Очень скоро его увидят зрители и смогут оценить его по достоинству. Приглашенные на сдачу спектакля театральные критики , режиссеры и журналисты уже это сделали. Первая постановка в новом театральном сезоне оправдывает все ожидания и вот почему. Все увиденное на сцене в этот вечер позволяют мне со всей определенностью говорить об этом. Но сначала поговорим о содержании легендарного произведения Маркеса. Главным героем является патриарх некоего государства, название которого не фигурирует в книге. Он уже длительное время является главой государства, срок его нахождения на этой должности настолько велик, что не все жители помнят его имя.
Автор повествует об истории того, как Саракиас (предполагаемое имя патриарха) выполняет свои обязанности на этом высоком посту. А в спектакле его все называют просто генерал. Сразу становится ясно, как он засиделся на своем посту и принимает все более странные решения. При этом, с большой любовью Саракиас относится к своей матери и часто навещает ее . А она занимается раскраской птиц...
Далее мы видим на сцене , практически на протяжении всего этого действа , как в романе, как увлеченно артисты «Дийдора» , со знанием дела, представляют нелепые истории, легенды, случаи из жизни патриарха. Но отчетливо видно, что все они достаточно противоречивы и нелогичны. Такое впечатление, что автор умышленно рассказывает все это, чтобы читателя не удивляла некоторая абсурдность всего происходящего. Главный герой – генерал (актер Эгамберды Рахимов ) предстает перед зрителями настоящим деспотом. Об этом свидетельствуют многочисленные ситуации из его жизни, которые автор весьма красочно и интересно описывает, а актеры «Дийдора» демонстрируют на сцене. Одним из таких событий являлась инсценировка собственной смерти генералом. Пкак пишет Маркес, патриарху было любопытно узнать , что на самом деле думают люди о его персоне. Как оказалось, многие откровенно ненавидели патриарха, а его смерть стала настоящим освобождением. Узнав о таком положении дел, после своего воскрешения генерал жестоко расправился с теми, кто был недоволен его правлением.
Обращают на себя внимание и те моменты, когда главный герой развлекается со служанками, школьницами. Он не видит ничего предосудительного в подобных утехах, позволяя себе абсолютно все, на что хватит фантазии. И это все привлекает пристальное внимание благодаря очень хорошей, вдумчивой игре актеров «Дийдора» Зафара Кутлимуратова, Саламата Зарипбаева, Ироды Касымовой, Анастасии Пак.
- Я живу в Ташкенте уже два года и когда я впервые пришел в «Дийдор» увидел, что здесь совсем другой уровень исполнения и совсем другой код игры, - говорит режиссер спектакля Александр Патрушев.Когда я предложил в театре осуществить постановку этого спектакля мне неожиданно сказали, давай, действуй… Не зная узбекского языка, с помощью коллектива мы смогли передать то главное, что здесь заложено Маркесом.
Чему же учит данный роман? Главная тема этого произведения – одиночество. Патриарх глубоко одинокий человек в этом своем сумасшествии. Власть погубила его и превратила в настоящего тирана. На сцене это нашло довольно четкое отображение.
Об этом говорили на состоявшемся после спектакля обсуждении известный театровед Мухаббат Туляходжаева, зав.лит русского драматического театра Владимир Островский, моя коллега, журналист Гульчехра Файзиева и другие. Потом к их мнению присоединился и я сам в заключение отметив, что проделана хорошая работа и у новой постановки есть хорошее будущее. Как и в книге Маркесе, он учит многому, что особенно важно молодому поколению. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели многое сделано художественным руководителем спектакля и самого театра «Дийбор» Бабуром Юлдашевым.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz