Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.11.2021 / 12:37:21
Совместная программа Garage Screen Film Festival и Samarkand Half Marathon 2021Фестиваль Garage Screen Film Festival Музея современного искусства «Гараж» ежегодно проводится в городах России и странах СНГ и знакомит публику с актуальным кино, не вышедшим в широкий прокат. Второй раз при поддержке Фонда развития культуры и искусства при министерстве культуры Узбекистана фестиваль пройдет в Ташкенте в центре 139 Documentary Center. В этом году программа фестиваля посвящена этике и политике инклюзии –– практике, направленной на создание равных условий участия в жизни общества для людей с разным бэкграундом. Кинопоказы Garage Screen Film Festival в этом году являются частью образовательной и инклюзивной программы Самаркандского полумарафона. Помимо кинопоказов, в рамках фестиваля также пройдет лекция кинокритика Михаила Захарова «От маргиналов к визионерам: история американо-азиатского кино». О Samarkand Half Marathon Samarkand Half Marathon –– ежегодный благотворительный забег, организованный Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан совместно с Министерством туризма и спорта и хокимиятом Самаркандской области. О кинопрограмме Garage Screen Основанная в 2012 году программа Garage Screen знакомит зрителей с выдающимися образцами российского и зарубежного художественного, документального и экспериментального кино, фестивальными новинками и анимацией. Кинопоказы Garage Screen проходят в лектории Музея, а в теплое время года — в летнем кинотеатре на площади Искусств в Парке Горького. Музей «Гараж» также проводит фестиваль Garage Screen Film Festival в городах России и стран СНГ и занимается кинопрокатом. В своей дистрибьюторской деятельности Garage Screen осмысляет новейшее кино и историю кинематографа в их диалоге с современным искусством и культурой. В 2021 году Музей открыл новое направление грантовой поддержки, связанное с поддержкой экспериментальных фильмов и киноработ на стыке с современным искусством, а также запустил новую книжную серию Garage Screen, посвященную киноискусству. Вход на кинопоказы свободный. 19 ноября — «Кодекс фриков»; Место проведения: 139 Documentary Center Адрес: г. Ташкент, Яшнабадский район, ул. Султанали Машхади, 210. Время проведения: 18:00 – 20:00 Режиссер Саломе Часнофф США, 2020. 68 мин. 16+
В своем киноэссе «Кодекс фриков» режиссёр Саломе Часнофф обращается к истории репрезентации инвалидности в голливудском кинематографе, взяв за отправную точку легендарную картину Тода Браунинга «Уродцы» и обсуждая дальнейшие прецеденты с активистами, исследователями и кинематографистами. «Уродцы» Тода Браунинга — голливудская картина почти столетней давности (1932), ставшая новаторской благодаря своей модели идентификации. Фильм Браунинга предполагал, что зрители вне зависимости от наличия или отсутствия у них инвалидности будут соотносить себя с цирковыми артистами с ненормативной телесностью, в то время как их антагонистами выступали герои без инвалидности. Документальная лента Саломе Часнофф «Кодекс фриков» унаследовала политику инклюзивности и нейроразнообразия. Позаимствовав форму у «Целлулоидного шкафа» Роба Эпштейна и Джеффри Фридмана, Часнофф предлагает новый взгляд на историю кино и формирование стереотипов. Любые попытки «представить себе», что думают и как себя ощущают в мире люди с инвалидностью, приводят к ошибочной репрезентации. По этой причине создатели «Кодекса фриков» привлекают активистов, исследователей и кинематографистов с различными формами инвалидности, чтобы узнать их мнение и поделиться их опытом. Выясняется, что некоторым из них гораздо ближе не манипулятивные «слезовыжималки», а неполиткорректный юмор комедий братьев Фаррелли. Фильм ищет способы говорить об инвалидности честно — без фетишизации людей со шрамами, демонизации злодеев в инвалидных креслах и патронажа героев с ментальной инвалидностью — и критикует Голливуд, чья наградная система поощряет «вдохновляющие» истории о персонажах с инвалидностью, заточенные под зрителей без нее. «Кодекс фриков» — откровенный интерсекциональный разговор об инвалидности, расе, который разоблачает всевозможные стереотипы: «волшебных негров» («Зеленая миля») и «волшебных карликов» («Гарри Поттер»), красивых и беззащитных незрячих женщин («Мгновение ока») и обладающих сверхсилами слепых мужчин («Сорвиголова»), а также повсеместное отсутствие хэппи-эндов для персонажей с инвалидностью.
20 ноября –– Лекция Михаила Захарова; «Искусственные вещи» и «Дети Айседоры»; Место проведения: 139 Documentary Center Адрес: г. Ташкент, Яшнабадский район, ул. Султанали Машхади, 210. Лекция Михаила Захарова: «От маргиналов к визионерам: история Время проведения: 17:00 – 18:00 Справочная информация о Михаиле Захарове: Михаил Захаров — кинокритик, переводчик и куратор кинопрограмм. Автор текстов о кино и современном искусстве, опубликованных в изданиях «Афиша Daily», SRSLY и Spectate . Сегодня американо-азиатский опыт представлен в кино во всех мыслимых вариациях — от выживания мигрантов и беженцев до неуемного излишества «Безумно богатых азиатов». Киноакадемия, в 2020-м году впервые в истории присудившая «Оскар» за лучший фильм картине не на английском языке, «Паразитам» Пон Джун-Хо, в 2021-м продолжила запоздалый курс на разнообразие. На главную кинопремию претендовали британо-пакистанский актер Риз Ахмед («Звук металла») и американо-иранский режиссер Рамин Бахрани (сценарий к «Белому тигру»). Юн Ёджон стала первой кореянкой в истории, получившей актерский «Оскар» (за лучшую женскую роль второго плана в «Минари» — фильме о непростой жизни корейских иммигрантов в сельской Америке 1980-х), а постановщица китайского происхождения Хлоя Чжао выиграла сразу два «Оскара» — за режиссуру и лучший фильм года (« Земля кочевников»). Однако так было далеко не всегда — на обретение права на голос и создание собственной ниши у иммигрантов и потомков иммигрантов ушел целый век. В ходе лекции мы проследим за тем, как американо-азиатские кинематографисты — от секс-символа и первой американки китайского происхождения в Голливуде Анны Мэй Вонг до комедиантки Аквафины — использовали кино, анимацию и сериалы, чтобы говорить на пересечении таких тем, как расизм, культурная и трудовая миграция, сексуальная паранойя и мизогиния. Какие картины стали ключевыми для американо-азиатского кино и почему оно тяготеет к жанрам боевика, ромкома и мелодрамы? Уместно ли то, что некоторые белые режиссеры снимают кино об американо-азиатах и какие из них сумели преодолеть или хотя бы сузить разрыв в опыте? Что значит вручение «Оскара» женщине-режиссеру китайского происхождения? Мы обсудим эти и многие другие вопросы на примере знаковых картин — от новаторского нуара Сэмюэла Фуллера «Кровавое кимоно» до гоночного боевика Джастина Лина «Форсаж», от активистского документального кино Артура Донга и Кристин Чой до хулиганских стендапов Маргарет Чо и Боуэна Янга. «Искусственные вещи» и «Дети Айседоры»; Время проведения: 18:30 «Искусственные вещи» Режиссер: Софи Файнс Великобритания, 2018. 26 мин. 6+ Британская документалистка Софи Файнс по-новому интерпретирует перформанс Люси Беннетт «Искусственные вещи» при участии труппы «Стопгэп», состоящей из танцоров с инвалидностью и без нее. А француз Дамьен Манивель в своем поэтическом оммаже Айседоре Дункан запечатлевает различные трактовки одного и того же танца «Мать», в том числе репетиции Манон Карпантье — молодой танцовщицы с синдромом Дауна. До того, как прийти в кино, Софи Файнс была менеджером танцевальной труппы авангардного хореографа Майкла Кларка. Но затем она вернулась к танцу в короткометражном фильме «Искусственные вещи», снятом с оглядкой на другого художника, с которым сотрудничала, — режиссера Питера Гринуэя. Ее картина — это документация и новая интерпретация одноименного танцевального перформанса Люси Беннет, руководительницы инклюзивной труппы «Стопгэп». Оригинальный перформанс обрел такую известность и собрал столько наград, что стал предметом изучения во многих британских средних школах. Файнс сжала изначальный полуторачасовой перформанс до получасового и перенесла действие с театральных подмостков в дистопические помещения заброшенного торгового центра. Пятеро персонажей в повседневной и офисной одежде танцуют где-то на границе между сном и явью, медленно переходя от лирики (You’d Be So Nice To Come Home To Нины Симон) к рок-н-роллу. Задействовав трех танцоров с инвалидностью, Файнс вслед за Беннет возвращает людям с различными формами инвалидности право на игру, загадку и чувственность. «Дети Айседоры» Режиссер Дамьен Манивель Франция, Южная Корея, 2019. 84 мин. 18+ В 1913 году создательница современного танца Айседора Дункан пережила трагическую утрату. Машина с двумя ее детьми и гувернанткой утонула в Сене. В 1921 году Дункан посвятила своим детям пронзительный танец «Мать» на музыку Скрябина. Спустя столетие четыре француженки — три танцовщицы и знаменитый хореограф — изучают партитуру «Матери». Одна подбирает для него уместную интонацию, стараясь не эстетизировать травму, две других — преподавательница и ученица — его ставят, а последняя наблюдает за его исполнением из зрительного зала. За свой изящный и завораживающий фильм о танце и преемственности француз Дамьен Манивель получил приз за лучшую режиссуру на международном кинофестивале в Локарно. Подобно хореографу Матильде Монье, главной героине документального фильма Клер Дени «К Матильде», бывший танцор и акробат Дамьен Манивель заостряет особое внимание на подготовке танцовщиц к выступлению. Титры отмеряют дни репетиций, но за два осенних месяца — октябрь и ноябрь — мы практически ничего не узнаем о личной жизни танцовщиц. Вместо этого Манивель предоставляет право голоса телу каждой из женщин: не только телу молодой и эталонно красивой актрисы Агат Боницер (дочери французского кинокритика, сценариста и режиссера Паскаля Боницера), но и телу танцовщицы с синдромом Дауна Манон Карпантье, телу опытной танцовщицы Марики Рицци, а также телу знаменитого хореографа ямайского происхождения Эльзы Воллиастон. Снимая героинь разных возрастов, комплекций и уровней подготовки, Манивель демонстрирует разнообразие интерпретаций одного и того же танца. Всех женщин объединяет восхищение талантом Дункан и скорбь, которую они разделяют вместе с ней. В фильме нет никаких подробностей о жизни великой танцовщицы, но он рассказывает о ней и ее методе больше, чем многие биографические картины. 21 ноября –– «Остров Эллис» и «Море в огне»; Место проведения: 139 Documentary Center Адрес: г. Ташкент, Яшнабадский район, ул. Султанали Машхади, 210. Время проведения: 16:00 «Остров Эллис» Режиссеры Мередит Монк, Боб Розен США, 1982. 28 мин. 16+ Garage Screen Film Festival представляет два фильма о проблеме беженства: поэтическую короткометражку композитора-минималистки Мередит Монк «Остров Эллис» (1982) о крупнейшем в начале XX века пункте приема мигрантов в США и документальную ленту Джанфранко Рози «Море в огне» (2016) о современном пункте приема беженцев в Италии. Работа Рози номинирована на «Оскар» и удостоена «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. В 1892–1927 годы на острове Эллис, расположенном в устье реки Гудзон в бухте Нью-Йорка, побывало около шестнадцати миллионов мигрантов. По сюжету экспериментального докуфикшена Мередит Монк и Боба Розена призраки приезжих, сыгранные профессиональными актерами, по-прежнему населяют заброшенные больницы, учебные аудитории и комнаты ожидания, вновь и вновь воспроизводя унизительные процедуры медосмотра, фотографирования и классификации. Актеры практически не разговаривают. Их языком становятся танец и жесты, а сама черно-белая съемка подражает немому слэпстику. При этом Монк и Розен не эстетизируют процедуры, а критикуют их, создавая доведенные до абсурда сценки, где имя одного из скандинавских мигрантов из-за укорачивания искажается до неузнаваемости, а учительница в костюме Бастера Китона комично преподает мигрантам азы английского. Переключаясь между черно-белыми портретами мигрантов и изображенными в цвете толпами любопытных туристов, которые бродят по Эллису в настоящее время, Монк и Розен создают своего рода палимпсест о заброшенном, но неутихающем месте. Фильм сопровождает музыка, написанная Монк для ансамбля вокалистов и двух фортепиано; среди исполнителей — сама композитор со своими неповторимыми вокализациями, а также культовый афроамериканский композитор-гей Джулиус Истмен. «Море в огне» Режиссер Джанфранко Рози Италия, 2016. 