Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.10.2019 / 19:38:29
"Самый счастливый день в жизни…"В минувший четверг 17 10 19 в «Медиа-холле» НАЭСМИ состоялся показ романтической мелодрамы VII Фестиваля европейского кино «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» о боксе и любви в Финляндии (Финляндия, Швеция, Германия, 2016). Язык оригинала – финский. Фильм шёл с субтитрами на русском языке. Фильм продолжительностью 1 час 32 мин смотрится на одном дыхании и вызывает ностальгические чувства по времени, когда молодые люди были неподкупными самоотверженными романтиками в спорте и в личной жизни. Если они даже терпели поражение на ринге, то не изменяли себе и выигрывали в честной схватке с личными ложными амбициями и фантазиями окружающих высокопоставленных чиновников, возлагавших на них большие эфемерные надежды и вкладывавших в их спортивную карьеру большие инвестиции ради конечного победного результата. Главные герои фильма Олли Мяки и его подруга Райя живут по принципу: «Неважно, чего от тебя ждут люди. Ищи своё счастье по-своему» - это главный лейтмотив фильма. Летом 1962 года Олли Мяки (Яркко Лахти), молодой финский боксёр по прозвищу «Пекарь из Коккола» (он, действительно, пекарь из городка Коккола), готовится к поединку за звание чемпиона мира в полулёгком весе. В Финляндию из Америки едет действующий чемпион Дейви Мур (Джон Боско-младший), На открытом стадионе в Хельсинки соберутся десятки тысяч болельщиков. Амбициозный тренер (Ээро Милонофф) нашёл щедрых спонсоров — в общем, всё, о чем можно только мечтать. Но Олли не очень-то доволен: вес не его (он привык в лёгком), всеобщее внимание его смущает, и, вообще, он неожиданно для себя влюбился. У финского боксёра Олли Мяки, однако, есть все шансы завоевать титул чемпиона мира в полулёгком весе. Он уже преодолел все неудачи, теперь спортсмену из провинциальной глубинки пророчат славу и богатство. Дело за малым: остается сконцентрироваться на решающем поединке, но на пути к триумфу появляется новое испытание — девушка Райя, в которую он влюбляется с первого взгляда. Олли Мяки всё же станет легендой спорта, но не благодаря победе и званию чемпиона мира, которое он так и не завоевал, проиграв американцу на чемпионате мира в Хельсинки 17 августа 1962 года. Олли Мяки — в некотором роде квинтэссенция нордического характера, его основное качество — скромность. Он приветливый, неглупый провинциальный парень, которому нравится бокс, и на велосипеде кататься под дождём, и искупаться в озере нагишом, и воздушный змей погонять, и смешливая девчонка с красивым голосом и обезоруживающей улыбкой, а Хельсинки он как-то не очень полюбил. И оказавшись под сумасшедшим давлением — за ним ходят с камерой, с ним беспрестанно «ручкаются» какие-то упыри, его снимают (прекрасная сцена) для рекламы, в него вкладывают огромные деньги, над ним нависает энергичный тренер, для которого это тоже шанс войти в историю, — Олли не то чтобы сдаётся, но как-то теряется. Это чудесный антидраматический момент: герой хочет победить, но не очень. Ему обещают «самый счастливый день», а он понимает, что вряд ли, и потом если что — людей подвести будет неловко, и вообще, скорее бы все это уже закончилось и можно было вернуться в свой провинциальный Коккола. Дейви Мур остался в истории: через полгода после описанных в «Дне» событий его в 29 лет убьют на ринге, и о нём напишет песню Боб Дилан. Олли Мяки, хотя и заслужил почётное место в летописи финского спорта, — не то чтобы большая знаменитость, зато он до сих пор жив и, насколько можно судить, счастлив; в фильме он уверенной походкой вместе с верной подругой жизни прошагает мимо артистов за пару минут до финальных титров. Предыстория создания фильма такова. В 2011 году режиссёр Юхо Куосманен попал в театр в Кокколе (Финляндия) на постановку о боксёре Олли Мяки. Так получилось, что среди зрителей в театре в тот вечер оказался и сам Мяки. По окончании