Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
26.12.2023 / 14:19:59

На завершившемся в Ташкенте вручении Национальной кинопремии "Олтин Хумо" сразу две премии вручены кинорежиссеру Шокиру Халикову


Теперь в его списке  творческих достижений есть  победы в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий» за  создание художественного фильма  «Воскресенье».

 

Жили-были старик и старуха. Семьдесят лет и семь дней. Вот о последних семи днях их жизни и идёт речь в первом полнометражном фильме Шокира Халикова «Воскресенье». Перечислять все его награды-фестивали-дипломы и премии не имеет смысла и так всё об этом знают. Поэтому сразу к их жизни. Неторопливой, архаичной  и совсем не лёгкой. Но Старик и Старуха не жалуются. Властный, уверенный  и хозяйственный Старик. И покорная, заботливая и терпеливая Старуха. Они так давно вместе, что почти не разговаривают. Настолько всё понятно по скупому жесту натруженной ладони или поднятию выцветшей брови. Живут себе припеваючи в таком узнаваемом кишлачке. Если что-то и огорчает их, то постоянно кончающиеся спички. Ни очага или плиты не разжечь, ни сигареты прикурить после мойки рыжего Жигуля, ровесника их двух сыновей. Или неожиданная боль в груди старика, возраст уже ведь.  А так всё хорошо. Весь день в домашних заботах.  Тут и корову подоить нужно, и овец выпасти-постричь, и обед сварить, и лепёшки испечь, и  ниток накрутить-накрасить, и ковров наткать. А вечером телевизор вместе посмотреть. Ну как вместе,  Старик смотрит, а Старуха вручную переключает ему каналы. Телевизор ведь тоже помнит других вождей и правителей. Показывая другие эпохи и времена уже долгие времена. А потом, сделав звук громче, спокойно уснуть. До следующего дня недели, но уже на следующей неделе. Именно так построил свою временную конструкцию Шокир Халиков, как сценарист и монтажёр. День. Ночь. Свет. Тень. 

И всё бы хорошо, если бы… Нет, не враг напал на родную сторонку. Не злой змей потребовал выкупа немереного.  Не потоп и не суховей пришли в этот бескрайний дворик безымянного кишлака. А заботы сыновей. Одного, суетливого, живущего неподалёку. И второго, который ни разу не покажется в кадре. Потому что работает где-то далеко, за семью морями, за семью долами. И вот уже услужливый доставщик привозит прямо домой новую газовую плиту, для которой не нужно спичек. А потом в доме у Старика и Старухи появляется и новый, огромный телевизор, у которого каналы переключаются пультом. И холодильник двухкамерный, который работает так тихо, что пугает Старуху. Даже рыжее авто попадает под раздачу сыновней любви и заботы. Не говоря уже про новый телефон с удобным экраном. Взамен привычного, кнопочного, часто не работающего. Даже вместо привычных понедельничных газет у Старика теперь рулон туалетной бумаги в будочке из шифера. Именно Старик больше всего и  противится этому вторжению новомодного прогресса, этому нарушению привычных, пусть и старомодных ритуалов и традиций.  Почему не наличные и привычные купюры за сотканные ковры, а пластиковая карта? Почему на экране нет знакомой картинки и нельзя просто поставить звук на нём на всю ночь. Который будет убаюкивать Старика на айване во дворе, а старуху на курпачах в доме? И, наверное, главное - почему безотказные зажигалки вместо привычных спичек? И  привычный мир Старика и Старухи начинает исчезать.

