Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.11.2020 / 11:19:57
Сергей Шакуров: "Кино - серьёзное визуальное искусство. Оно должно впечатлять"В преддверии кинофестиваля Patriki Film Festival Robb Report встретился с выдающимся актёром Сергеем Шакуровым, чтобы поговорить о том, как время не стоит на месте и как интересно и важно за ним успевать. -Расскажите про ваше отношение к Patriki Film Festival? Нужен ли такой фестиваль и какова его роль? -В программе фестиваля есть и рестроспектива, и современное кино. Вы много снимались и в советские времена, и в новой России. Скажите, в чём главные различия в подходе к кино тогда и сейчас? -А можно ли вообще качественно снять фильм в такие сжатые сроки? Или это возможно, только если человек молод, полон энергии и сил? Сегодня не надо многократно снимать одну и ту же сцену, переставляя единственную камеру, чтобы снять с другого ракурса. В многонаселённых сценах, где, например, в кадре три-пять человек, которые двигаются, прыгают с места на место, когда у тебя только одна камера, снимать можно целый день. А с тремя камерами ты снимаешь всё одним куском. Снято, следующая сцена. Поэтому и успеваешь снять фильм за 20−25 дней. Конечно, важно работать быстро из-за того, что продюсеру каждый день влетает в копеечку. Сам производственный процесс стал в разы дороже. Это в советские времена магическое слово «кино» открывало любые двери, давая, порой, возможность снимать месяцами бесплатно на каком-нибудь заводе или в музее. Сегодня всему есть своя цена. Съёмочный процесс стал ещё интенсивнее. И если у актера выпадают редкие выходные дни, больше похожие на «отсыпные», то у постановочной группы в такие моменты идёт освоение новых объектов. У всех труд гигантский. Бешеный ритм. Большие нагрузки. Дальние переезды. Казённые дома. -А чем отличается для актёра творческий процесс в реальных декорациях от съёмок в воображаемых пространствах? Я говорю про пресловутый зелёный экран, спецэффекты, компьютерную графику и т. д. Как вы к ним относитесь? Но сам я, скажу откровенно, фильмы где одна компьютерная графика, вообще не смотрю. Мне не интересно, хотя я признаю их мастерство. Для меня это уже другое искусство в принципе. Не про то, что мне ценно и актуально. Когда герой легко перепрыгивает с одного небоскреба на другой я перестаю сопереживать ему, так как он уже не тот реальный человек, чья судьба для меня значима. Внимание моё уходит от сюжета, я начинаю моделировать в голове возможные варианты как это было сделано. -Актёру проще работать в реальных декорациях? Вообще сложно, когда вокруг тебя только зелёный экран, и нужно самому всё в голове придумывать. Или для профессионала это вообще не играет роли? -В продолжение разговора о высоких технологиях. Когда вы работали над картиной «Высоцкий. Спасибо, что живой», вы знали, кто играет его роль, или это скрывалось и от актёров? И критики, и обыватели часто говорят о том, что старое поколение актёров было куда сильнее, чем молодежь. Вам довелось поработать со многими современными звёздами. Что вы скажите? Российская школа действительно деградировала за последние годы или молодежь держит марку? Проблема, на мой взгляд, в другом — школа потеряна. Раньше были великие педагоги, что во «мхатовской» школе, что в «вахтанговской». В одной только «Щуке» было несколько по‑настоящему великих педагогов, а сейчас хорошо, если один есть. Баталов и Хуциев ушли из жизни, и всё — замены им во ВГИКе нет. -Преподаватели должны быть в прошлом практиковавшими актёрами и режиссёрами, или можно быть высококлассным преподавателем, оставаясь теоретиком?
На съёмках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
-Сложно довериться, когда режиссёр — молодой человек без большого опыта и авторитета, а актёры уже маститые и звёздные? Или главное — это профессионализм, а опыт и возраст роли не играют? -Вопрос про критиков. Сейчас обзоры фильмов делают в том числе люди без профессионального образования. И эти обзоры собирают сотни тысяч просмотров. Как вы к этому относитесь? И чьё мнение по‑настоящему важно? -В СССР была цензура. С одной стороны, она мешала творчеству, с другой, как говорят многие, обеспечивала качество. Согласны ли вы с этим и не приводит ли отсутствие цензуры к снижению качества кинофильмов? Цензура в искусстве может приносить какую-то пользу или от неё один вред? При этом в США сейчас мы видим создание некоего подобия цензуры в кино. Я о новых правилах вручения «Оскара». У кино должна быть какая-то социальная функция, которую и обеспечивают подобные правила и регламенты, или пусть это будет чистое искусство? Кадр из сериала «Тайны дворцовых переворотов»
-В программе Patriki Film Festival есть не только фильмы, но и сериалы. В последнее время качество сериалов значительно выросло, в них приходят большие актёры и режиссёры. Каково ваше отношение к сериалам? В обычной жизни я почти не смотрю кино дома. На полный метр я иду в кинотеатр. А дома… Тогда надо смотреть по ночам, а мне надо в восемь утра уже бегать. Так что либо то, либо другое. -Нужна ли господдержка или она приводит только к коррупции? Сталкивались ли вы с расхищением бюджета, с нечистоплотными режиссёрами и продюсерами в своей карьере? Я далёк от бизнес задач в кино. Но полагаю, что именно коммерческий успех крайне важен. Это критерий реальной оценки зрительского успеха. Это деньги, которые дают возможность хорошо зарабатывать всем, кто работает в отрасли, а также в дальнейшем вкладывать в большие новые проекты. Вы же наверняка знаете, что сегодня рекламные бюджеты сопоставимы с производственными. Успех кино привлечёт не только государственные, но и частные деньги в индустрию. -Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь фестивалю Patriki Film Festival.
|
|