спектакля директор театра Яркко Лахти сфотографировался с боксёром. Куосманен тогда сказал, что если когда-нибудь будет снимать фильм о Мяки, то пригласит Лахти на главную роль. Лахти принял это всерьёз, начал заниматься боксом и даже провёл несколько любительских боёв (причём, проиграл каждый), доказав таким образом, что, действительно, сможет сыграть Мяки. Зрители после просмотра киноленты единодушно аплодировали авторам фильма и отмечали, прежде всего, великолепную игру актёров: «Ни одного прокола». Эта справедливая оценка касалась актёров первого и второго плана. На протяжении всего действия мы наблюдаем тонко выверенные доверительные взаимоотношения тренера и боксёра; внутрисемейные разборки в съёмном доме тренера с его женой и, разумеется, чистая искренняя линия жизни двух влюблённых главных героев, понявших, что к ним впервые пришло настоящее глубокое чувство, дороже которого ничего нет на свете. Успеха у зрителей создателям фильма удалось достичь всеми доступными выразительными художественными средствами. Это не вполне ретро — хотя «День» для пущей аутентичности снят не только в чёрно-белом цвете, но еще и на любительскую 16-миллиметровую плёнку. И это не вполне спортивная драма, а скорее романтическая мелодрама — хотя трудно придумать более жанровый сюжет, чем подготовка спортсмена к решающему выступлению. Это фильм про любовь и сентиментальное, часто смешное, для большинства зрителей ностальгическое путешествие в финские 60-е из XXI века. В фильме режиссёр Юхо Куосманен рассказывает о реальных событиях вокруг конкретной судьбоносной даты - 17 августа 1962 года. Стилизация получилась достаточно убедительной: репортажная, с плеча съемка и другие приемы синема-верите в сочетании с устаревшей плёнкой делают «День» похожим на прогрессивное кино 60-х годов — не столько французское, сколько восточноевропейское. Картина сделана в романтическом стиле лучших чёрно-белых фильмов эпохи оттепели, которую наши зрители знают по советским отечественным шедеврам: «Нежность», «Влюблённые», «Я шагаю по Москве», «Печки-лавочки» и другим. Пленяет зрителей упоительный северный дизайн — машины, костюмы, мебель, дождливая погода. Плюс замечательно подходящая тому времени внешность двух главных героев — самого Олли и его возлюбленной Райи (Оона Айрола). Яркко Лахти с его простым, но не слишком, упрямым, но располагающим лицом без возраста отлично вписался бы в какой-нибудь фильм Шукшина. И очаровательная непосредственная Оона Айрола словно не играет, а живёт в кадре, любит бескорыстно, без претензий и целомудренно. Влюблённость главных героев показана изнутри – их внутренний диалог через подвижную мимику лица, вспыхнувший свет в глазах или лёгкую тень огорчения в уголках губ – никакого секса и чрезмерных надуманных страстей – всё по-европейски сдержанно, элегантно и глубоко. Режиссёр Юхо Куосманен, продюсер Jussi Lohijoki и актёры Яркко Лахти и Уна Айрола, сыгравшие главных персонажей, — уроженцы города Коккола. В качестве дома тренера Элиса Аска была использована квартира режиссёра Юхо Куосманена. Земляки, возможно, лучше с полуслова понимают друг друга, поэтому актёры так правдиво и согласованно проживают все перипетии тех давних событий. В конце фильма главные герои в исполнении Яркко Лахти и Уны Айрола идут в порт, гуляют по набережной и натыкаются на старика со старушкой. В роли последних выступили настоящие Олли Мяки и Raija Mäki. Главные герои, глядя на них, мечтают до старости сохранить свои свежие чувства и быть такими же счастливыми. Фильм заставляет зрителей вспомнить мудрое высказывание французского экзистенциалиста ХХ века Ж.-П. Сартра, считавшего, что сущность истины есть свобода. Полнометражный дебют Юхо Куосманена, получший приз в Каннах и победивший в восьми номинациях главной финской кинопремии «Юсси», — одна из самых очаровательных и жизнеутверждающих картин VII фестиваля европейского кино в Узбекистане.
Гуарик Багдасарова
|
|