Они и так почти сливаются  с живописным фоном художника-постановщика Бектоша Раджабова и художника по костюмам  Софии Камаловой  и бережно и красиво запечатленные оператором Диёром  Исматовым. Именно так. А не приторно-слащаво и не рвано-клипово. Старик и Старуха как  будто являются частью этой выгоревшей от времени и забот  картинки мира (в самом дальнем уголке этой картинки). Даже скорее картинкой, покрытой патиной времени, событий, достижений и потерь. Потерь, конечно, больше. Снятый, практически, с двумя актёрами: Абдурахмоном Юсуфалиевым и Розой Пиязовой и в одном месте. С греющимися на взгорке, еще мраморными, арбузами. С вечно снующими курами-овцами-коровами и надоедливыми мухами. Куда же без них. И настоящими звуками реальной жизни от звукорежиссёра Анвара Файза. И главное - с режиссурой Шокира Халикова. Неспешной, подробной и терпеливой. Не самодовлеющей и не выпирающей изо всех щелей. Не впадающей в крикливую и бесстыдную экзальтацию чувств а-ля Болливуд.  Не стремящейся  к копированию Голливудского перипетийного слалома и перебором эффектов и клише.  Режиссёр не пытается преподнести буквально каждый эпизод как наиглавнейшую, кульминационно-законченную  сцену в фильме.  У Шокира многое за кадром, так он доверяет своему зрителю. Здесь, несомненно,  сказывается любовь, которую Шокир испытывает к иранскому кино. Такому же вроде бытовому и доступному. Но теплому, подробному и искреннему. Старающемуся найти в ежедневных событиях обычных людей нечто  действительно значимое и достойное целого мирового экрана.  И с его же текстом, простым и убедительным, понятным всем, даже без титров и перевода. Когда он нужен. А когда достаточно действия, тогда  Старик переходит в наступление. Понимая, что заботливые сыновья не остановятся  на бытовой технике и что следующим изменением будет его со Старухой дом, его крепость, он решается  укрепить последний. Хотя бы  саманом - глиной с соломой, оштукатурив его по возможности в самых потрёпанных дождями местах. Но то ли танго со Старухой при замесе этого самого самана было утомительным, то ли обшарпанная стена уже неприступна не только для врагов, но и для самого Старика, только тяжесть в груди тут как тут. И вот маленькая и покорная Старуха поит его  из пиалы с руки и сигарету ему поджигает. И купает всесильного и грозного Старика как беспомощного  младенца.  Потому что силы кончаются. А  дни идут. За вторник среда. Потом четверг и пятница. А на пороге уже и суббота. Становится всё холодней. На улице и в жизни. И надо же такому случиться,  Старуха сильно простывает. Затаскивая рухнувшего Старика из-под проливного дождя под крышу и не сумев набрать номер скорой помощи/сына из-за нового, незнакомого телефона. Это потом уже он будет носить её, маленькую и покорную, на своих руках. Он будет сгорать от стыда и бессилия, не сумев купить нужное лекарство в городе. Ведь нужно было знать пароль от банковской карты. Потом он  будет заботливо поить надоенным им самим молоком, чтобы сбить температуру, и греть её, в остывающем доме, своим теплом. А она, просветленная, то ли от простуды, то ли от близости воскресенья, признается-спросит-удивится, что они прожили хорошую жизнь. И потом, уже на следующее, воскресное утро выпадет первый снег. И будет ремонт, который все-таки затеют сыновья в этом среднеазиатском «Макондо». И будет оглушительная тишина даже по меркам такого немногословного фильма. И будет последняя спичка в коробке онемевшего Старика. Может эти спички, деревянные, постоянно сыреющие и не вовремя ломающиеся, напоминают нам о той искре, которую Бог, создавая человека, пытался высечь. Пытается до сих пор? Так и Старик, высекая последнюю искру последней спичкой, уходит. Как и почти всё это поколение. Одним долгим кадром. Без спасительного монтажа и хэппи-эндовских склеек.  В снег. В свет. Туда, где понедельника не будет. Потому что можно построить новый дом, но не новую любовь… В финале долго не смолкали искренние аплодисменты. Они и так не раз раздавались во время фильма. Но сейчас их нужно было умножить на подкативший к самому горлу ком и на мокрые глаза, устремленные на чёрный экран…      

  Правдивый. Человечный. Красивый. Мудрый. Печальный. И по-настоящему художественный фильм Шокира Халикова «Воскресенье». Спасибо от меня, и уверен, всех зрителей, долгожданно собравшихся  в столичном Малом зале Дворца Кино 23 декабря 2023 года. Которые смеялись и плакали, любили и огорчались, страдали и удивлялись, одним словом  -  жили вместе со Стариком и Старухой все эти семь дней. До самой последней секунды последнего дня.

