Фильм Зулфикара Мусакова "Прощай, сценарист" – это рассказ о совести. Всего лишь. Вот так просто. Герой, невостребованный сценарист и, кажется, бесповоротно сломленный человек, но при этом физически неспособный поступиться своей честью, – в некоем смысле заглавная буква самого этого понятия – Совесть. Все остальные персонажи – словно строчные буквы, из которых составляется дальше это слово. И молчаливая, очень «восточная» умница-жена, преданная своему неудачнику до последнего вздоха. И бизнесмен, купивший его сценарий, но так и не обретший «бахт». И его холеная супруга с непроницаемым лицом и вроде бы закованным сердцем, которая, как оказалось, мучается этой сделкой. И друг-режиссер, снявший до перестройки «Заветы Ильича», а после перестройки – «Под пятой красной империи» – и всю жизнь тоскующий по идеалам их общей юности... И дочь героя, мало знающая о взрослых горестях родителей, но всё о них угадывающая чуткой душой-камертоном... или клавиатурой пишущей машинки!.. И Леонардо да Винчи в фантастическом исполнении Серго Михайловича Сутягина (за него режиссеру – отдельный поклон). И даже Мефистофель (больше похожий в своем черном котелке на Азазелло), с неожиданным удовлетворением констатирующий: не перевелись еще на земле честные люди...
А всё в целом лично для меня – и, возможно, для остальных двух десятков человек, которым посчастливилось присутствовать на просмотре этого фильма благодаря приглашению Бориса Рахимовича Бабаева, – оказалось еще одной ступенькой, маленьким шажком к постижению народа, среди которого я живу.
P.S. Ровно год назад я написала это. Ровно год назад состоялся просмотр замечательного фильма Зульфикара Мусакова в Ташкентском клубе интеллектуалов – сообществе, которое, простите, мне все же проще называть «Клубом Бабаева» . Четвертое заседание клуба, первый мой приход туда. И сразу – вот ТАКАЯ нравственная и культурная планка!.. Благодарю, Борис Рахимович, и вас, и всех, чьей энергией и доброй волей наши встречи продолжаются.
Вот только прекрасное лицо одного старого человека, вспыхнувшее тогда на экране, мы больше не увидим... Может быть, это было в чем-то его духовное завещание?..
Лейла Шахназарова, член клуба «Интеллектуал».