114 мин. 16+ Лампедуза — остров площадью 20 квадратных километров в 70 милях от африканского побережья и 120 милях от Сицилии и по совместительству перевалочный пункт беженцев из Северной Африки. На момент создания «Моря в огне» (2016) через Лампедузу прошли около 400 000 человек — и примерно 15 000 из них погибли: утонули или стали жертвами обезвоживания и болезней. Итальянский документалист Джанфранко Рози (обладатель «Золотого льва» за «Священную римскую кольцевую», 2013) запечатлевает процедуры, через которые проходят спасенные беженцы, оказавшись на острове. Параллельно с этим он снимает повседневную жизнь нескольких жителей Лампедузы, в разной степени осведомленных о миграционном кризисе: от 12-летнего мальчика Самуэле, который, как и его отец, в будущем собирается стать моряком, но пока проводит дни, стреляя из самодельной рогатки по птицам и кактусам, до врача Пьетро Бартоло, осматривающего новоприбывших. Премьера изобретательной и неравнодушной картины Рози об одной из главных проблем современности состоялась на Берлинском кинофестивале 2016 года, где фильм был удостоен главного приза — «Золотого медведя». Впоследствии лента также получила премию Европейской киноакадемии и была номинирована на «Оскар». Название фильма отсылает к миграционному кризису и к описанию военных действий на море, о которых бабушка Самуэле, ставшая свидетельницей Второй мировой, в какой-то момент рассказывает внуку. Рози пишет портрет мальчика крупными мазками: по своему хронометражу история Самуэле занимает примерно треть «Моря в огне» и представляет собой инициацию главного героя в мужской мир. На протяжении фильма он не только выбирается на ночную охоту с рогаткой, но и слушает рассказы отца-моряка о полугодовом пребывании в море, учит английский и лечит ленивый глаз. Все это, включая подражание Самуэле военным действиям, указывает на то, что в перспективе мальчик, возможно, присоединится к флоту, а значит, судьба нелегальных мигрантов окажется в его руках. Будущее Европы не столько противопоставлено текущему положению дел в Африке, сколько находится с ним в постоянном диалоге. Хотя Самуэле ни разу за весь фильм не встретится с беженцами (и даже не услышит о них), Рози выстраивает события таким образом, что заставляет зрителей (в первую очередь европейских) задуматься о том, какой вклад может сделать каждый из них. Примером стойкости для режиссера становится Пьетро Бартоло — главврач местной поликлиники, который несмотря на отчаяние при виде многочисленных погибших, продолжает помогать беженцам, а с 2019 года занимается активизмом на принципиально новом уровне — став депутатом Европейского парламента. Фильм демонстрируется на итальянском и английском языках с русскими субтитрами. Для справки: 7 ноября в Самарканде прошел третий ежегодный забег Samarkand Half Marathon. Он объединил более 2000 людей из 29 стран мира. Главная цель проекта — привлечь внимание общественности к проблеме инклюзивности на объектах культуры и искусства, а также популяризация здорового образа жизни и развитие спортивного туризма в Узбекистане. Средства, вырученные с полумарафона, пойдут на благотворительную цель: «Трудоустройство людей с инвалидностью в учреждениях культуры». Организатор: Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Генеральные партнёры: Министерство туризма и спорта, хокимият Самаркандской области. Просим всех заинтересовавшихся следить за обновлениями на страницах Samarkand Half Marathon: Instagram: https://www.instagram.com/samarkandhalfmarathon/ Telegram: https://t.me/samarkandhalfmarathon Facebook: http://fb.com/samarkandhalfmarathon Дополнительная информация: Фонд развития культуры и искусства на регулярной основе организовывает Официальный сайт: www.acdf.uz Instagram: https://instagram.com/acdfuz Facebook: https://www.facebook.com/acdfuz Telegram: https://t.me/acdfuz Email: info@acdf.uz
|
|