 

P.S.  Может это и хорошо, что в тот день не было  официальных лиц ,  журналистов-фотографов-осветителей и шествий по красным стёжкам-дорожкам в этот фестивальный вечер.  Совсем ничего. Фильм начался без объявления. И закончился без вызовов на сцену постановщиков. Это точно бы нарушило ту невероятную атмосферу грусти за героев, которую все унесли с собой, боясь расплескать  в шумном фойе, среди сэлфи-зон и блиц-интервью. А ещё гордости и надежды, что не все ещё засериалено, выкомейдивано и отбоевиковано в нашем кино. Подарившего полтора часа живых чувств совсем неслучайным зрителям, уже ожидающих следующую ленту Шокира Халикова с рабочим названием «Нога». Которую уже представляли на многих питчингах  на разных кинофорумах и у нас и за рубежом.  Будем ждать и верить, что так и будет. Должно быть. 

P.S.S. На завершившемся накануне фестивале «Олтин Хумо» Шокир Халиков получил сразу две награды. Теперь в его списке есть  победы в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий» за своё «Воскресенье». С чём его от души в очередной раз поздравляем!

 

 АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ





Другие материалы рубрики

21.12.2023 / 18:55:53

ИСТОРИЯ УЗБЕКСКОГО КИНО ПОПОЛНИЛАСЬ НОВЫМ ВПЕЧАТЛЯЮЩИМ ИЗДАНИЕМ

ЭТО ПЕРВЫЙ ТОМ КНИГИ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ " УЗБЕКСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ КИНО: МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ". ЕЕ АВТОРЫ НИГОРА КАРИМОВА И ЭЛЬДЖОН АББАСОВ. Далее...

19.12.2023 / 11:06:47

При поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, Ташкентским филиалом ВГИК и Республиканской детской библиотекой проводится творческий вечер заслуженного артиста Узбекистана Рустама Сагдуллава.

23 декабря в 15:00 Республиканская детская библиотека Далее...

19.12.2023 / 10:59:45

Состоялась творческая встреча с Хамидуллой Акбаровым

В Доме кино "Ренессанс" состоялась творческая встреча с искусствоведом Хамидуллой Акбаровым при участии директора Агентства кинематографии Шухрата Ризаева, известных кинодеятелей, искусствоведов, студенческой молодежи и работников СМИ. Далее...

18.12.2023 / 19:52:40

"Воскресенье" Шокира Холикова выиграла приз на кинофестивале "Бастау"

С 12 по 16 декабря 2023 года в Алматы прошел XI Международный кинофестиваль "Бастау". Организаторами фестиваля традиционно выступили кинокомпании Tanaris Production и A-Team при поддержке Акимата города Алматы и Министерства культуры и информации РК. Далее...

16.12.2023 / 22:31:43

Кинорежиссер Пулат Файзиев. Свет радуги длиною в жизнь

Хабибулла Абидович Файзиев, известный многим почитателям его творчества, как Пулат Файзиев, был полон энергии и новых замыслов, когда ушел из жизни. 19 декабря ему исполнилось бы 85 лет. Далее...





18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 
28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 


19.11.2024 / 15:26:53
МОСКВА, 19 ноября. В эфире телеканала "НТВ" в программе "Попутчик" вышел второй сезон тревел-шоу с российским шоуменом Тимуром Родригезом, посвящённый культурному и туристическому потенциалу Узбекистана, сообщает корреспондент ИА
 
18.11.2024 / 16:38:00
Более 100 туристов отправились в путешествие на туристическом поезде "Jibek joly"
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте