драматизм. - Многие театралы вспоминают счастливые времена, когда в Ташкент в 70-80е годы 20 века приезжали на гастроли известные артисты театра на Таганке, Ленком, БДТ и многие другие. И как приятно было встретить наших ташкентских артистов в зрительном зале. -Несомненно, это большая актерская школа, когда люди одной профессии таким образом "впитывают» некоторые секреты мастерства. -Как Вы относитесь к актёрскому творчеству и заимствованию некоторых приёмов? -К актёрскому творчеству я отношусь замечательно, и считаю, что актёр — это не исполнительская профессия, а авторская. Очень радуюсь, когда актёр работает не по указке, предлагает, сочиняет спектакль вместе с тобой, становится соавтором — это самое ценное. Что касается заимствований - смотря что имеется в виду, если это попытка постичь внутреннюю технику своего кумира, то хорошо отношусь, если это пустое подражательство внешним приёмам - то плохо. Конечно, любого режиссёра привлекает индивидуальность артиста, его неповторимые черты. Точно также и зрителю интересна неповторимая личность актёра. Немаловажную роль играют и внешний вид артиста, но история знает случаи, когда артист покоряет своей игрой, талантом или внутренним обаянием. -Как происходит выбор актёра в Вашем случае? -Говорят, что верное распределение ролей -80% успеха. Я согласен с этим. Очень важно чтобы фактура и индивидуальность актёра совпали с персонажем. И важно, что персонаж — это не просто характер, персонаж ещё несёт собой некую тему, соотносящуюся с темой всего спектакля. И важно чтобы индивидуальность артиста отзывалась на эту тему. Режиссёр — это профессионал, отвечающий за драматургию спектакля. -Как выстраивается драматургия с Вашим участием? -Ну, здесь я выступаю не только, как режиссёр, но и как автор инсценировки. Нужно было превратить в единую композицию несколько разных произведений Чехова, это требует изобретательности. Проект ограничен короткими сроками, инсценировка писалась быстро, и сейчас, в репетициях, иногда становятся видны прорехи - и тогда мы что-то меняем, сокращаем, или наоборот дополняем. -Актёры- народ талантливый, но непредсказуемый. Известно много актёрских шуток, бытующих в народе. -Как шутят у Вас и имеют ли они продолжение в жизни? -Конечно мы шутим. В театре тотальный ремонт, за стенкой что-то пилят, колотят, реквизиторам, костюмерам и другим цехам приходится подолгу что-то искать, исхитряться, чтобы работать, потому что в связи с ремонтом всё лежит не на своих местах, а тут ещё жара на улице, и на сцене тоже душно! Но мы невзирая ни на что, отчаянно репетируем, потому что у проекта есть сроки и нам необходимо сдать спектакль 6 июля, и спасает нас в наших непростых обстоятельствах только юмор. Мы благодарим Вас за интересную беседу и от души желаем счастливого окончания ремонта и удачной премьеры! Очень надеемся, что Ташкент будет для Вас добрым воспоминанием.
Послужной список режиссёра, актёра, педагога Виктора Бугакова. Родился в 1989г. В 2013 окончил СПбГАТИ (актёрско-режиссёрская мастерская А.А. Праудина) Вместе с однокурсниками, сразу после выпуска, участвовал в создании и организации театра ЦЕХЪ, на основе принципов студийности, а также строительстве площадки для театра, в котором и по сей день трудится, как актёр и режиссёр. С 2018 г. актёр в труппе БДТ им. Г.А.Товстоногова. Так же сотрудничает с театрами «Балтийский дом», «Приют комедианта». Старший преподаватель кафедры режиссуры РГИСИ, преподаёт на режиссёрском курсе А.А. Праудина и на режиссёрском курсе А. А. Могучего. Педагог на актёрском курсе факультета искусств СПбГУ (мастерская С.Е. Фридлянда).
Беседу вела АННА ПАРСЕГОВА, МУЗЫКОВЕД
|
|