Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.06.2021 / 08:25:08
Кинорежиссер Зульфикар Мусаков завершил съемки нового художественного фильма "История болезни". До сих пор говорят и пишут о показе его другого фильма - "Сценарист" в клубе "Интеллектуал". Подробности далееСценарий фильма «История болезни» на современную тему был написан З.Мусаковым уже давно. После картины «Сценарист» у съемочной группы появилось некое окно, которое они использовали. С помощью друзей, которые помогли со средствами, имея очень скромный бюджет, сняли эту новую картину. Как рассказал на творческой встрече в отеле «Габриэлле» сам режиссер, сделано это буквально на территории трех комнат, создали фильм с помощью только трех актеров, четвертый появляется где-то в конце. Это Нигора Каримбаева, Сейдулла Молдаханов , Бабур Юлдашев и Атабек Мусаев. Вот такое продолжение работы вслед за фильмом «Сценарист», который вызвал столь широкий резонанс.
Интервью для сайта Культура Узбекистана. Наш собеседник — ведущий режиссер ГАБТа им. А. Навои Андрей Слоним.
- Андрей Евсеевич, после просмотра этого фильма в клубе «Габриэлле» , вы дали ему очень высокую оценку. Как вы могли бы это мотивировать, что имелось ввиду?
- До сих пор нахожусь под замечательным впечатлением от того вечера. По моему мнению, фильм Зульфикара Мусакова «Сценарист» — совершенно особенный, он сразу вызывает очень много глубоких размышлений.Будучи хорошо знакомым с творческими принципами режиссёра Мусакова полностью «изнутри», так как три года тому назад мне довелось с огромным творческим удовольствием сняться в его очень своеобразном и ярком фильме «Берлин-Аккурган» в роли наркома иностранных дел Максима Литвинова — я уже тогда воспринял и уловил и особую атмосферу самих съёмок, и самобытный, совершенно удивительный принцип драматургии его фильмов. Фильм «СЦЕНАРИСТ» , как и другие творения Зульфикара Мусакова выстроен абсолютно нестандартно. Он по сути представляет собой некий драматургический «коллаж», где в динамичном монтаже некой «мозаики» из разных драматургических пластов и частей картины рождается единое целое. Драматургия эта содержит много пластов, граней, текстов и подтекстов. Пласт цветной образности перемежается с пластом чёрно-белым. Очень важно, что нигде и ни в чем постановщик, раскрывая сложную диалектику Добра и Зла, не «тычет» указующим перстом, а предлагает и героям, и зрителям совершить некий важнейший ВЫБОР. Все промелькнувшие попытки сопоставить принципы композиции этого фильма с булгаковским романом «Мастер и Маргарита», на мой взгляд — не имеют под собой почвы. Да, здесь тоже идут пересечения «времён и пространств», здесь древние времена истории нашей земли впрямую пересекаются с современностью, а гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи неожиданно оказывается… впрямую в наших днях, да ещё в обществе самого Мефистофеля! Но конструкция фильма абсолютно самостоятельна и не копирует практически ничего из того, что удается вспомнить. Образ Сценариста, написавшего сценарий «по правде жизни» и оказавшийся неудобным для официоза — воплощен во всей полноте драматизма. Но и здесь в его глубинах — есть также некая диалектичность. Вынужденный продать свой сценарий другим людям для того, чтобы они пустили его в дело «от себя» — Сценарист на вырученные деньги исцеляет жену от рокового недуга. В переплетениях перипетий даже не совсем ясно — взаправду или в чьем-то воображении на высоком фестивале при присуждении премий за сценарии Тот, кто купил сценарий, сознается в том, что истинный автор этого творения — совсем иной человек... Замечательна игра актеров… Убеждает главный герой в талантливом исполнении непрофессионального актера Анвара Усманова — поистине Актера от Бога. Его работа истинно профессиональна и намного превышает уровень приевшихся героев сериалов, где артисты сегодня пытаются изобразить следователя, а завтра — преступника — и все с одним и тем же лицом и спецификой поведения. Здесь нет ни банального «драйва», скрывающего пустоту — всё наполнено действием, напряженным и непрерывным. И его творческий труд, и труд других талантливых исполнителей органичен и нигде и ни на миг не скатывается в банальное «представленчество», лишенное внутренней напряженной жизни духа. Даже малые по объему роли в полной мере впечатляют — поистине органичен наш уважаемый архитектор и ветеран Серго Михайлович Сутягин в образе Леонардо да Винчи, и многие, многие его коллеги, включая и весьма необычного Мефистофеля. Убеждает своеобразнейшая стилистика, интересные и абсолютно не банальные костюмы и облик героев древнейшей, наверняка еще домусульманской эпохи с очень внятными образными находками. Нигде и ни в чем нет подобия дешевого «маскарада». Этим героям веришь и сопереживаешь их жизни в непрерывной динамике. Незримым героем фильма предстает сама Совесть — та самая, первозданная, имя которой происходит от великого смысла : «СО-ВЕСТЬ» — это не что иное, как согласие с ВЕСТЬЮ СВЫШЕ! И несмотря на отсутствие прямых «точек» действия, в своей суровой жесткости — фильм оставляет элемент надежды на то, что и Человек, и Человечество еще имеют шанс стать лучше, чем они предстают в действительности сегодня. Я смотрел этот фильм во второй раз — в первый раз это было дома по ссылке, любезно предоставленной мне Зульфикаром Мусаковым. И в первый раз, и в особенности — на большом экране он производит совершенно особое впечатление. После его просмотра хочется помолчать, подумать, сформировать его неизгладимый отпечаток на сознании. Думаю, что каждый найдет в этом фильме нечто свое, и в непростом его развитии совершит и свой ВЫБОР в оценке основных мировых и личностных категорий. В этом и особенность, и большая сила необычного и очень своеобразного фильма «Сценарист». Да и сама встреча интересных и ярких личностей, которые посмотрели фильм и высказали свои впечатления — была замечательной, доверительной, живой. Наша эпоха «лайков», к сожалению, отучает осмысливать и вникать в суть произведений. В том вечере этот замечательный феномен проявился в полной мере.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|