Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.12.2023 / 14:19:59
На завершившемся в Ташкенте вручении Национальной кинопремии "Олтин Хумо" сразу две премии вручены кинорежиссеру Шокиру ХаликовуТеперь в его списке творческих достижений есть победы в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий» за создание художественного фильма «Воскресенье».
Жили-были старик и старуха. Семьдесят лет и семь дней. Вот о последних семи днях их жизни и идёт речь в первом полнометражном фильме Шокира Халикова «Воскресенье». Перечислять все его награды-фестивали-дипломы и премии не имеет смысла и так всё об этом знают. Поэтому сразу к их жизни. Неторопливой, архаичной и совсем не лёгкой. Но Старик и Старуха не жалуются. Властный, уверенный и хозяйственный Старик. И покорная, заботливая и терпеливая Старуха. Они так давно вместе, что почти не разговаривают. Настолько всё понятно по скупому жесту натруженной ладони или поднятию выцветшей брови. Живут себе припеваючи в таком узнаваемом кишлачке. Если что-то и огорчает их, то постоянно кончающиеся спички. Ни очага или плиты не разжечь, ни сигареты прикурить после мойки рыжего Жигуля, ровесника их двух сыновей. Или неожиданная боль в груди старика, возраст уже ведь. А так всё хорошо. Весь день в домашних заботах. Тут и корову подоить нужно, и овец выпасти-постричь, и обед сварить, и лепёшки испечь, и ниток накрутить-накрасить, и ковров наткать. А вечером телевизор вместе посмотреть. Ну как вместе, Старик смотрит, а Старуха вручную переключает ему каналы. Телевизор ведь тоже помнит других вождей и правителей. Показывая другие эпохи и времена уже долгие времена. А потом, сделав звук громче, спокойно уснуть. До следующего дня недели, но уже на следующей неделе. Именно так построил свою временную конструкцию Шокир Халиков, как сценарист и монтажёр. День. Ночь. Свет. Тень. И всё бы хорошо, если бы… Нет, не враг напал на родную сторонку. Не злой змей потребовал выкупа немереного. Не потоп и не суховей пришли в этот бескрайний дворик безымянного кишлака. А заботы сыновей. Одного, суетливого, живущего неподалёку. И второго, который ни разу не покажется в кадре. Потому что работает где-то далеко, за семью морями, за семью долами. И вот уже услужливый доставщик привозит прямо домой новую газовую плиту, для которой не нужно спичек. А потом в доме у Старика и Старухи появляется и новый, огромный телевизор, у которого каналы переключаются пультом. И холодильник двухкамерный, который работает так тихо, что пугает Старуху. Даже рыжее авто попадает под раздачу сыновней любви и заботы. Не говоря уже про новый телефон с удобным экраном. Взамен привычного, кнопочного, часто не работающего. Даже вместо привычных понедельничных газет у Старика теперь рулон туалетной бумаги в будочке из шифера. Именно Старик больше всего и противится этому вторжению новомодного прогресса, этому нарушению привычных, пусть и старомодных ритуалов и традиций. Почему не наличные и привычные купюры за сотканные ковры, а пластиковая карта? Почему на экране нет знакомой картинки и нельзя просто поставить звук на нём на всю ночь. Который будет убаюкивать Старика на айване во дворе, а старуху на курпачах в доме? И, наверное, главное - почему безотказные зажигалки вместо привычных спичек? И привычный мир Старика и Старухи начинает исчезать. Они и так почти сливаются с живописным фоном художника-постановщика Бектоша Раджабова и художника по костюмам Софии Камаловой и бережно и красиво запечатленные оператором Диёром Исматовым. Именно так. А не приторно-слащаво и не рвано-клипово. Старик и Старуха как будто являются частью этой выгоревшей от времени и забот картинки мира (в самом дальнем уголке этой картинки). Даже скорее картинкой, покрытой патиной времени, событий, достижений и потерь. Потерь, конечно, больше. Снятый, практически, с двумя актёрами: Абдурахмоном Юсуфалиевым и Розой Пиязовой и в одном месте. С греющимися на взгорке, еще мраморными, арбузами. С вечно снующими курами-овцами-коровами и надоедливыми мухами. Куда же без них. И настоящими звуками реальной жизни от звукорежиссёра Анвара Файза. И главное - с режиссурой Шокира Халикова. Неспешной, подробной и терпеливой. Не самодовлеющей и не выпирающей изо всех щелей. Не впадающей в крикливую и бесстыдную экзальтацию чувств а-ля Болливуд. Не стремящейся к копированию Голливудского перипетийного слалома и перебором эффектов и клише. Режиссёр не пытается преподнести буквально каждый эпизод как наиглавнейшую, кульминационно-законченную сцену в фильме. У Шокира многое за кадром, так он доверяет своему зрителю. Здесь, несомненно, сказывается любовь, которую Шокир испытывает к иранскому кино. Такому же вроде бытовому и доступному. Но теплому, подробному и искреннему. Старающемуся найти в ежедневных событиях обычных людей нечто действительно значимое и достойное целого мирового экрана. И с его же текстом, простым и убедительным, понятным всем, даже без титров и перевода. Когда он нужен. А когда достаточно действия, тогда Старик переходит в наступление. Понимая, что заботливые сыновья не остановятся на бытовой технике и что следующим изменением будет его со Старухой дом, его крепость, он решается укрепить последний. Хотя бы саманом - глиной с соломой, оштукатурив его по возможности в самых потрёпанных дождями местах. Но то ли танго со Старухой при замесе этого самого самана было утомительным, то ли обшарпанная стена уже неприступна не только для врагов, но и для самого Старика, только тяжесть в груди тут как тут. И вот маленькая и покорная Старуха поит его из пиалы с руки и сигарету ему поджигает. И купает всесильного и грозного Старика как беспомощного младенца. Потому что силы кончаются. А дни идут. За вторник среда. Потом четверг и пятница. А на пороге уже и суббота. Становится всё холодней. На улице и в жизни. И надо же такому случиться, Старуха сильно простывает. Затаскивая рухнувшего Старика из-под проливного дождя под крышу и не сумев набрать номер скорой помощи/сына из-за нового, незнакомого телефона. Это потом уже он будет носить её, маленькую и покорную, на своих руках. Он будет сгорать от стыда и бессилия, не сумев купить нужное лекарство в городе. Ведь нужно было знать пароль от банковской карты. Потом он будет заботливо поить надоенным им самим молоком, чтобы сбить температуру, и греть её, в остывающем доме, своим теплом. А она, просветленная, то ли от простуды, то ли от близости воскресенья, признается-спросит-удивится, что они прожили хорошую жизнь. И потом, уже на следующее, воскресное утро выпадет первый снег. И будет ремонт, который все-таки затеют сыновья в этом среднеазиатском «Макондо». И будет оглушительная тишина даже по меркам такого немногословного фильма. И будет последняя спичка в коробке онемевшего Старика. Может эти спички, деревянные, постоянно сыреющие и не вовремя ломающиеся, напоминают нам о той искре, которую Бог, создавая человека, пытался высечь. Пытается до сих пор? Так и Старик, высекая последнюю искру последней спичкой, уходит. Как и почти всё это поколение. Одним долгим кадром. Без спасительного монтажа и хэппи-эндовских склеек. В снег. В свет. Туда, где понедельника не будет. Потому что можно построить новый дом, но не новую любовь… В финале долго не смолкали искренние аплодисменты. Они и так не раз раздавались во время фильма. Но сейчас их нужно было умножить на подкативший к самому горлу ком и на мокрые глаза, устремленные на чёрный экран… Правдивый. Человечный. Красивый. Мудрый. Печальный. И по-настоящему художественный фильм Шокира Халикова «Воскресенье». Спасибо от меня, и уверен, всех зрителей, долгожданно собравшихся в столичном Малом зале Дворца Кино 23 декабря 2023 года. Которые смеялись и плакали, любили и огорчались, страдали и удивлялись, одним словом - жили вместе со Стариком и Старухой все эти семь дней. До самой последней секунды последнего дня.
P.S. Может это и хорошо, что в тот день не было официальных лиц , журналистов-фотографов-осветителей и шествий по красным стёжкам-дорожкам в этот фестивальный вечер. Совсем ничего. Фильм начался без объявления. И закончился без вызовов на сцену постановщиков. Это точно бы нарушило ту невероятную атмосферу грусти за героев, которую все унесли с собой, боясь расплескать в шумном фойе, среди сэлфи-зон и блиц-интервью. А ещё гордости и надежды, что не все ещё засериалено, выкомейдивано и отбоевиковано в нашем кино. Подарившего полтора часа живых чувств совсем неслучайным зрителям, уже ожидающих следующую ленту Шокира Халикова с рабочим названием «Нога». Которую уже представляли на многих питчингах на разных кинофорумах и у нас и за рубежом. Будем ждать и верить, что так и будет. Должно быть. P.S.S. На завершившемся накануне фестивале «Олтин Хумо» Шокир Халиков получил сразу две награды. Теперь в его списке есть победы в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий» за своё «Воскресенье». С чём его от души в очередной раз поздравляем!
АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ
|
|